13-10-2023
Шаги в фигурном катании соединяют все элементы программы в единое целое[1]. Они представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке.[1]
Разные шаги и повороты корпуса, выполняемые в комбинации, называются «дорожкой шагов», которая являются обязательным элементом в программе фигуристов.[2] Шаги могут служить для набора скорости перед прыжком или в качестве связующих элементов, то есть для украшения программы. Они создают естественный переход от одной части композиции к другой или соединяют один элемент с другим.[3] В исполнении шагов ценится четкость, плавность и то, попадает ли фигурист в такт музыке. Елена Чайковская пишет, что шаги «должны раскрывать ритмические особенности музыки, техническое и артистическое мастерство спортсмена».[3]
Шаги и повороты — главные критерии оценки спортсменов в танцах на льду. Например, партнеры в обязательном порядке исполняют синхронные серии твизлов — быстрых поворотов на одной ноге.[4]
Содержание |
Сложность шагов:
Без смены ноги (на одной ноге) | Со сменой ноги (на двух ногах) | |||
---|---|---|---|---|
Без смены ребра | Со сменой ребра | Без смены ребра | Со сменой ребра | |
Без смены направления | Дуга, петля | Перетяжка | Основной шаг, беговые шаги, подсечки, шассе, кроссролл | |
Со сменой направления (развороты в движении) |
Крюк, выкрюк | Тройка, скобка, твизл | Моухок | Чоктау |
Дугой называется участок, на котором конёк едет в одном направлении на одном ребре. Соответственно, дуги характеризуются тремя параметрами: нога, направление и ребро. Ноги различают правую (R) и левую (L); направления — вперёд (F) и назад (B), рёбра — внутреннее (I) и внешнее (O). Шаги записывают как последовательность дуг. Например, простейший разворот в движении — вальсовую тройку — можно записать как LFO → LBI → RBO.
Дополнительно детальное описание шага может содержать обозначение положения свободной ноги, плеч и участка соприкосновения лезвия конька со льдом.
Голландский шаг, называемый также дугой или кругом — базовый элемент фигурного катания. Означает движение на одной ноге в одном направлении без смены ребра. В «школьном» варианте исполнения предполагает целый круг, диаметром примерно в 10 длин конька фигуриста, исполненный три раза на каждой ноге. В академических целях используется разучивание дуг в форме полукруга поочередно на двух ногах. Существует 8 типов дуг — 4 на левой ноге: вперед-наружу (LFO), вперед-внутрь (LFI), назад-наружу (LBO) и назад-внутрь (LBI); и столько же аналогичных на правой. Коэффициент сложности всех дуг равен единице, исключение составляют дуги назад-внутрь (LBI и RBI), коэффициент сложности которых равен двум.
Тройка (англ. 3 turn) — поворот на одной ноге со сменой ребра конька и направления движения. Тройка, пишет Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках», выполняется за счет небольшого разворота плеч и бедер в сторону движения.[6] Она называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3:[7] каждое ребро оставляет дугообразный след, а изгиб посередине формируется во время смены ребра. Тройка — базовый элемент фигурного катания и основной способ изменить направление движения по льду. Именно тройку и моухок начинающие фигуристы выучивают в первую очередь. Кроме того, она используется в заходах на прыжки тулуп и флип. Это наиболее часто встречающийся поворот в танцах на льду.[6]
Скобка (англ. Bracket turn) — поворот на одной ноге, оставляющий след наподобие фигурной скобки «}». Скобки считаются сложным видом поворота и исполняются, как правило, только в дорожках шагов. Она похожа на «тройку», но более сложна в исполнении, потому что во время тройки зубец поворачивается внутрь окружности, по направлению движения, а в скобке — в противоположную сторону. Выглядит она, как быстрая смена направления движения: сначала лезвие двигается зубцом вперед, потом оказывается зубцом назад, а потом опять вперед.[8]
Крюк (англ. Rocker turn) — это поворот на одной ноге. В отличие от троек и скобок, где конек в начале и в конце движется по единой линии, в выкрюках направление меняется на противоположное. Если представить, что фигурист движется по окружности вдоль бортика катка, то в тройках и скобках после поворота конька он продолжает движение в прежнем направлении, а после крюка происходит смена окружности.[9] Это выглядит так, будто фигурист заходит на поворот-тройку, а выходит из «скобки».
Выкрюк (англ. Counter turn) — это обратный вариант крюка. Он выглядит так, как будто фигурист заходит на скобку, а выходит тройкой.
Выкрюки и крюки используют для простой смены направления, но чаще их можно увидеть в дорожках шагов и в обязательных танцах у танцоров на льду.
Элемент фигурного катания, при котором вес тела спортсмена, скользящего на одной ноге, плавно переносится с внутреннего на наружное ребро. После перетяжек, как правило, остается след в виде «змейки».
Во время исполнения твизлов (англ. Twizzle) фигурист поворачивается на одной ноге по часовой или против часовой стрелки,[4] одновременно перемещаясь по дуге или прямой. От вращения твизл отличается тем, что спортсмен не остается на одной точке, а двигается по льду. Предпочтительно, если фигуристы поднимают руки вверх.[10]
Серии твизлов выполняются партнерами в танцах на льду, где этот элемент является обязательным. Кроме того, он в обязательном порядке выполняется в синхронном фигурном катании. Твизлы являются одним из наиболее сложных танцевальных элементов.[6]
Простой танцевальный шаг, напоминающий основной. Внешняя нога отталкивается как обычно, внутренняя — лишь слегка поднимается.
Танцевальный шаг со сменой ноги. Фигурист делает дугу на наружном ребре, после чего свободная нога заносится вперёд накрест с опорной. Заодно — упражнение на скольжение на внешнем ребре.
Подсечка (англ. Crossover) используется для набора скорости, при заходах на прыжки и вращения.[11] Подсечка считается простым связующим компонентом, поэтому если фигурист в промежутках между сложными элементами (например, прыжками) будет передвигаться по льду только подсечками, без сложных шагов и поворотов, его программа станет менее интересной с хореографической точки зрения, потеряет в сложности, красоте и будет оценена судьями ниже.
Последовательность подсечек вперед или назад.
Моухок (англ. Mohawk turn) — шаг со сменой направления движения, в котором участвуют обе ноги.[12] Обычно используется именно для смены направления движения или в дорожках шагов, но может служить и для захода на прыжок флип.
По поводу простейшего разворота левая-назад-наружу → правая-вперёд-наружу (применяемого, например, для захода на аксель) у специалистов есть разногласия, считать ли его моухоком. Одни утверждают, что это тоже моухок, другие называют моухоком только разворот в движение назад. В любом случае, «настоящий» моухок (левая-вперёд-внутрь → правая-назад-внутрь) приходится специально разучивать, в то время как простейший разворот обычно «приходит» сам по себе, с отработкой езды спиной вперёд.
Происхождение слова «моухок» таково. В начале XIX века Великобритания была увлечена индейцами, и однажды из Нью-Йорка приехал ансамбль индейцев мохоков, исполнявший воинские танцы. У них в танце было движение, напоминавшее «кораблик». А ведь именно через «кораблик» проще всего развернуться на примитивных коньках с недостаточной кривизной лезвий.[13]
Чоктау (англ. Choctaw turn) похож на моухок, но при чоктау дополнительно происходит смена ребра.[14] Он чаще всего используется при заходе на вращения, а также в дорожках шагов. Чоктау включены во многие из обязательных танцев у танцоров на льду.
Название «чоктау» впервые встречается в книге Максвелл Уитхэма (конец XIX века). Шаг, похожий на моухок, был назван по аналогии, другим индейским племенем.[13]
Дорожка шагов, как обязательный элемент короткой и произвольной программы фигуристов, имеет свои правила, хотя фигуристы, как правило, стараются разнообразить движения и включать декоративные элементы или движения руками. Умеренные движения корпусом также требуются по правилам ИСУ.[15] Однако Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках» отмечает, что в дорожках оценивается прежде всего сложность и мастерство в исполнении шагов.[16]
Дорожки бывают трех типов: по прямой (англ. straight line, фигурист пересекает каток), по кругу (англ. circular) или в форме серпантина (англ. serpentine).[1] Они, как правило, исполняются ближе к концу программы, но обычно все фигуристы стараются не исполнять несколько видов дорожек подряд, а чередовать с прыжками и вращениями, чтобы программа выглядела интереснее. По правилам ИСУ, разные виды шагов и поворотов должны быть сбалансированы; необходимо выполнить как минимум 4 типа поворотов и 2 типа шагов.[15] В танцах на льду дорожки классифицируются по позициям партнеров: рука-в-руке (англ. in hold) и параллельно друг другу (англ. not touching).
Действующие правила ИСУ регулируют исполнение дорожки следующим образом:
Шаги должны соответствовать ритмическому рисунку музыки.Оригинальный текст (англ.)All step sequences should be executed according to the character of the music.[17]
В парном катании и танцах на льду в дорожку запрещается включать поддержки. Если в любую из дорожек будет включен запрещенный элемент (например, прыжок более, чем в 1 один оборот), то техническая бригада снимает с фигуристов баллы.[18]
Разрешено делать небольшие остановки, попадающие в такт музыки.Оригинальный текст (англ.)Short stops in accordance with the music are permitted.[17]
В парном катании поощряется смена рук и положения партнеров (то есть партнер и партнерша меняются местами) по ходу исполнения, а также близость их друг к другу.[17]
Фигурное катание | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дисциплины | Женское · Мужское · Парное · Танцы на льду · Синхронное катание | ||||||||
Программы | Короткая программа · Произвольная программа · Короткий танец · Произвольный танец | ||||||||
Элементы |
|
||||||||
История | Специальные фигуры (англ.) · Обязательные фигуры · Шестибалльная система оценок · Обязательный танец · Оригинальный танец | ||||||||
Прочее | Новая судейская система · Фигурные коньки · Терминология · Соревнования · Олимпийские призёры |
Шаги в фигурном катании.