Ша́кха (санскр. शाखा, śākhā IAST, «ветвь») — индуистские богословские брахманические школы, специализировавшиеся на изучении определённых ведических текстов, или, в другом значении, ведические тексты, которым следовали данные школы[1][2]. Человек, следовавшей определённой школе или рецензии ведического текста назывался термином «шакхин»[3], которым в индуистской философии также называли приверженцев ортодоксальной философской системы[4]. Подобные ведические школы также назывались родственным термином «чарана»[5]. Хотя слова «чарана» и «шакха» часто используются как синонимы, чараной правильнее называть секту или группу людей одной школы, а термином «шакха» — традиционный текст, которому следует школа[2]. В каждой школе существуют различные точки зрения, описываемые как «различия ведических школ» (шакхабхеда). В каждой из школ традиционно изучалась одна из ведических самхит (то есть одна из Вед как таковых), наряду с ассоциируемыми с ней Упанишадами, Брахманами, Араньяками, Шраута-сутрами и Грихья-сутрами[1][2].
В традиционном индуистском обществе принадлежность к определённой школе являлась важным апектом классовой идентичности. К концу ригведического периода термин «брахмана» стал использоваться по отношению ко всем членам жреческого сосоловия, внутри которого, однако, существовали различия, основанные на кастовой принадлежности и на принадлежности к одной из шакх[6]. Брахмана, перешедшего в другую школу, называли «предателем своей шакхи» (шакхаранда)[1].
Список шакх
Карта ведической Индии по
Витцелю (1989). Гипотетические местонахождения различных ведических шакх показаны зелёным цветом.
Традиционным источником информации о шакхах каждой из Вед является Чарана-вьюха, которая существует в двух практически идентичных версиях: 49-я Паришишта «Атхарва-веды», приписываемая Шаунаке, и 5-я Паришишта «Шукла Яджур-веды», приписываемая Катьяяне. Там приводятся списки как существующих на момент составления списка шакх, так и уже прекративших своё существование. Только очень небольшое количество шакх сохранилось до наших дней[7]. Ниже приведены списки шакх.
Риг-веда
Шакха |
Самхита |
Брахмана |
Араньяка |
Упанишада |
Шакала |
Текст editio princeps Макса Мюллера |
Айтарея-брахмана |
Айтарея-араньяка |
Айтарея-упанишада |
Ашвалаяна |
Декламируется намбудири-брахманами |
Айтарея-брахмана |
Айтарея-араньяка |
Айтарея-упанишада |
Каушитаки |
Декламируется намбудири-брахманами |
Каушитаки-брахмана |
Манускрипт |
Каушитаки-упанишада |
Башкала |
Манускрипт |
Каушитаки-брахмана |
Манускрипт |
Каушитаки-упанишада |
Шанкхаяна |
Манускрипт |
Шанкхаяна-брахмана |
Шанкхаяна-араньяка |
Является частью Араньяки |
Пайнги |
- |
Возможно существует манускрипт |
Рахасья-брахмана (утеряна) |
- |
Яджур-веда
Шукла
Кришна
Шакха |
Самхита |
Брахмана |
Араньяка |
Упанишада |
Катьяяна |
Манускрипт |
Манускрипт (только первые шесть книг, остальное утеряно) |
- |
- |
Тайттирия |
Тайттирия-самхита |
Тайттирия-брахмана и Вадхула-брахмана (часть Вадхула-шраута-сутры) |
Тайттирия-араньяка |
Тайттирия-упанишада |
Майтраяни |
Майтраяни-самхита |
- |
Майтраяни-араньяка |
практически идентична Араньяке |
Чарака-катха |
Чарака-катха-самхита |
Частнично напечатана, частично — в манускрипте |
Катха-араньяка (практически весь текст из единственного манускрипта) |
Катхака-упанишада, Катха-шикша-упанишада[8] |
Капиштхала |
Капиштхала-самхита (сохранившийся частично манускрипт, отредактированный Рагху Вирой) |
|
- |
- |
Сама-веда
Шакха |
Самхита |
Брахмана |
Араньяка |
Упанишада |
Каутхума |
Отредактирована |
Отредактирована (всего 8 Брахман) |
Не существует. В саму Самхиту включена Араньяка |
Чхандогья-упанишада |
Ранаяния |
Манускрипт |
Отредактирована |
Не существует. В саму Самхиту включена Араньяка |
Чхандогья-упанишада |
Джайминия/Талавакара |
Отредактирована и частично опубликована. Два различных стиля декламации саман. |
Опубликована —Джайминия-брахмана, Аршея-брахмана. |
Тамильская версия Тавалакара-араньяки (тождественна Джайминия-упанишада-брахмане), опубликована. |
Кена-упанишада |
Шатьяяна |
(Возможно схожа с Джайминия Сама-ведой) |
Манускрипт |
- |
- |
Атхарва-веда
Шакха |
Самхита |
Брахмана |
Араньяка |
Упанишада |
Шаунака |
Атхарва-веда-самхита, отредактирована |
Частично Гопатха-брахмана (сохранилась и опубликована) |
- |
Мундака-упанишад, опубликована |
Пайппалада |
Атхарва-веда-пайппалада; декламируется намбудири-брахманами и брахманами Ориссы. Также сохранились два манускрипта: кашмирский (большей часть отредактированный) и ория (частично отредактированный Дипаком Бхаттачарьей и другими) |
Утеряна |
- |
Прашна-упанишад, Шарабха-упанишад и др. — все отредактированы. |
Примечания
- ↑ 1 2 3 V. S. Apte. A Practical Sanskrit Dictionary, p. 913, left column.
- ↑ 1 2 3 Monier-Williams, A Sanskit-English Dictionary, p. 1062, right column.
- ↑ V. S. Apte. A Practical Sanskrit Dictionary, p. 913, left column
- ↑ E.g., Radhakrishnan, Sarvepalli; and Moore, Charles A. A Source Book in Indian Philosophy. Princeton University Press; 1957. Princeton paperback 12th edition, 1989. ISBN 0-691-01958-4. p. 560. The example is given here of a text which refers to a dispute involving śākhins [followers] who do not accept a particular position.
- ↑ V. S. Apte. A Practical Sanskrit Dictionary. p. 429, middle column
- ↑ Basham, A. L. The Wonder That Was India: A Survey of the Culture of the Indian Sub-Continent Before The Coming Of The Muslims. (Grove Press, Inc.: New York, 1954) p. 139.
- ↑ For a brief summary of the shakhas as given in Shaunaka’s Caraṇa-vyūha IAST see: Monier-Williams, A Sanskit-English Dictionary, p. 1062, right column.
- ↑ a lost Upanishad reconstructed by Michael Witzel as having been very similar in content to the Taittiriya Upanishad, chapter 1. M. Witzel, An unknown Upanisad of the Krsna Yajurveda: The Katha-Siksa-Upanisad. Journal of the Nepal Research Centre, Vol. 1, Wiesbaden-Kathmandu 1977, pp. 135
Литература
- Michael Witzel, Tracing the Vedic dialects in Dialectes dans les litteratures Indo-Aryennes ed. Caillat, Paris, 1989, 97—265.