13-10-2023
Шеддадиды | ||||
|
||||
---|---|---|---|---|
Территория Шеддадидов с 1072 |
||||
Столица | Двин — 951—1173 годы Гянджа — 970—1075 годы Ани — 1072—1199 годы |
|||
Религия | Ислам | |||
Население | армяне, персы, курды | |||
Шеддадиды (перс. شداديان, арм. Շադդադյաններ) — феодальная династия курдского происхождения[1][2], правившая в Арране и Восточной Армении. В XI—XII веках являлась наиболее сильной курдской династией Закавказья[3].
Сведения о династии Шеддадидов весьма скудны. Краткие сведения о них черпают из грузинской летописи «Картлис цховреба», и армянских источников — Степаноса Таронаци (X—XI вв.), Аристакеса Ластивертци (XI в.), Самуел Анеци (XII в.) и Вардана Аревелци (XIII в.)[4].
Наряду с иранскими традициями на Шеддадидов значительное культурное влияние оказало армянское окружение и армянские родственные связи. В генеалогии династии встречаются как типично иранские имена, такие как Лашкари, так и типично армянские имена, такие как Ашот. Это результат того, что Шеддадидам пришлось маневрировать между дейлемитами Азербайджана и христианами — армянами и грузинами[5]. Персидский поэт Катран Табризи, живший при дворе Шеддадидов Гянджи, даже подчеркивал армянскую родословную династии, называя Фадла III «гордостью династии Багратидов»[6].
Воспользовавшись временным ослаблением правления Мусафирида Марзубана ибн Мухаммада, Мухаммад ибн Шаддад, основатель династии[7], утвердился сначала в Двине, в Армении, впервые примерно в 951 году[7][2]. Изначально построив сильную крепость за пределами города Мухаммад ибн Шаддад отразил неоднократные атаки Мусафиридов и их армянских союзников с целью вернуть город[7]. Вскоре после восстановления власти Мусафиридов Мухаммад ибн Шаддад был вынужден сбежать в Васпуракан, где получил убежище у местного армянского царя, и умер в 955 году. Несмотря на потерю Двина сын Мухаммада ибн Шаддада Лашкари вероятно получил некоторые территории в армянской горной области Сюник. Шеддадиды вновь восстановили свое правление в Двине лишь в конце X века усилиями сына Мухаммада ибн Шеддада Фазла[7]. С 1022 года Двинским эмиратом правил Абу-л Асвар. Примерно в 1040 году он безуспешно[7] пытался расширить свою власть за счет царя Ташира Давида Безземельного. Предполагается что в этот период контакты между ветвями в Двине и Гяндже были уменьшены[7]. Абу-л Асвар был использован Византийской империей в период аннексии Армянского царства в середине 1040-х годов, хотя византийцы так и не выполнили свое обещание при помощи Абу-л Асвара оставить ему все захваченные им армянские крепости. Более того, в 1045 году сам Двинский эмират был подвергнут неудачной атаке византийской армией. Последовавшие попытки византийцев сократить зону власти Шеддадидов вокруг Двина также сошли на нет. Византийский хронист Иоанн Скилица называет Абу-л-Асвара «архонтом Тивия и Персармении»[8].
Сын Мухаммада ибн Шаддада Фазл, находящийся после событий в Двине на службе у Хамданидов, по просьбе Мусафиридского наместника Али аль-Тази отправился в город Гяднжа кавказской области Арран[7] для того, чтобы совместно защитить его от нападений горцев. В 969—970 году[7] к брату присоединился также Лашкари и, при поддержке местного населения, последние выгнали Али аль-Тази а Лашкари стал эмиром[7]. В 978 году его унаследовал брат Марзубан. Через несколько лет он был свергнул Фазлом, который правил областью с 985 года в течение 47 лет. В 993 году последний схватил также Барду и Байлакан. Шеддадиды проявляют себя как энергичные защитники ислама, сражаясь с грузинскими и армянскими князьями, византийцами, аланами и русами[9]. Утверждение Шеддадидской гегемонии на восточных границах Грузии заставило царя Баграта IV предпринять меры, в частности около 990 году он осадил Шамкур. Данные об исходе этой военной акции в источниках противоречивы. Другое столкновение с грузинами имевшее место в 1027 или 1030 году закончился сокрушительным поражением Фазла I. К 1030 году, в конце своего правления, Фазл, с помощью русов находящихся к этому времени военным походов в Ширване, подавил восстание своего сына наместника в Байлакане. Почти ничего не известно о кратковременном правлении его наследника и сына Мусы (1031—1034). Преемник последнего Абу-л Хасан Лашкари продожил военные компании против грузин и армян проявляя месть за поражения своего деда Фазла I. После 1054 года как Шеддадиды так и Раввадиды признали сюзеренитет сельджукского султана Тогрула[7]. Если зависимость Абу-л-Асвара было почти что номинальным, то его сын Фазл II платил сельжукам большую дань. Правление Шеддедидов Гянджи подходило к концу, хотя точные обстоятельства падения династии неясны. Последний представитель Гянджинской линии рода Фазлун ибн Фалз правил около двух лет до 1075 года[2], когда султан Мелик-шах даровал область своему рабу Сав Тегину в качестве икты.
К XII веку город Гянджа имело преимущественно иранское население[10]. Ганджийское эмирство Шеддадидов просуществовавшее почти до конца XI века.
После завоевания в 1064 году сельджуками Закавказья Шеддадиды стали их вассалами и в 1072 году[1] получили (по другим данным купили[11]) в вассальное владение территорию бывшего Анийского царства армянских Багратидов, образовав Анийский эмират[2]. Манучихр ибн Шавур II начавший править в Ани, стал основателем анийской ветви Шеддадиды (около 1072—1199), которая прекратила свое существование в 1199 году, когда армянский[12] город Ани был присоединен к Грузии[2] вместе с частью северной Армении[13].
Список правителей составлен согласно работам «Книга династий» Н. В. Сычева[14] и «Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии» К. Э. Босворта[9].
The Byzantine conquest was short-lived: in 1048 Toghrïl Beg led the first Seljuq raid into Armenia, in 1064 Ani and Kars fell to Toghrïl’s nephew and heir Alp-Arslan, and after the Battle of Manzikert (1071) most of the country was in Turkish hands. In 1072 the Kurdish Shāddādids received Ani as a fief. A few native Armenian rulers survived for a time in the Kiurikian kingdom of Lori, the Siuniqian kingdom of Baghq or Kapan, and the principates of Khachen (Artzakh) and Sasun.
В XI — XII вв. наиболее сильной курдской династией Закавказья были Шеддадиды. В X в. Шеддадиды владели сначала лишь г. Ганджой (ныне Кировабад) и его окрестностями, но затем захватили близлежащие земли мелких феодалов, в том числе во владениях соседних армянских царств Ташира-Дзорагета и Сюникского. В 1048г. Шеддадиды отняли г. Двин у армянского князя Давида, и там обосновалась их ветвь — двинские Шеддадиды.
Северо-западный угол иранского мира и примыкающие к нему районы Кавказа на протяжении большей части писанной истории являли собою крайне запутанную в этническом и лингвистическом отношении картину. Присутствие в генеологии Шаддадидов дейлемитских имён (типа Лашкари) и армянских (типа Ашот), несомненно, объясняется тем, что Шаддадидам пришлось искать себе место между дейлемитами Азербайджана, с одной стороны, и христианами - армянами и грузинами - с другой.
However, alongside Iranian traditions, the influence of the Shaddadids’ Armenian neighbors and relatives was strong, hence the appearance of typically Armenian names such as Ašoṭ among members of the dynasty. Indeed, Qaṭrān even underlines the dynasty’s Armenian ancestry, calling Fażlun “the glory of the Bagratid family” (Kasravi, p. 261).
Nizami Ganja’i, whose personal name was Ilyas, is the most celebrated native poet of the Persians after Firdausi… His nisbah designates him as a native of Ganja (Elizavetpol, Kirovabad) in Azerbaijan, then still a country with an Iranian population, and he spent the whole of his life in Transcaucasia; the verse in some of his poetic works which makes him a native of the hinterland of Qom is a spurious interpolation.
Шеддадиды, как известно, впервые выдвинулись в Арране ещё в самом начале второй половины X века. Они первоначально правили в Гандже, где и сформировалось Ганджийское эмирство Шеддадидов, просуществовавшее почти до конца XI века. В 1048 г. Шеддадиды захватили Двин у армянского князя Давида и прочно обосновались в нем. Во второй половине XI в., когда вся Армения и сопредельные страны оказались под владычеством сельджуков, Шеддадиды, будучи вассалами сельджуков, сумели несколько расширить свои владения. Двинский Шеддадид Абу-л-Асвар покупает разрушенный город Ани у сельджукского султана Алп-Арслана (1063 — 1072) и передает своему сыну Мануче, от которого происходила анийская ветвь династии Шеддадидов
The development of the Armenian towns Dvin and Ani, which played such an important role in the history of the Shaddadids, was conditioned by the direction of the important and commercial roads under the caliphs.
Шеддадиды.