Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Штурман (авиация)

29-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рабочее место штурмана в самолёте Ан-70

Шту́рман (нидерл. stuurman, от stuur — «руль» и man — «человек») — профессия, специальность, должность, вид деятельности, профессиональное звание членов экипажа воздушного судна, связанных с определением его местоположения и ориентировкой на местности[1]. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на цифровой или топографической карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов[2].

История

В Российской Империи

В Российской Империи должность штурмана в авиации была введена в 1912 году одновременно с выделением авиации в отдельный род войск. В связи с увеличением дальности полётов и трудностью в ориентировке на незнакомой местности, пилоту бомбардировщика понадобился помощник, ведущий разведку и обстрел противника, в то время как пилот управляет самолётом[2][3].

С начала Первой Мировой войны в России существовало около 20 курсов «Лётчиков-наблюдателей»[4]. 24 марта 1916 года была создана Центральная аэронавигационная станция в составе авиационного командования, что считается днём рождения авиационной штурманской службы. Активные боевые действия потребовали в экипаже новой должности — навигатора[2][5].

В Советской России

После революции экономика пришла в упадок и развитие авиации остановилось. Несмотря на применение в Гражданской войне авиации[6], никаких нововведений, в отличие от Европы, в воздухоплавательной навигации в России не происходило. Большая часть как лётчиков, так и лётных наблюдателей, перешла на сторону "белых" и либо была убита, либо покинула страну. Из 97 авиаотрядов в стране осталось 33, да и те были потрёпаны войной[2]. Лишь по окончании Гражданской войны, в 1921 году, при управлении Воздушного Флота была организована аэронавигационная служба. Её техническое оснащение оставляло желать лучшего — приборов было мало, летать немногочисленные аэронавигаторы предпочитали по хорошо известным ориентирам[5][7].

В 1926 году аэронавигационную службу возглавил Борис Васильевич Стерлигов[2]. Он осуществил переоснащение аэронавигаторов, организовал курсы. Именно по его инициативе аэронавагаторов (на тот момент именовавшихся лётными наблюдателями) стали называть штурманами по аналогии с флотскими навигаторами[5]. Приказом №180 Реввоенсовета СССР от 28 февраля 1933 года были определены все лётные штурманские должности, вплоть до флагштурмана, которым стал Борис Стерлигов[2].

В современной России

В современной гражданской авиации штурманы всё больше вытесняются техническими средствами навигации, позволяющими командиру экипажа получать всю необходимую информацию "одним нажатием". Несмотря на это, в ВВС должность штурмана ещё долго будет востребована[7][8].

День штурмана

В России с 2000 года 24 марта, в день создания в 1916 году центральной аэронавигационной станции, отмечается День штурмана[5][8].

Примечания

  1. Штурман — А. М. Плехов, С. Г. Шапкин, 1988
  2. ↑ История создания штурманской службы ВВС России
  3. Штурман в авиации — центр профориентации Омской области
  4. Единственные в России — и не только — Notum.info
  5. ↑ Праздник 24 марта - День штурманской службы ВВС России
  6. История ВВС ВМФ. Морская авиация в Гражданскую войну
  7. ↑ Как привести самолет к цели — Ростех, 24 марта 2015
  8. ↑ "Пока существует военная авиация, штурман необходим" — РИА-Новости, 24 марта 2006


Штурман (авиация).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06