29-08-2023
Шту́рман (нидерл. stuurman, от stuur — «руль» и man — «человек») — профессия, специальность, должность, вид деятельности, профессиональное звание членов экипажа воздушного судна, связанных с определением его местоположения и ориентировкой на местности[1]. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на цифровой или топографической карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов[2].
В Российской Империи должность штурмана в авиации была введена в 1912 году одновременно с выделением авиации в отдельный род войск. В связи с увеличением дальности полётов и трудностью в ориентировке на незнакомой местности, пилоту бомбардировщика понадобился помощник, ведущий разведку и обстрел противника, в то время как пилот управляет самолётом[2][3].
С начала Первой Мировой войны в России существовало около 20 курсов «Лётчиков-наблюдателей»[4]. 24 марта 1916 года была создана Центральная аэронавигационная станция в составе авиационного командования, что считается днём рождения авиационной штурманской службы. Активные боевые действия потребовали в экипаже новой должности — навигатора[2][5].
После революции экономика пришла в упадок и развитие авиации остановилось. Несмотря на применение в Гражданской войне авиации[6], никаких нововведений, в отличие от Европы, в воздухоплавательной навигации в России не происходило. Большая часть как лётчиков, так и лётных наблюдателей, перешла на сторону "белых" и либо была убита, либо покинула страну. Из 97 авиаотрядов в стране осталось 33, да и те были потрёпаны войной[2]. Лишь по окончании Гражданской войны, в 1921 году, при управлении Воздушного Флота была организована аэронавигационная служба. Её техническое оснащение оставляло желать лучшего — приборов было мало, летать немногочисленные аэронавигаторы предпочитали по хорошо известным ориентирам[5][7].
В 1926 году аэронавигационную службу возглавил Борис Васильевич Стерлигов[2]. Он осуществил переоснащение аэронавигаторов, организовал курсы. Именно по его инициативе аэронавагаторов (на тот момент именовавшихся лётными наблюдателями) стали называть штурманами по аналогии с флотскими навигаторами[5]. Приказом №180 Реввоенсовета СССР от 28 февраля 1933 года были определены все лётные штурманские должности, вплоть до флагштурмана, которым стал Борис Стерлигов[2].
В современной гражданской авиации штурманы всё больше вытесняются техническими средствами навигации, позволяющими командиру экипажа получать всю необходимую информацию "одним нажатием". Несмотря на это, в ВВС должность штурмана ещё долго будет востребована[7][8].
В России с 2000 года 24 марта, в день создания в 1916 году центральной аэронавигационной станции, отмечается День штурмана[5][8].
Это заготовка статьи о профессии. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Штурман (авиация).