Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Шулятиков, Михаил Иванович

22-10-2023

Михаил Иванович Шулятиков (1845, Глазов — 1893, Москва) — член Императорского Общества Содействия Русскому Торговому Мореходству. Отец Владимира Шулятикова и Анны Распутиной (девичья фамилия Шулятикова).

Семья

Отец — Иван Леонтьевич, Мать-Екатерина Васильевна (в девичестве Ляпунова, г. Глазов). Братья Петр (1847 г) жил и скончался в Череповце, имел книжный магазин, Алексей - врач в Яранске, Владимир и Василий привлекались по процессу "193," Сестры Надежда по мужу Салтыкова (мать Сергея Николаевича Салтыкова -Депутата 2-ой Государственной Думы), Ольга по мужу Бастракова.

Участник «Библиотечного кружка» Красовского, г. Вятка. После окончания гимназии поступил в Казанский университет (1862) на физико-математический факультет.Михаил Шулятиков принят 4 сентября 1862 года на физико-математический фа-культет Казанского университета и отчислен 3 декабря 1863 года (Шулятикова отчислили из университета в связи с арестом по так называемому «Казанскому заговору»). В марте 1863 года 17-летний Михаил Шулятиков и И.Я.Орлов нелегально прибыли в город Глазов. Они должны были организовать кре-стьянское войско в Вятской губернии в поддержку Польского восстания. При аресте у них были изъяты прокламации: «Свобода», «Льется польская кровь», «Долго давили вас, братцы». В 1863 г. арестован по делу «Казанского заговора» и «Казанского кружка». Каторгу заменили высылкой в г. Глазов. Служил в земской управе г. Глазова секретарём. В доме Шулятикова Ивана Леонтьевича проживал Короленко В. Г. вместе с братом Илларионом в период ссылки.

В период 1872—1978 года проживал в Пермской губернии, затем в Перми. Оказал существенное влияние на формирование демократических взглядов Николая Васильевича Мешкова. В Пермской ссылке у него родились: Владимир (1872), Анна (1874) (по мужу Распутина прототип персонажа "Рассказа о семи повешенных" Леонида Андреева) и Ольга (1876) по мужу Кравцова. В 1882 году семья переехала в Москву. Михаил Иванович служил с Страховом обществе,

ИМПЕРАТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ РУССКОМУ ТОРГОВОМУ МОРЕХОДСТВУ.

Шулятиков вступил в Общество в 1884 году, действительным членом Общества он стал в 1885 году по предложению председателя князя Дмитрия Николаевича Долгорукова. С декабря 1885 года был избран кандидатом члена Правления и членом ревизионной комиссии. С января 1886 года Михаил Иванович был приглашен занять должность члена правления. До самой кончины в 1893 году, Михаил Иванович прини-мает деятельное участие в работе правления. Официальное место службы Шулятикова М.И. - Северное Страховое Общество (сначала начальником отделения по речному страхованию, а затем инспектором того же страхования). Михаил Иванович обращает внимание правления Общества на проблему строительства Баку-Батумского нефтепровода. Указывает на последствия его строительства "грозившие страшными последствиями волжскому судоходству и промышленным интересам нашего Отечества". Обратив внимание правления на этот вопрос в сентябре 1888 года, Михаил Иванович читает свои доклады «о Баку-Батумском нефтепроводе» в Общих Собраниях общества - годичном 12 декабря 1888 года и чрезвычайном - 30 марта 1889 года. Следствием участия Михаила Ивановича было обращено усиленное внимания к вопросу строительства нефтепровода волжских биржевых комитетов, пароходовладельцев и судовладельцев. В результате Общество представило Министру Финансов особую записку о необходимости издания закона, коим воспрещается вывоз не вполне обработанных продуктов нефтяной промышленности из России. В доказательство правильности воззрений общества Михаил Иванович составил сборник статей и мнений о нефтяной промышленности вообще и нефтепроводе в особенности и издал его в 32 выпуске «Известий» под заглавием «О Баку-Батумском нефтепроводе» и отдельной брошурой. Ряд биржевых комитетов России (Московский, Нижегородский, Казанский, Саратовский, Астраханский и Бакинский) высказывались против строительства данного нефтепровода, широкая полемика по этому вопросу развернулась на страницах целого ряда Российских газет и журналов. Призванное защищать интересы торгового судоходства, Императорское общество для содействия Русскому Торговому Мореходству не могло остаться в стороне и приняло активное участие в обсуждении этого вопроса. Данный вопрос имел огромное значение не только для судьбы российского нефтяного экспорта, но и для флота. Было ясно, что нефтяные продукты будут переливаться нефтепроводом с берегов Каспия к берегу Черного моря не для дальнейшей переработки, а, главным образом, для экспорта в том же сыром и необработанном виде за границу. Общество вообще выступало против вывоза за рубеж необработанных нефтяных продуктов, считая это, безусловно, вредным для интересов России. Что касается экспорта обработанной нефти, то и тут были свои минусы, так как не было четкого определения понятия “обработанная нефть”, следовательно, всякая нефть, которая “побывала в аппарате, и от которой было лишь нечто отогнано, легко могла быть подведена под это понятие, и, таким образом, под видом остатков, продолжался экспорт фактически сырой нефти”. Была сделана оценка потерь судоходства от вывоза за границу необработанных и полуобработанных нефтяных грузов в сумме не менее 10 млн. рублей. Естественно, потеря таких средств гибельно отразится на положении русского торгового флота, а ведь с развитием флота тесно связано и развитие механических заводов, занимающихся постройкой судов. Такие заводы, как Коломенский и Воткинский, завод Любимова в Перми и Сормовские заводы в Нижнем Новгороде, стали основой для зарождения важнейшей отрасли производства - морского судостроения. Вместе с тем такое зарождение отрасли морского судостроения стало возможным именно благодаря обилию нефтяных грузов. Одним из возможных путей для компенсации экономического ущерба является обложение вывозимых нефтяных грузов высокой пошлиной получить новую статью доходов для удовлетворения нужд государства, но одновременно отмечалось, что этой цели недостаточно для разрешения экспорта за границу нефтяных продуктов. В записке Правления Императорского Общества отмечалось, что как бы высока ни была пошлина, иностранцы заплатят ее легко и охотно, в особенности учитывая текущие колебания курса рубля, и увезут за границу национальное богатство, что, в свою очередь, отразится непоправимыми последствиями на российском торговом флоте, а Государство или отрасль – не пострадают. К числу других аргументов, приводимых в защиту своей точки зрения, Правление отнесло такие, как сохранение лесов от вырубки путем использования альтернативного нефтяного топлива, стимулирование отечественной промышленности, в особенности Московского фабричного района, для которого такие нефтяные остатки, как топливо, стали необходимостью. И, наконец, стимулирование Бакинской заводской промышленности, чей упадок неизбежен при осуществлении экспорта нефти за границу. Сам Городской Голова г. Баку заявил, что “развитие Баку обусловливается развитием нефтяной промышленности, которая, в свою очередь, развивается лишь потому, что добытая нефть не вывозится за границу, а, оставаясь дома, вся здесь и обрабатывается.” Императорское общество собрало все материалы “за” и “против” строительства нефтепровода. На заседании общего собрания от 12 декабря 1888 г. общество постановило ходатайствовать перед правительством: 1) о безусловном воспрещении вывоза сырья, всякого рода отбросов нефтяного производства и полуобработанных продуктов; 2) о разрешении свободного вывоза только законченных товаров, поступающих не-посредственно к потребителю, а не на заводы для обработки.

  • За время работы в Обществе Шулятиков М.И. сделал доклады: по вопросам строительства Баку-Батумского нефтепровода, в котором высказался против продажи необработанной нефти за границу, о судоходстве по реке Волге, о судоходстве по рекам Запдной Сибири. Доклады опубликованы в «Известиях» Общества и отдельными брошюрами.
  • Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Ссылки

  • Михаил Иванович Шулятиков некролог
  • Воспоминания о Шулятикове М. И., Глазовец.
  • «Гласность в Глазове начиналась так» Опубликовано в газете «Красное знамя»1988 год, 19 июля. No114 (9595), стр. 3, город Глазов, Удмуртской АССР.
  • В. Г. Короленко в Удмуртии / Буня Михаил Иванович. - Ижевск: Удмуртия, 1995
  • Буня М.И. Глазовские находки. - Ижевск: Удмуртия, 1971.
* [ Шулятиков М.И. Очерк судоходства по рекам Западной Сибири. - М.: Типо-лит. В.Рихтер, 1893. - 4 + [64] с.: 1 л. карт. - 23 см 

Шулятиков Михаил Иванович. Содерж.: Пароходы и суда (с.1). - Прил.1. Список пароходов, плавающих по рр. Зап. Сибири (с.10-15). - Условия судоходства (16). - Притоки, входящие в систему (18). - Р.Обь. Путь от Бийска до Барнаула (18). - От Барнаула до устья Томи (20). - Томская линия (24). - Путь от устья Томи до Тобольска (27). - Общий для Обской и Семипалатинской линии путь (30). - Путь к Иртышу (34). - Судоходные притоки рр. Оби и Иртыша (41). - Общие замечания (46-53). - Прил.2. Табл. наблюдений вскрытия и замерзания рр. в Зап. Сибири (55-57). - Прил.3. Табл. вскрытия и замерзания рр. Зап. Сибири в 1879 г. (58). - Прил.4. Список сел, деревень и городов, лежащих по рр. Оби, Иртышу, Тоболу и Туре (59-64). - Карта Зап.-Сиб. рек (масшт.: 150 вер. в 0,01 саж.).]

Шулятиков, Михаил Иванович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06