Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Экзекуция

13-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Порка стоп преступника в Иране.

Теле́сные наказа́ния — одна из наиболее древних (наряду со смертной казнью) мер наказания, заключающаяся в причинении наказуемому лицу физической боли или увечья[1]. Их можно разделить на:

История

Телесные наказания уже были известны законам Хаммурапи, широко применялись в Римской империи. Особенно массовый характер применение телесных наказаний приобрело в период феодализма. Они были также распространены в период перехода к Новому времени, например, в Англии, по законодательству против бродяг и нищих[3], по общегерманскому уголовно-судебному уложению «Каролина».

Одним из первых, кто стал говорить о безнравственности и неэффективности телесных наказаний был английский философ Иеремия Бентам (1748-1832). Он обращал внимание на то, что даже если количество причитающихся осуждённому ударов четко зафиксировано в законе, их реальная сила целиком зависит от палача, который может быть подкуплен, в результате чего преступник будет наказан не соразмерно тяжести своего преступления, а в соответствии со своим имущественным положением.

С конца XVIII в. страны Европы под влиянием идей Просвещения стали одна за другой отменять этот вид наказания. Первой это сделала Франция в УК 1791 г (фр.) (однако окончательный отказ произошёл лишь в 1881 году). В 1820 году телесные наказания были законодательно отменены в Нидерландах, в 1860 году — в Италии, в 1867 году — в Австрии и Бельгии, в 1871 году в Германии, в 1890 году — в Финляндии, в 1900 году — в Японии, в 1904 году — в России, в 1930 году — в Дании, в 1936 году — в Норвегии, в 1948 году — в Англии (в войсках отменены в 1881 году[4], в тюрьмах (за нападение на сотрудников тюрьмы, по приговору судьи) были отменены в 1967 году, фактически применялись до 1962 года[5][6]), в 1949 году — в Китае, в 1955 году — в Индии, в 1972 году — в Канаде[7].

Сфера применения телесных наказаний продолжает сокращаться. В 1988 году они были отменены в Зимбабве (в отношении взрослых). С 1996 года их применение было запрещено в Замбии, Кении, на Сент-Винсенте и Гренадинах, Тринидаде и Тобаго, в Уганде, на Фиджи, в ЮАР, на Ямайке. В то же время, они сохраняются как вид уголовного наказания более чем в 20 странах мира[7].

В США последний раз телесное наказание по приговору суда было применено в 1952 г. в Делавэре — мужчина получил 20 плетей за избиение жены. В этом штате наказание плетьми было официально отменено лишь в 1972 г.[8][9][10]

Обратная к общемировой тенденция наблюдается в мусульманских государствах, где с 1980-х годов из-за политики возврата к «законам шариата» сфера применения телесных наказаний значительно расширилась: они были вновь включены в уголовное законодательство после долгого перерыва (Ливия, Мавритания, Иран, Судан, Пакистан, Йемен), либо стали применяться существенно чаще, чем до этого (ОАЭ, Саудовская Аравия)[7].

Телесные наказания детей также применялись с глубокой древности их родителями, воспитателями, учителями. Ребёнок рассматривался почти как собственность своих родителей, которые могли его наказывать практически любым образом или передоверять это право другим. Отказ от телесных наказаний как от способа воспитания начался лишь в XVIII веке и был во многом связан с изменением характера обучения, постепенным отказом от зубрежки как от неэффективного и жестокого метода, возникновением попыток заинтересовать детей учёбой. Впервые в мире телесные наказания в школах запретили в Речи Посполитой в 1783 г. При этом между странами наблюдались значительные различия. Так, во Франции в ХIХ веке воспитание было значительно либеральнее, чем в Великобритании. [11][12] В Великобритании телесные наказания в государственных школах были запрещены только с 1987 года, в частных школах такие наказания были запрещены в 1999 году (Англия и Уэльс), 2000 (Шотландия) и 2003 (Северная Ирландия).[13]

Телесные наказания в России

Н. В. Орлов «Недавнее прошлое» (Перед поркой), (1904), холст, масло — Государственный центральный музей современной истории России.

Воинский устав Петра I предусматривал самые разнообразные наказания: хождение по деревянным кольям, клеймение железом, обрезание ушей, отсечение руки или пальцев, отрезание языка, вырывание ноздрей, битьё батогами, шпицрутенами, порка кнутом, плетьми, розгами.

Постепенно от телесных наказаний были освобождены дворяне, христианское и исламское духовенство, почётные граждане, купцы первой и второй гильдий, некоторые должностные лица, а также их жёны и дети.

Вырезание ноздрей применялось до 1817 г., клеймение — до 1863 г.

Самым суровым видом телесного наказания было битье кнутом, которое применялось до 1845 г. После этого осталось лишь наказние плетьми, шпицрутенами и розгами.

Наказание плетьми выполнялось с той же торжественностью, как и наказание кнутом. По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. высший предел наказания плетьми был установлен в 100 ударов.

Наказание шпицрутенами (прогон сквозь строй) предназначалось для солдат, но иногда распространялось и на лиц, не принадлежавших к армии.

Наказание розгами как вид уголовного наказания до XIX века назначалось только несовершеннолетним и рассматривалось как крупное смягчение наказания, которое, как выражался Воинский Устав 1716 г., в таких случаях «умаляется или весьма оставляется». Уложение 1845 г. поставило розги на второе место вслед за плетьми, в размере 50—100 ударов. При существовании крепостного права розги также были обычным наказанием, налагаемым помещиками на крепостных; розги употреблялись и при всевозможных усмирениях волнений, наконец, составляли обычное педагогическое средство воздействия на воспитанников средних учебных заведений, особенно в духовных семинариях. Художественно яркое и исторически достоверное описание семинарских нравов дал в «Очерках бурсы» Н.Г. Помяловский, который во время обучения в семинарии сам был наказан 400 раз и даже задавал себе вопрос: «Пересечен я или ещё недосечен?»[14]

Законом 17 апреля 1863 года были отменены телесные наказания как мера уголовного наказания (за исключением приговоров рецидивистам-каторжникам)[15][16].

В 1864 году появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений».

Карийская трагедия 1889 года вызвала общественный резонанс, под влиянием которого в 1893 году были отменены телесные наказания для женщин.

В конце XIX века усилилось движение за полную отмену телесных наказаний, в том числе для крестьян.

Л. Н. Толстой писал:

«Надо, не переставая, кричать, вопить о том, что такое применение дикого, переставшего уже употребляться для детей наказания к одному лучшему сословию русских людей есть позор для всех тех, кто прямо или косвенно участвует в нём».

К началу XX века в Российской империи остались следующие виды телесных наказаний:

1) розги: как наказания для крестьян по приговорам волостных судов, бродяг и ссыльных, и как исправительная мера для ремесленых учеников;
2) плети для ссыльно-каторжных и поселенцев.

12 июня 1903 наказания плетьми для каторжных и ссыльных были отменены.

11 августа 1904 были отменены телесные наказания для крестьян и малолетних ремесленников.

30 июня 1904 были отменены телесные наказания в армии и на флоте.

До 1917 г. телесные наказания (розги) применялись в сооответствии с законом лишь как дисциплинарное наказание в тюрьмах. Однако во время Первой мировой войны в 1915 г. была вновь введена порка солдат розгами как дисциплинарное наказание[17]

Что же касается телесных наказаний в семье, то с середины XIX века они постепенно выходили из моды. В некоторых семьях детей не пороли, однако в других это делали регулярно, и общественное мнение принимало это как должное. Например, из 324 опрошенных Д.Н.Жбанковым в 1908 году московских студенток 75 сказали, что дома их секли розгами, а к 85 применяли другие физические наказания: порка мокрой верёвкой или вожжами, удары по лицу, долговременное стояние голыми коленками в углу на горохе. Причём ни одна из опрошенных не осудила родителей за излишнюю строгость, а пятеро даже сказали, «что их надо было драть сильнее».

Официальная советская педагогика с 1917 г. считала телесные наказания детей неприемлемыми и недопустимыми. Во всех типах учебных заведений они были категорически запрещены. Однако телесные наказания в семье оставались нередким явлением. Когда журналист Н.Н. Филиппов в 1988 г. с помощью педагогической общественности провел анонимное анкетирование семи с половиной тысяч детей от 9 до 15 лет в 15 городах СССР, оказалось, что 60% родителей применяли к ним телесные наказания.[14]

Телесные наказания в других странах

Лиловым цветом отмечены страны где в настоящее время применяются телесные наказания по приговорам судов

В настоящее время законодатели большинства стран рассматривают телесные наказания в любой форме как противоречащие положениям «Всеобщей декларации прав человека» (1948) и «Международного пакта о гражданских и политических правах» (1966), которые, в частности, запрещают пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство человека наказания.

В то же время в современном мире существуют две группы стран, которые сохраняют в своём уголовном законодательстве рассматриваемый вид наказания.

Наибольшее значение телесные наказания сохраняют в тех странах, где в качестве источника уголовного права действует мусульманское право (Афганистан, Бахрейн, Иран, Йемен, Ливия, Мавритания, Малайзия, северные штаты Нигерии, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Судан, Пакистан и др.).

При этом в большинстве указанных стран предусмотрены не только болезненные (битьё плетьми), но и членовредительские виды наказания.

Помимо мусульманских стран, телесные наказания по-прежнему предусмотрены уголовным законодательством многих государств — бывших английских колоний (Зимбабве, Нигерия, Сингапур, Танзания, Тонга, Шри-Ланка и др.), где они применяются в основном в виде порки.

В этих же странах телесные наказания официально применяются в школах и тюрьмах. В настоящее время телесные наказания применяются в школах и в некоторых штатах США[18].

Литература

  • «После бала» — рассказ Льва Толстого, описывающий наказание шпицрутенами
  • «В исправительной колонии» — новелла Франца Кафки, описывающая аппарат для смертельных истязаний человека
  • Биншток. Материалы для истории отмены телесных наказаний в России // Юридический Вестник. 1892. № 7.
  • Тимофеев А. Г. История телесных наказаний в русском праве. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Тип. В.Безобразова и Ко, 1904. — 328 с.
  • Евреинов Н. Н. История телесных наказаний в России. СПб.: Издательство В. К. Ильинчика, 1913. — 216 с., илл.
    • Репринт 1994 г. Начало книги до эпохи правления Александра I: Введение, Гл. 1-2, Гл. 3-4.
    • Новое издание: М.: Книжный клуб «КниговеК» , 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-422-40104-8
  • Рогов В. А. Телесные наказания в русском праве периода становления и развития сословного представительства // Сословно-представительные монархии: государственность-право-идеология. Сборник научных трудов. М., 1987.
  • История телесных наказаний в русском уголовном праве [: статья, 2004].

См. также

Примечания

  1. Телесные наказания // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. "Corporal Punishment"
  3. «Кровавое законодательство против экспроприированных»
  4. Телесные наказания в войсках // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Criminal justice policy
  6. Judicial corporal punishment in Britain
  7. 1 2 3 Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть. Монография / Под общ. и науч. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 13. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  8. Red Hannah: Delaware's Whipping Post
  9. An Ancient Punishment – The Whipping Post Last Used in Cecil in 1940
  10. The Milwaukee Journal - Mar 3, 1964
  11. Телесное наказание
  12. http://www.coe.int/t/dg3/children/corporalpunishment/pdf/EnglishQuestionAnswer_en.pdf
  13. United Kingdom: Corporal punishment in schools at World Corporal Punishment Research.
  14. ↑ Телесные наказания детей в России: прошлое и настоящее
  15. Ссылка и каторга в имперском законодательстве
  16. Речь защитника присяжного поверенного П. А. Александрова:

    «…наступил великий день, который чтит вся Россия, — 17 апреля 1863 г., — и розга перешла в область истории».

  17. Очерки русской смуты. Глава 2. Старая армия перед революцией. Проверено 12 января 2011. Архивировано из первоисточника 25 марта 2012.
  18. In Many Public Schools, the Paddle Is No Relic  (англ.)

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Экзекуция.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06