Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Экономика Индии (1858—1947)

16-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Карта Британской Индии. 1860 год

Экономика Индии в период британского правления носила колониальный характер и являлась, наряду с армией и гражданской администрацией, важным инструментом управления покорёнными территориями. Экономика отдельных территориальных образований (президентств, провинций, туземных княжеств) имела свою хозяйственную специализацию и не всегда была ориентирована на общеиндийский рынок. Британские власти проводили политику сдерживания национальной консолидации различных народов и поддерживали территориально-хозяйственную раздробленность колонии. Важными этапами развития индийской экономики были строительство железных дорог и портов, а также появление фабричного текстильного производства.

История

Железная дорога на Дарджилинг

Стремясь избежать летнего зноя, британцы активно осваивали горные районы с умеренным климатом. В период между 1815 и 1947 годами они основали более 80 горных поселений: от Шимлы и Дарджилинга в предгорьях Гималаев до Махабалешвара в Западных Гатах и Утакаманда в горах Нилгири. К поселениях прокладывали грунтовые и железные дороги, там искусственно, с помощью архитектуры, культуры и обычаев, воссоздавали «британский дух» (чаепитие, охота, любительский театр, выставки собак, крикет и даже варка варенья). Каждое лето вплоть до раздел Британской Индии многочисленные высшие чиновники и военные с семьями и слугами, а также многие махараджи со своими дворами, перебирались из Калькутты и других административных центров в Шимлу[1].

С 1830-х годов в Индии стали нарастать экономические проблемы, связанные с уменьшением сбыта хлопка и опия в Цинском Китае, а также индиго в Европе. Массовый ввоз готовой английской одежды и тканей приводил к потере работы индийскими ткачами, в сельской местности нередко случался голод. Несмотря на реформы Уильяма Бентинка и Томаса Маколея, несмотря на новые проекты строительства железных дорог (1853), прокладки телеграфных линий (1865), ирригационных каналов и дорог, недовольство методами работы Ост-Индской компании в среде консервативных слоёв индийского общества нарастало[1].

По всей Индии вспыхивали протесты, в том числе против роста налогов. На этом фоне разразилось восстание сипаев (1857—1859), охватившее Бенгалию, Дели, Лакхнау, Канпур и часть Пенджаба. Британцы свергли Бахадура Шаха II, поддерживавшего восстание, а в 1858 году заменили правление Ост-Индской компании на прямое правление британской короны (так называемая эпоха Британского Раджа). Индия стала составной частью Британской империи во главе с первым вице-королём Чарльзом Каннингом[2][3].

Пресс для обработки сахарного тростника

В колониальный период концентрированное развитие хозяйства шло вдоль «линий проникновения», отходивших от главных морских портов (Калькутта, Бомбей, Мадрас) и столицы Дели. Эти четыре крупнейших города страны образовывали вершины основного каркаса территориальной структуры экономики Индии. Калькутта, Бомбей и Мадрас возникли как главные центры британского проникновения и господства в Индии, они же являлись главными торгово-финансовыми центрами огромной колонии[4]. Внутриконтинентальными индустриальными полюсами были Канпур на севере, Ахмадабад на западе, Хайдарабад и Бангалор на юге[5].

Во внешней торговле Британской Индии доминировала метрополия. С 1840 по 1914 год Индия была крупнейшим торговым партнёром Великобритании, как источником сырья (хлопок, шерсть, пряности, чай), так и рынком сбыта английских товаров (ткани, готовая одежда, промышленное оборудование). Открытие в 1869 году Суэцкого канала значительно оживило морские коммуникации между британскими и индийскими портами[6].

В конце XIX века в Британской Индии развернулось национально-освободительное движение, одним из важнейших требований которого было образование национальных провинций и ликвидация княжеств. Особенно настойчиво это требование выдвигалось в Бенгалии и Южной Индии, где уже сложились крупные нации (бенгальцы, ория, телугу, тамилы) и где гнёт феодальных правителей был наиболее сильным. Против реформ выступали князья, крупные землевладельцы и некоторые общеиндийские торговые касты (особенно марварийско-гуджаратские), опасавшиеся усиления национальной буржуазии[7].

С начала XX века британцы стали активнее привлекать индийцев в государственный аппарат, учреждать университеты и внедрять английское образование в массы. В 1905 году попытки британцев ослабить национальное движение индийцев натолкнулись на бойкот английских товаров в сельской местности колонии[8]. К моменту обретения независимости (1947) в Индии проживало около 350 млн человек, из которых более четверти — в туземных княжествах (они занимали 2/5 территории страны)[9][10].

Общая характеристика

Здание Мадрасского банка

Британские провинции представляли собой обширные территории, тяготевшие к крупнейшим портам. Они имели значительное население и отличались относительно высоким уровнем экономического развития. Как правило, провинции имели выгодное географическое положение, обеспечивали стратегическое господство над мелкими княжествами и преграждали их выход к морю. Княжества представляли собой конгломерат образований различных размеров, во главе которых стояли мусульманские или индуистские династии местных правителей (низамов или махараджей). На туземные княжества приходилось 28 % её населения в современных границах[11].

Три крупнейших княжества (Хайдарабад, Майсур и Джамму и Кашмир) по площади были сравнимы с государствами Западной Европы. Например, в Хайдарабадском княжестве, которое занимало более 212 тыс. кв. км, проживало 14 млн человек. Среди других крупных образований выделялись Барода на западе, Траванкор на юге, Гвалиор, Индаур и Бхопал в центре, Джайпур, Удайпур, Биканер и Джодхпур в Раджпутане. Наряду с ними в Центральной Индии, Раджпутане и на полуострове Катхиявар существовала россыпь мелких княжеств, некоторые из которых напоминали помещичьи владения (например, на Катхияваре существовало княжество площадью 1 кв. км и с населением в 200 человек)[12][9].

Дели

Княжества (за исключением «просвещённого» Майсура) имели более низкий уровень социально-экономического развития, нежели провинции. Особенно отсталостью выделялось Хайдарабадское княжество. Кроме того, британские власти старались изолировать территории, населённые малыми народами и племенами (адиваси). Сюда запрещался въезд даже индийским чиновникам, занятым в колониальном аппарате, но поощрялась деятельность различных христианских миссий, строивших церкви, школы и больницы[13].

Крупнейшим строительным проектом Британской Индии первой половины XX века являлось возведение новой столицы — города Нью-Дели. Во время своего визита в колонию в 1911 году король Георг V объявил о переносе столицы из Калькутты в Дели и заложил первый камень в фундамент нового поселения. Работами руководили британские архитекторы Эдвин Лаченс и Герберт Бейкер. На строительстве работали около 30 тыс. человек, красный песчаник привозили из Дхолпура. За два десятилетия были построены дворец вице-короля, дворец Сансад-Бхаван, здание Секретариата, Ворота Индии, проспект Раджпатх, дворцы крупнейших туземных княжеств (Хайдарабада, Бароды, Джайпура и Биканера), служившие резиденциями махарадж в новой столице, дворец главнокомандующего Британской Индийской армии, военный городок с гарнизонной церковью Святого Мартина, а также тысячи других общественных зданий и особняков для чиновников. 15 февраля 1931 года лорд Ирвин торжественно открыл Нью-Дели. Кроме того, были посажены 10 тыс. деревьев, проложены десятки улиц, уже после открытия закончены деловой центр Коннот-Плейс, англиканский и католический соборы, храм Лакшми-Нараяны, построенный на средства семьи Бирла, и отель «Империал», принадлежавший богатому семейству Сингх[14].

Сельское и лесное хозяйство

Ирригационный канал

Британские власти ввели в Индии две земельно-налоговые системы: райятвари, при которой землю арендовали крестьяне и мелкие феодалы, и заминдари, при которой земля находилась под контролем крупных феодалов из числа наследственной знати (махараджи, раджи, навабы и другие аристократы). Райятвари была распространена в Пенджабе, Бомбейском президентстве, Мадрасском президентстве и Ассаме, заминдари — в Бенгальском президентстве, Соединённых провинциях Агра и Ауд, Раджпутане[15].

В конце XIX — начале XX века на Гангских равнинах, там, где ранее выращивали индиго, стали быстро распространяться посевы субтропических сортов сахарного тростника. Правда, их урожайность оказалась меньшей, чем в Южной и Западной Индии[16]. Основными хлопковыми районами были Бомбейское президентство и Пенджаб[17]. Главными районами выращивания риса были Бенгалия, Бихар, Орисса и Мадрасское президентство, часть риса ввозилась из Британской Бирмы. Основными районами выращивания зернобобовых культур являлись Соединённые провинции, Центральные провинции и Раджпутана, просяных культур (баджры, раги) — Раджпутана и Орисса[18].

Основными поставщиками джута были Бенгалия, Бихар и Ассам, чая — Ассам и Бенгалия, батата — Бихар и Орисса, яблок — княжество Джамму и Кашмир, кардамона — Сикким[19]. Главными шёлководческими регионами Индии были Карнатака, разделённая между Бомбейским и Мадрасским президентствами, Ассам и Бенгалия. Основной улов рыбы приходился на Бенгалию, Гуджарат и Мадрасское президентство[20].

Различные факторы, в том числе засухи, наводнения, болезни растений и спекуляции зерном, нередко приводили к массовому голоду в Индии. Например, голод в Верхнем Доабе и части Пенджаба (1860—1861) унёс жизни около 2 млн человек[21], голод в Ориссе и Бихаре (1866—1867) — около 1 млн человек[22], голод в Раджпутане и на прилегающих территориях (1869) — около 1,5 млн человек[23]. Во время «Большого голода» 1876—1878 годов, охватившего Мадрасское и Бомбейское президентства, а также княжества Майсур и Хайдарабад, погибло около 5,5 млн человек[21], голод 1896—1897 годов, поразивший Соединённые провинции, Центральные провинции, Бихар, части Пенджаба, Мадрасского и Бомбейского президентств, унёс жизни около 5 млн человек[21], во время голода в Бенгалии в 1943 году умерло более 2 млн человек[24][25].

Промышленность и ремёсла

Кашмирские ткачи

Основными промышленными центрами Британской Индии являлись Калькутта на востоке, Бомбей на западе, Мадрас на юге, Канпур и Дели на севере[26].

Крупными центрами текстильной промышленности были Калькутта, Бомбей, Канпур и Мадрас, центрами кожевенно-обувной промышленности — Канпур, Агра, Большая Калькутта (в том числе Батанагар) и Мадрас[27], центром бумажной промышленности — Большая Калькутта (в том числе Титагарх и Найхати)[28]. Повсеместно в городах и деревнях Индии были разбросаны кустарные предприятия, производившие ткани, одежду, обувь, ковры, циновки, домашнюю утварь, а также кирпич, черепицу и примитивные сосуды для воды и зерна[29].

Большое значение для британских властей имело производство локомотивов и вагонов. В 1862 году был построен завод в Джамалпуре, в 1928 году — в Тируччираппалли, в 1947 году — в Асансоле (выпуск продукции начался в 1950 году)[30]. Другой важной сферой для колониальных властей являлось производство оружия и боеприпасов (до 1947 года в Индии размещалось 18 правительственных оружейных предприятий). На нужды британской армии работали арсенал в Форт-Уильяме, фабрика пороха и ружей в Ишапуре (Бенгалия), фабрики пушек и ружей в Коссипуре (Бенгалия), фабрика пушек в Джабалпуре, фабрика пороха в Аруванкаду (Нилгири), фабрика конской сбруи в Канпуре и другие предприятия[31][32].

Среди горнорудных регионов лидировали Бихар (уголь и железная руда), Бенгалия (уголь), Орисса (уголь), единственным нефтедобывающим регионом был Ассам[33]. Важнейшими металлургическими центрами были Джамшедпур, ведущим центром нефтепереработки — Дигбой (Ассам).

Транспорт и связь

Железная дорога Бомбей — Тхана

После постройки первых железных дорог, соединивших Бомбей с Тханой (1853), Хауру с Хугли (1854) и Мадрас с Аркотом (1856), развитие железнодорожного транспорта с каждым годом набирало обороты[34][35]. Особенно оно ускорилось после подавления сипайского восстания, когда по всей стране в военно-стратегических и экономических целях развернулось масштабное железнодорожное строительство[5]. Сеть индийских железных дорог имела свои региональные особенности. По территории британских провинций проходили ширококолейные магистрали, в то время как в княжествах — как правило дороги метровой колеи[36].

В 1859 году была проложена линия от Аллахабада до Канпура, в 1866 году началось движение на главной северной магистрали от Хауры (пригород Калькутты) до Дели, в 1870 году — на линии Хаура — Аллахабад — Бомбей, в 1871 году — на линии Бомбей — Мадрас. В 1875 году началось движение между Дели и Джайпуром, а также была проложена линия от Хатхраса до Матхуры. В 1881 году была закончена Дарджилингская железная дорога, соединившая Силигури и Дарджилинг, и линия от Джайпура до Ахмадабада[37].

В 1898 году была построена горная железная дорога Калка-Шимла, соединившая Дели с летней столицей Британской Индии, в 1908 году — горная железная дорога Нилгири[38]. В 1900 году открылось движение на линии Хаура — Нагпур — Бомбей, в 1901 году — на линии Хаура — Мадрас, в 1906 году — на линии Хаура — Гая — Дели, в 1929 году — на линии Дели — Мадрас. На больших узловых станциях для железнодорожных рабочих строились отдельные комфортабельные городки или жилые кварталы со своими домами, школами, магазинами, спортивными площадками и церквями (по традиции, многие семьи железнодорожников исповедовали христианство)[35].

Порт Калькутты первенствовал в Индии по грузообороту на протяжении всего XIX и первой половины XX века[39]. Большое значение имело речное судоходство по Гангу, но из-за конкуренции железных дорог, прошедших по долине, регулярное движение пароходов со временем прекратилось[40]. Важнейшей сухопутной дорогой Британской Индии была Grand Trunk Road, протянувшаяся от Калькутты до Пешавара через Варанаси, Дели и Лахор[41].

Главпочтамт Калькутты

Первые почтовые отделения появились в Индии ещё в 1774 году, объединённые в три округа с центрами в Калькутте, Мадрасе и Бомбее. К началу 1860-х годов в Индии насчитывалось почти 900 почтовых отделений. Особенной пышностью выделялись главпочтамты в крупнейших индийских городах и столицах княжеств. В 1860 году был основан Пенджабский почтовый округ, в 1866 году — округ Центральных провинций, в 1870 — округ Ауда, в 1871 году — округ Раджпутаны, в 1873 году — округ Ассама, в 1877 году — округ Бихара. Первый руководитель почтовой службы базировался в Аллахабаде. В 1882 году по всей стране, кроме Бомбейского президентства, открылись почтовые отделения Государственного сберегательного банка[42].

В 1885 году был принят закон о контроле властей над телеграфом и другими видами связи[43]. В 1911 году французский пилот Анри Пеке совершил первый в мире почтовый полёт, доставив корреспонденцию из Аллахабада к железнодорожной станции Наини[44]. В 1914 году департаменты почты и телеграфа слились в единую службу. К этому моменту на территории Британской Индии имелось восемь почтовых округов (Бенгалия и Ассам, Бихар и Орисса, Бомбей и Синд, Бирма, Центральные провинции, Мадрас, Пенджаб и Северо-Западная пограничная провинция, Соединённые провинции). В 1937 году Бирма и её почтовый округ формально вышли из состава Британской Индии[45].

Финансовый сектор

Во второй половине XVIII века колониальные власти выпускали бенгальские рупии «сикка» (sicca-rupie), бомбейские рупии «сират» (sirat-rupie) и мадрасские рупии «аркот» (arcot-rupie). Кроме того, тогда же начался выпуск рупий в виде бумажных банкнот. Их выпускали «Банк Индостана», «Генеральный банк Бенгалии и Бихара», «Бенгальский банк» и некоторые другие финансовые учреждения колонии. В 1835 году Британская Ост-Индская компания начала выпуск унифицированных серебряных рупий и унифицированных золотых мухров с изображением английских королей[46][47][48].

Монеты Британской Индии

В 1861 году монополию на выпуск бумажных денег в Индии получило британское правительство. В 1862 году серебряная монета получила название «правительственной рупии». В последний раз собственная золотая монета Британской Индии была выпущена в 1918 году, однако некоторые индийские туземные княжества продолжали выпускать свои золотые монеты вплоть до вхождения в состав независимой Индии. Кроме того, в 1918 году монетный двор Бомбея был объявлен филиалом Королевского монетного двора Лондона. В 1928 году началось производство банкнот в Нашике. В 1935 году в Бомбее был основан Резервный банк Индии, который осуществлял эмиссию денег[49][50].

Налоговый гнёт британских властей нередко приводил к народным волнениям. В 1930 году Махатма Ганди в знак протеста против британского налога на соль возглавил так называемый «Соляной поход»[51].

Региональные особенности

Британская колониальная система административно-территориального управления очень часто использовала принцип «разделяй и властвуй». Раздробленность Индии, которая поддерживалась финансово-экономическими рычагами, служила средством контроля над многочисленными народами, племенами, религиозными группами и кастами. Индия в современных границах состояла из восьми британских провинций, непосредственно аннексированных колониальными властями («Британская Индия»), и свыше пятисот княжеств, которые находились в вассальной зависимости от британской короны («Туземная Индия»)[52]. По состоянию на первое десятилетие XX века важнейшими регионами Британской Индии были[53]:

Рупии Хайдарабада

Кроме того, британские власти контролировали территории, которые номинально считались независимыми и именовались «туземными княжествами» (Хайдарабад, Майсур, Джамму и Кашмир, Барода, Гвалиор, Индаур, Бхопал, Траванкор, Удайпур, Джайпур, Бхаратпур, Колхапур, Сикким и другие). Обычно границы провинций и княжеств определялись не историческими, экономическими или природными факторами, а прокладывались для удобства британских гарнизонов и администраций. Как правило, административные образования состояли из территорий с разноязычным населением, а ареалы крупных народов рассекались границами[12].

Восточная Индия

Калькутта

Бенгалия, расположенная в огромной дельте Ганга и Брахмапутры, благодаря плодородным почвам, ежегодным наносам ила и тропическому климату считалась житницей Британской Индии. Когда на берегах Хугли возникла Калькутта, судоходство играло важнейшую роль в освоении британцами этого региона. Другим важным районом Бенгалии была долина реки Дамодар, где кроме сельского хозяйства значительную роль играла угледобыча[54].

В 1905 году Бенгальское президентство было разделено по религиозному признаку на восточную и западную часть, но в 1911 году это разделение было отменено. В 1919 году президентство было преобразовано в несколько провинций (Бенгалия, Бихар, Орисса и Ассам).

Бенгалия отличалась отсталой социальной структурой деревни и острым малоземельем. В колониальный период это был регион «классического» заминдарства, где между помещиком и крестьянином иногда насчитывалось до 30 посредников и субарендаторов. Бедные и бесправные арендаторы земли («баргадас») в качестве платы вынуждены были отдавать свыше половины собранного урожая[55].

На густо заселённой и сплошь распаханной Бенгальской равнине выращивали рис, джут, пшеницу, бананы, манго и ананасы, разводили буйволов. Район Дарджилинга славился всемирно известными сортами чая и цитрусовыми, княжество Куч-Бихар — бананами и бетельными орехами, из которых делали специальную жвачку, округа Малда и Муршидабад — лучшими сортами манго. В пригородной зоне Калькутты выращивали овощи и вьющееся растение «пан» (в его листья заворачивали жвачку из бетеля). Важное место в рационе бенгальцев принадлежало пресноводной и морской рыбе. В многочисленных водоёмах население разводило как рыбу, так и водоплавающую птицу[56].

Порт Калькутты

Район Калькутты в середине XIX века стал местом зарождения фабричной промышленности Британской Индии. Бенгалия, и прежде всего Калькутта, длительное время лидировала в сфере промышленного производства, опережая Мадрас и Бомбей. Этому способствовали приморское положение города, удобство транспортных связей с основными центрами страны, сырьевые ресурсы хинтерланда и столичный статус (до 1911 года). Промышленность Бенгалии специализировалась на производстве джутовых изделий и тонких сортов шёлка «малбери», а также на рисоочистке, кожевенно-дубильном и бумажном производстве[57].

Первая джутовая фабрика была открыта в окрестностях Калькутты в 1855 году, после чего начался быстрый рост джутовой промышленности. В 1856 году от Калькутты к угольным месторождениям Раниганджа (Дамодарский бассейн вокруг Асансола) была проложена 190-километровая железная дорога, обеспечившая доставку топлива в растущий промышленный центр. После подавления восстания сипаев строительство железных дорог стало важным средством упрочения британского господства. Железнодорожные магистрали соединили Калькутту с Канпуром, Дели, Бомбеем и Мадрасом. Столица Британской Индии быстро превратилась в центр судоремонта и обслуживания локомотивов, металлообработки, машиностроения (оборудование для джутовой и чайной промышленности), текстильной, обувной и пищевой промышленности[58].

Дарджилинг

Большая Калькутта стала главным центром британского предпринимательства, которое господствовало в ведущих отраслях Бенгалии — джутовой, угольной, энергетической, пищевой (упаковка чая), кожевенно-обувной, бумажной, а также во внешней торговле, судоходстве и финансах. Английскому капиталу принадлежали чайные плантации, железные дороги и крупнейшие банки. Важную роль играл Bank of Bengal, основанный в 1806 году как Bank of Calcutta[59].

Наряду с сильным присутствием британского капитала Бенгалия отличалась слабостью национальной буржуазии. Здесь господствовали марварийские монополистические группы во главе с Бирла. Им, а также семьям Гоэнка, Джалан, Баджория и другим принадлежали джутовые, швейные, чайные предприятия, транспортные и торговые компании, магазины и меняльные конторы[60][61].

В 1882 году в Титагархе была основана компания Titagarh Paper Mills, вскоре ставшая одним из крупнейших производителей бумаги и джута. В 1887 году начала работать бумажная фабрика Bengal Paper Mills (Ранигандж), в 1918 году — фабрика India Paper Pulp (Найхати). В 1934 году компания «Батя» основала город Батанагар, в котором работала крупнейшая обувная фабрика[28][62]. Наряду с крупным фабричным производством в Калькутте и Хауре работало множество мелких и средних предприятий и мастерских, выпускавших обувь, мешки, канаты, покрышки для велосипедов и повозок рикш, набивные ткани, гончарные и ювелирные изделия. Кришнагар и Банкура славились изготовлением глиняных игрушек, фигурок богов и богинь[60].

Калькутта являлась крупнейшим портом Британской Индии. По рекам из города можно было попасть вглубь страны: в Ассам и на Гангские равнины. Кроме того, на протяжении всего XIX века Калькутта была самым значительным промышленным, торговым, финансовым и культурным центром колонии (в 1857 году здесь открылся университет). Образованные бенгальцы становились чиновниками британской администрации по всей стране. К началу XX века в Калькутте проживало почти 1 млн человек, это был второй после Лондона город Британской империи. Перенос столицы в Дели (1911) резко затормозил вложения в благоустройство и жилищное строительство, в то время время как рост города продолжался. В годы Второй мировой войны Калькутта служила главной базой англо-американских войск в Южной Азии[63].

Бихарский гончар

Бихар, долгое время входивший в состав Бенгальского президентства, отличался крайней бедностью населения, слабой урбанизацией и социально-экономической отсталостью. Этот регион, располагавшийся в нижней части Средне-Гангский равнин, на востоке граничил с влажной Бенгальской низменностью, на западе — с засушливыми равнинами Соединённых провинций, на юге — с лесистым плато Чхота-Нагпур (наибольшей плодородностью отличались почвы северного, левобережного Бихара)[64].

В колониальный период Бихар превратился в захолустную глубинку, где процветало помещичье землевладение заминдари. После сипайского восстания 1857 года мятежный Бихар был лишён поддержки в экономическом развитии со стороны британских властей. Подавляющее число крестьян были безграмотны, около четверти населения составляли самые угнетаемые слои — малые народы и племена (санталы, мунда, ораоны, хо, кхария), низкие и неприкасаемые касты. В провинции господствовали четыре касты, составлявшие около 15 % населения — бхумихары, раджпуты, каястхи и митхил-брахманы (из числа бихарских каястхи происходил первый президент Индии Раджендра Прасад, из числа бхумихаров — видный педагог и филантроп Ганеш Дутт Сингх)[65].

На густонаселённой Гангской равнине выращивали рис, кукурузу, ячмень, джут, рапс, горчицу, лён, картофель, батат, красный перец чили, табак, сахарный тростник, манго и личи, разводили буйволов и коз. Первая крупная сеть ирригационных каналов была создана в Бихаре в 1875 году на реке Сон, что обеспечило поливом почти 350 тыс. га земли. Однако нищета, малоземелье, частые наводнения и засухи, а также кабальные условия помещиков и ростовщиков толкали тысячи крестьян (особенно бедного левобережья) на угольные шахты Дамодарского бассейна, в города Бенгалии, Соединённых провинций, Ассама, где бихарские мигранты устраивались чернорабочими, рикшами и грузчиками[66].

Типичная бихарская деревня

На плато Чхота-Нагпур добывали уголь (Дханбад), железную руду (округ Сингхбхум) и слюду, заготавливали тик, сандал, сал, бамбук и траву сабаи (сырьё для бумажной промышленности), собирали коконы шелковичных червей. Округа Хазарибагх и Ранчи были крупнейшим в мире поставщиком лака[67].

В 1911 году в юго-восточной части плато, на железной дороге, проложенной от Калькутты, Джамшеджи Тата с помощью американского капитала построил металлургический завод Tata Iron and Steel (TISCO). На базе завода вырос город Джамшедпур и мощный промышленный комплекс, включавший угольные шахты, железорудные разработки в Ноамунди и тепловую электростанцию[68]. В 1945 году в городе был основан завод по производству паровозов компании Tata Engineering and Locomotive Co (TELCO)[69].

Другие предприятия Бихара выпускали сигареты (завод Imperial Tobacco Company of India в Мунгере), сахар, стройматериалы, хлопчатобумажные ткани и изделия из кожи. В бихарских деревнях было широко распространено ручное ткачество и гончарное производство[70]. В Патне имелись небольшие текстильные и пищевые фабрики, ремонтные мастерские, в 1917 году в городе открылся университет. Важное значение имели торговые связи Патны с Катманду, а также обслуживание паломников, следовавших в Бодх-Гая. В Музаффарпуре размещались сахарные и текстильные фабрики. В Дханбаде в 1926 году была основана Индийская школа горнодобычи[71].

Пури

Ещё более бедной и отсталой, чем Бихар, окраиной Бенгальского президентства была Орисса (в 1936 году провинция Бихар и Орисса была разделена на две части). Основная масса населения и хозяйственная деятельность концентрировалась на приморской равнине и в огромной дельте рек Маханади, Брахмани и Байтарани. Около 40 % жителей Ориссы составляли представители низких каст, малых народов и племён (адиваси). Большим влиянием пользовались многочисленные князья, происходившие из осевших в Ориссе раджпутов и маратхов[72].

В дельте Маханади выращивали рис (это рисовая житница Восточной Индии), джут, зернобобовые, раги, кукурузу, батат, сахарный тростник, арахис, сезам, клещевину, перец чили и табак. В горных и предгорных округах Ориссы заготавливали сал, бамбук, траву сабаи[73]. В начале 1920-х годов началась добыча угля в бассейне Талчер[74]. В 1936 году в Браджараджнагаре начала работу бумажная фабрика Orient Paper Mills семьи Бирла. Со временем, как и в Бенгалии, сильные позиции в Ориссе заняли компании марвари[75].

В 1946 году на фабриках Ориссы было занято всего 7 тыс. человек. Промышленные предприятия специализировались на рисоочистке, деревообработке, производстве хлопчатобумажных тканей (Каттак и Самбалпур). Широкое распространение имела кустарная выработка тканей, особенно славились сари из Самбалпура. В Каттаке работали мастера, изготовлявшие прочные серебряные нити и поделки из рога. Не все города Ориссы имели доступ к электроэнергии, в регионе работало всего несколько дизельных установок небольшой мощности. Важное значение имело обслуживание паломников, следовавших в Пури, Конарак и Бхубанешвар. В 1868 году в Каттаке открылся колледж Равеншоу, в 1943 году в Бхубанешваре — Уткальский университет, в 1944 году в Каттаке — медицинский колледж[76].

Сикким

Высокогорное княжество Сикким являлось отсталой аграрной территорией, но играло важную роль в караванной торговле между Бенгалией, Непалом, Бутаном и Тибетом. Историко-географическим стержнем Сиккима была долина реки Тиста. Правящая династия княжества поддерживала тесные семейные связи с тибетской аристократией. Большое влияние имели многочисленные буддийские монастыри. В начале XX века началось массовое переселение выходцев из южного Непала (преимущественно индуистов) в южную и западную часть Сиккима, в результате чего мигранты значительно потеснили коренные народы лепча и нгалоп[77].

Несмотря на численное меньшинство нгалопы, к которым принадлежала правящая династия, занимали господствующее положение в экономике Сиккима. Они владели основным массивом пашни и пастбищ, а также крупнейшими стадами скота. Большинство непальцев не имели собственных земельных наделов, обрабатывали арендуемые участки и подвергались дискриминации[78].

В Сиккиме было распространено террасированное земледелие в долинах рек и на нижних склонах предгорий (кукуруза, рис, просо, пшеница, ячмень, кардамон, картофель, апельсины, яблоки, ананасы). Население разводило овец, коз, буйволов и яков, для перевозок использовались ослы, мулы и пони. Также в Сиккиме заготавливали сал, бамбук, древесину грецкого ореха, вывозили орхидеи и лекарственные растения. Кустари и ремесленники изготовляли шерстяные ткани и ковры, хлопчатобумажные ткани, серебряные ювелирные изделия, занимались резьбой по дереву. В 1926 году Таши Намгьял открыл в Гангтоке академию[79].

Северо-Восточная Индия

Сушка чая в Ассаме

Стержнем Северо-Восточной Индии являлась долина Брахмапутры, которая стягивала основные транспортные пути и экономические связи. В долине были сосредоточены ассамцы, в то время как окрестные горные территории населяли многочисленные малые народы и племена (адиваси) тибето-бирманской группы. Британцы запрещали индийцам с равнин переселяться в горные районы, которые активно осваивали европейские миссионеры. До 1947 года Северо-Восток состоял из британской провинции Ассам, княжеств Манипур, Трипура, Кхаси и других (в состав провинции также входило Агентство Северо-Восточной границы)[80].

Основные транспортные связи Северо-Восточной Индии шли по Брахмапутре к Калькутте и соседней Дакке. Из долины в эти порты везли чай, джут и нефть, из горных районов — картофель, цитрусовые, ананасы, бананы и ценные породы древесины. Ассам, расположенный в долине, являлся связующим районом всего Северо-Востока. Большой ущерб экономике провинции нанесло Ассамское землетрясение 1897 года. Кроме того, долина Брахмапутры регулярно страдала от масштабных наводнений[81].

До прихода британцев в Ахоме правили династии, принадлежавшие к ветви народности шан. Изначально британцы вывозили чай из Китая, но позже, лишившись своей монополии, заложили первые чайные плантации в верхней части долины Брахмапутры. В 1838 году на Лондонскую биржу поступила первая партия ассамского чая, к 1842 году британцы установили свой контроль над всей долиной. Начался период активной колонизации этого слабо заселённого, покрытого лесами и болотами края. В 1870-х годах Ассам уже превратился в одного из крупнейших мировых производителей чая. Британцы закладывали всё новые чайные плантации и прокладывали дороги. Вербовщики завозили десятки тысяч рабочих из Бенгалии, Бихара, Соединённых провинций и Мадраса, многие из которых умирали от малярии и тяжёлых условий труда[82].

Чайные плантации

Основные грузоперевозки (около 70 %) осуществлялись британской пароходной компанией по Брахмапутре. Также для обслуживания чайных плантаций, ставших основой экономики Ассама, была проложена разветвлённая сеть железных дорог метровой колеи (связи между разными берегами тормозило отсутствие мостов через Брахмапутру). Обнаружение в предгорьях месторождений угля и нефти стимулировало новое строительство коммуникаций. В конце XIX века в Дигбое был построен первый в Индии нефтеперерабатывающий завод, принадлежавший английской компании Assam Oil Company. В соседнем городке Маргхерита велась добыча угля[83].

Индустриализация и развитие сельского хозяйства сопровождались бурным ростом населения (в 1901 году в Ассаме проживало около 3 млн человек, а в начале 1950-х годов — уже 8 млн). Кроме чая в Ассаме выращивали джут (нижняя часть долины), рис, горчицу, рапс, сахарный тростник, ананасы, мандарины, бананы, папайю, заготавливали древесину. В провинции были развиты шёлководство, кустарное ткачество (Ассам славился шелками сортов «эри» и «муга»), производство фанерной тары для чая, спичек, изделий из тростника и бамбука. В колониальный период Ассам оставался единственным районом нефтедобычи в Индии. Несмотря на это, в провинцию завозили растительное масло, сахар, зерно, а также соль, текстиль, стройматериалы, металлы и оборудование[84].

Кроме британцев, доминировавших в чайной отрасли, значительную часть экономики Ассама контролировали компании и банки марварийцев, гуджаратцев, пенджабцев и бенгальцев, что вызывало недовольство среди ассамцев. Цепь небольших городов, протянувшихся вдоль Брахмапутры, развивалась во многом за счёт торгово-транспортной деятельности. Конечный пункт судоходства Дибругарх являлся центром верхней части долины (чай, нефть и уголь), а Гувахати — нижней части долины (джут и рис). Особняком стоял Силчар — центр округа Качар, специализировавшийся на обработке риса и чая, а также на связях с Агарталой, Аиджалом и Импхалом[85].

Горные племена Ассама

На плато Шиллонг, которое отличалось мягким климатом, британцы в 1874 году основали Шиллонг, сделав его вскоре столицей Ассамской провинции (кроме того, город, расположенный на стратегически важной дороге из Гувахати в Силхет, был крупным гарнизонным центром британских войск). Здешние малые народы кхаси, гаро и джайнтия проживали в нескольких туземных княжеств. В 1835 году британцы захватили княжество Джайнтия, в 1872 году оккупировали горы Гаро, в 1883 году подчинили себе раздробленные княжества народа кхаси[86].

Большая часть кхаси была обращена в христианство, джайнтия и гаро в основном остались приверженцами индуизма и анимистических верований соответственно. В наиболее отсталом районе Гаро преобладало подсечно-огневое земледелие «джум», в районах Кхаси и Джайнтия — орошаемое земледелие на небольших террасах. На плато выращивали рис, картофель, апельсины, ананасы, бананы, сливы, груши, джут, табак и хлопок, часть населения занималась шёлководством и пчеловодством. В комфортабельных отелях Шиллонга от удушливой жары долины отдыхали английские плантаторы (к началу XX века в городе насчитывалось около 10 тыс. жителей)[87].

В 1765 году британцы подчинили себе княжество Трипура. Местный махараджа, который согласился платить налоги колониальным властям и благодаря этому сохранивший свои регалии, превратился в крупнейшего землевладельца княжества. Низменности заселяли бенгальцы, а горные районы — представители малого народа трипура (аборигены составляли примерно половину жителей княжества). Практически лишённая городов и промышленности, Трипура была феодальной окраиной бедной Восточной Бенгалии[88]. Здесь в равнинной части выращивали рис, чай, джут, картофель, ананасы, сахарный тростник, хлопок, масличные и зернобобовые, в горной части заготавливали древесину, тростник и бамбук[89].

Кустари и ремесленники Трипуры изготавливали ткани на ручных станках, кирпичи из местных глин, изделия из тростника и бамбука. Большинство мелких предприятий и мастерских располагалось в окрестностях Агарталы, где в начале XX века проживало 6,5 тыс. человек. В 1947 году на средства махараджи Трипуры в городе открылся первый колледж[90].

Манипур. Игроки в поло

Экономическим стержнем княжества Манипур была долина одноимённой реки, по которой проходили основные связи Северо-Востока с Бирмой (древний путь, связывавший долины Брахмапутры и Иравади). Центром долины и крупнейшим городом региона был Импхал, в котором в 1901 году проживало свыше 70 тыс. человек, а в 1941 году — около 100 тыс. Основное население процветавшей Манипурской долины составляли ортодоксальные индуисты манипури, которых окружали отсталые горные племена, исповедавшие христианство[91].

В Манипуре выращивали рис, кукурузу, пшеницу, просо, сахарный тростник, овощи, зернобобовые, в горных районах заготавливали тик, сосну, бамбук и тростник. Также были развиты шёлководство, ручное ткачество (шёлк «муга» и хлопчатобумажные ткани), обработка металлов, изготовление золотых ювелирных изделий, игрушек, поделок из тростника и бамбука. Большинство предприятий концентрировалось в Импхале, который в годы Второй мировой войны был сильно разрушен и опустел[92].

Расположенный в Лушайских горах Мизорам населяли разрозненные горные племена, известные под общим названием мизо. Лишь в 1898 году британские войска смогли покорить воинственных горцев. Вслед за ними пришли миссионеры, распространившие христианство, а также построившие школы и больницы. В деревнях было распространено общинное земледелие, здесь в небольших количествах выращивали рис, кукурузу, хлопок, картофель, табак, сахарный тростник, фрукты и чай. Также в Мизораме разводили свиней, заготавливали древесину, камыш и тростник, занимались ручным ткачеством (шерстяные ковры), плетением шляп и корзин, кустарно изготавливали кирпичи и доски[93].

Воины нага

Нагаленд, расположенный в горах Пурвачал, также довольно долго не покорялся британцам. Захватив Ассам, они лишь в 1866 году овладели наиболее доступными долинами рек Дхансири и Даянг, а к началу XX века взяли под свой контроль почти всю территорию расселения племён нага. В результате активной деятельности миссионеров большая часть местного населения была обращена в христианство. В деревнях преобладало общинное земледелие, здесь выращивали рис, просо, кукурузу, картофель, хлопок. Также в Нагаленде разводили свиней, заготавливали дуб и бамбук, изготавливали рисовое пиво, занимались ручным ткачеством. В регионе почти не было дорог, пригодных для автомобилей[94].

Северо-Центральная Индия

Трамвай в Дели

В 1889 году пенджабское семейство Рам основало в Дели текстильную компанию Delhi Cloth & General Mills, которая со временем выросла в крупнейшее монополистическое объединение Северной Индии. В конце XIX века на северо-западной окраине города, вдоль железной дороги, возникли текстильные, металлообрабатывающие и ремонтные фабрики. Также для Дели были характерны мелкие пекарни, мастерские ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости, чеканщиков по металлу, портных, столяров и мебельщиков[95][96]. В 1908 году в городе появился трамвай, но интенсивное развитие Дели началось в 1911 году, когда сюда из Калькутты была перенесена столица Британской Индии. В 1922 году в городе открылся университет[97][98][99].

Соединённые провинции играли важную роль в производстве сахара, растительного масла, хлопчатобумажных, шерстяных и шёлковых тканей, изделий из кожи. На плодородных орошаемых землях доаба Ганга и Джамны выращивали сахарный тростник, пшеницу, рис, ячмень, кукурузу, баджру, раги, джовар, картофель, хлопок, горчицу, рапс, кунжут. Однако с конца XIX века из-за тяжёлой аграрной перенаселённости, острого земельного голода, произвола крупных заминдаров и ростовщиков из региона в поисках работы и средств существования уходило наибольшее число мигрантов из числа бедных крестьян. Большое значение для экономики провинций играло обслуживание паломников, следовавших в Хардвар, Аллахабад, Варанаси, Матхуру и Вриндавану[100][101].

Строительство Агрского канала

Густонаселённая равнина имела свои региональные различия. Её западная часть была продолжением процветающей Пенджабской зоны, а восточная часть — переходной зоной к отсталому Бихару. Строительство ирригационных каналов велось в основном в западной части, где между 1830 и 1880 годами были созданы Восточно-Джамнский, Верхне-Гангский, Нижне-Гангский и Агрский каналы. В восточной части почти все орошаемые земли получали воду из примитивных колодцев и прудов[102].

Обрабатывающая промышленность Соединённых провинций имела традиционно отсталую структуру. Число деревенских кустарей, занятых на дому, в разы превышало фабричный сектор. Многими ремёслами традиционно занимались представители мусульманской общины. К 1948 году по числу занятых и общей стоимости продукции фабрично-заводской промышленности доля Соединённых провинций составляла около 10 % промышленности страны. Канпур и Агра являлись крупнейшими в Индии центрами кожевенной и обувной промышленности. Кроме того, Канпур выделялся как важный текстильный центр общеиндийского масштаба[103].

Лакхнау

Варанаси славился шёлкоткацким производством, особенно парчой и расшитыми золотом сари. Фирозабад являлся самым большим в Индии центром по изготовлению стеклянных браслетов, популярных у бедняков, в Алигархе было сосредоточено крупнейшее в Индии производство металлических замков и сундуков. Морадабад славился различной металлической утварью, Джалесар — бронзовыми колокольчиками. Небольшие мастерские при железнодорожных узлах занимались ремонтом паровозов и вагонов. Во всех крупных городах, особенно гарнизонных центрах, действовали небольшие теплоэлектростанции[104].

Старейшую и крупнейшую монополистическую группу Соединённых провинций с центром в Канпуре возглавляло марварийское семейство Сингхания, которое в 1920—1930-х годах основало и скупило предприятия хлопчатобумажной, шерстяной, джутовой, сахарной, бумажной и маслодельной промышленности. Пенджабская семья Моди положила начало городу Модинагару близ Мератха, где им принадлежали пищевые и текстильные предприятия, строительные компании и жилые дома[105].

Агра

После подавления восстания сипаев Канпур стал главным гарнизонным центром британского правления в Северной Индии и важным железнодорожным узлом, а промышленный бум 1863—1885 годов превратил его в «индустриальную столицу» региона. Благодаря обслуживанию потребностей армии в Канпуре была основана правительственная фабрика по выпуску сёдел и сбруи, появился большой кожевенно-обувной завод британской фирмы, здесь производили грубое армейское сукно, джутовые и хлопчатобумажные ткани. Соседний Лакхнау славился своими базарами золотых и серебряных изделий, а также кустарным изготовлением муслина и «чиканов» (ажурные вышивки шёлком по муслину), в 1921 году в городе открылся университет[106].

В Агре имелись кварталы резчиков по камню (в том числе мрамору) и ювелиров, в 1854 году в городе был основан медицинский колледж, в 1927 году — университет. В Варанаси процветали чеканка и гравировка, изготовление металлической посуды, статуэток богов и религиозной утвари, в 1916 году в городе открылся Бенаресский индуистский университет. Наиболее престижным учебным заведением Соединённых провинций считался Аллахабадский университет, основанный в 1887 году[107][108].

В районе Кумаонских Гималаев (территория современного штата Уттаракханд) население занималось заготовкой древесины, отгонно-пастбищным животноводством, выращиванием зерновых и картофеля, обслуживанием паломников, следующих по маршруту Чота-чар-дхам. В Дехрадуне в 1906 году открылся Институт исследования лесов, в 1932 году — Индийская военная академия. В Хардваре в 1902 году начал работать местный университет[109].

Северо-Западная Индия

Амритсар

Британский Пенджаб имел мощную сеть ирригационных каналов. На орошаемых землях крестьяне выращивали лучшие сорта хлопка и пшеницы, а также кукурузу, баджру, рапс, горчицу, арахис и сахарный тростник. Также Пенджаб славился тяговыми волами и молочными коровами (жирное молоко буйволиц породы «муррах» использовали для изготовления масла и как добавку к чаю), в предгорьях велась заготовка древесины. До раздела Британской Индии в 1947 году значительная часть экономических связей Пенджаба ориентировалась на Лахор (в пределах Индии осталась наименее экономически развитая часть Пенджаба)[110].

Панджабцы составляли большинство предпринимателей региона, причём происходили они как из торгово-ремесленных каст, так и из числа кшатриев. В промышленности преобладали мелкие и средние предприятия, тесно связанные с сельским хозяйством (очистка хлопка и шерсти, производство сахара, масла и хны). Крупными центрами текстильной промышленности являлись Амритсар (шерстяные и шёлковые ткани) и Лудхияна (трикотаж). В Дхаривале, старейшем в Индии центре шерстяной промышленности, работала крупнейшая в Пенджабе шерстяная фабрика New Egerton Woolen Mills, основанная в 1880 году[111].

Дорога в Амбале

В Панипате, который славился ручным изготовлением шерстяных одеял, в 1930-х годах также появились шерстяные фабрики. В Амбале к началу XX века значительных размеров достигла стекольная промышленность, с 1930-х годов в городе начало развиваться производство хирургических инструментов, точных приборов, оптики и научного оборудования. Много небольших пищевых, текстильных и обувных предприятий располагалось в городках вокруг Дели (Фаридабаде, Гургаоне, Джаджаре, Рохтаке и Сонипате). Кроме того, важное значение имело обслуживание паломников-сикхов, следовавших к Хармандир-Сахиб[112].

Большой вес в экономике региона имел Punjab National Bank, основанный в 1895 году в Лахоре (в 1947 году главный офис переехал в Дели)[113]. Пенджабское семейство Тхапар, разбогатевшее на торговле углём, текстилем и патокой, в 1945 году основало бумажную фабрику Ballarpur, а в 1946 году купило Oriental Bank of Commerce, основанный в Лахоре (после раздела Британской Индии банк переехал в Амритсар)[114]. В Пенджабе добывали яшму, которую использовали в изготовлении недорогих украшений и мозаики дворцов[115].

В горных округах Пенджаба, отличавшихся умеренным климатом (Кангра, Шимла, Куллу, Лахул и Спити), хозяйственная деятельность была сосредоточена в долинах рек и межгорных впадинах. К этим округам примыкало более 30 изолированных мелких княжеств (Чамба, Кахлур, Манди, Сукета, Сирмур и другие). В Шимле с 1864 года размещалась летняя столица Британской Индии, сюда были проложены шоссе и узкоколейная железная дорога. Однако остальная территория региона оставалась практически без дорог, грузы переправлялись на мулах горными тропами. В горной части Пенджаба и прилегающих княжествах выращивали яблоки, картофель, имбирь, персики, манго, помидоры и зелёный чай, на орошаемых террасированных склонах — кукурузу, пшеницу, ячмень и рис, в лесах собирали грибы, мёд и лекарственные растения[116].

Малые горные народы разводили овец и заготавливали древесину. Мелкая промышленность и кустарные промыслы были представлены изготовлением шалей, ковров, канифоли, скипидара, бумаги, изделий из бамбука, плетённых сандалий, резьбой по дереву, чеканкой, пищевыми предприятиями и мельницами. Летом в Шимлу и другие горные курорты стекалось множество британцев и богатых индийцев. Важное значение имело обслуживание паломников, следовавших к многочисленным индуистским, буддийским и сикхским святыням[117].

Ярмарка верблюдов в Раджпутане

Обширная и засушливая Раджпутана состояла из небольшой британской провинции Аджмер-Мервара и более двадцати средних и мелких княжеств, находившихся в вассальной зависимости от колониальных властей. Эти раздробленные и изолированные феодальные княжества отличались крайней экономической и социальной отсталостью, а также забитостью крестьян. Во время сипайского восстания раджпутские князья остались союзниками британцев, за что получили ряд привилегий. В городах южной и западной Раджпутаны проживала большая община джайнов, которые составляли зажиточную верхушку общества[118][119].

Издревле в Раджпутане были широко распространены посредническая торговля и ростовщичество, чем традиционно занимались представители марварийской касты бханья. В колониальный период бханья перешли к компрадорской деятельности, выступая посредниками при поставках сырья из глубинных районов в Бомбей и другие порты, а обратно привозя импортные товары. Постепенно торгово-ростовщическая деятельность марвари охватила всю Британскую Индию, почти в каждом значительном городе имелись их торговые дома, склады и меняльные конторы. Разбогатев, марварийская буржуазия начала вкладывать деньги в собственные промышленные предприятия[120].

К марварийским кастам принадлежали крупнейшие индийские монополистические группы: Бирла, Далмия, Баджадж, Миттал, Сингхания, Гоэнка, Руия, Поддар, Саху, Джаит, Морарка, Бангур, Джайпурия, Пирамал, Бияни и другие. Их деятельность была сосредоточена преимущественно в Бомбее и Калькутте, тогда как в самой Раджпутане отсутствовали крупные промышленные предприятия[120][121][122].

Джайпур

В Раджпутане доминировала феодально-помещичья система землевладения заминдари, крупнейшие участки пашни и пастбищ, а также большинство чархов принадлежали местным князьям (раджам). В регионе процветала система долгового рабства «сагри», многие крестьяне находились в кабальной зависимости от ростовщиков. В 1922—1927 годах от Сатледжа был проложен 135-километровый ирригационный канал, оросивший около 230 тыс. га вокруг Шри-Ганганагара (первый в Индии облицованный канал)[123].

В Раджпутане преобладало суходольное земледелие, здесь выращивали баджру, пшеницу, рапс, горчицу, арахис, хлопок и сахарный тростник. Важное значение имело животноводство, особенно разведение волов, буйволов, верблюдов, овец и коз. Промышленность ориентировалась на переработку местного сельскохозяйственного сырья и производство шерстяных ковров и тканей, хлопчатобумажных тканей, сахара и растительного масла. Значительными текстильными центрами были Аджмер, Бхилвара, Джайпур, Биканер и Шри-Ганганагар[124].

Большое значение, особенно в столицах княжеств, имели традиционные кустарно-ремесленные производства: ручная окраска тканей, изготовление вышитой обуви, бумаги, кожаных сумок, сбруи, игрушек, ювелирных изделий, гравированной металлической посуды и сельскохозяйственных орудий. В Макране добывали лучший в стране мрамор, из которого были построены дворцы Тадж-Махал и Виктория-Мемориал, возле Удайпура добывали изумруды, на озере Самбхар — поваренную соль[125][115].

Удайпур

Почти все города Раджпутаны выросли вокруг расположенных на возвышенности княжеских дворцов-крепостей. Вдоль гор Аравали тянулась цепь главных городов региона — Джайпур, Аджмер, Марвар и Удайпур, которые выросли благодаря торговым связям между полупустынной западной и более развитой восточной частью Раджпутаны (в 1881 году вдоль этой цепи прошла главная железная дорога, связавшая Дели и Ахмадабад). Джайпур славился ювелирами и ткачами, резчиками по мрамору и слоновой кости, гравировщиками по металлу и гончарами, в 1947 году в городе открылся первый в Раджпутане университет[126].

Столица Мевара Удайпур также славился своими ремесленниками, которые изготовляли яркие хлопчатобумажные ткани. Столица Марвара Джодхпур, расположенный на стыке предгорий и пустыни Тар, издавна являлся торговым центром для караванов, следовавших из Персии. Также в городе процветали кустарное ткачество, покраска тканей, изготовление кожаной обуви, ковров, деревянных лаковых изделий и металлических фигурок. Биканер славился работами на эмали (минакари), керамикой, шерстяными коврами и лакированными изделиями из верблюжьей кожи, Джайсалмер — лоскутными хлопчатобумажными тканями, Алвар — чеканными изделиями и керамикой[127][128].

Горное княжество Джамму и Кашмир считалось окраиной Британской Индии. Хозяйственная деятельность была сосредоточена в Кашмирской долине. Несмотря на численное преобладание здесь мусульман, большой вес имели выходцы из касты брахманов-пандитов (из их среды происходила влиятельная семья Неру). В Джамму привилегированное положение занимали раджпуты из числа догра (они были освобождены от уплаты налогов, составляли большинство помещиков-джагирдаров, занимали высокие чиновничьи и офицерские посты). К догра принадлежала и семья правившей династии махараджей княжества. В Ладакхе преобладали буддисты-скотоводы из числа малых народов и племён[129].

Кашмирские кустари

Основные транспортные связи княжества шли в Пенджаб по долинам рек Джелам и Чинаб. В Кашмирской долине выращивали рис, кукурузу, пшеницу, яблоки, груши, абрикосы, сливы, шафран, грецкие орехи и миндаль[130]. В Джамму основными культурами были пшеница и кукуруза, кочевники-гуджоры разводили овец, коз и буйволов. На склонах хребта Пир-Панджал велась активная заготовка древесины хвойных пород[131].

В Ладакхе, в долине Инда, туземцы возделывали ячмень, пшеницу, зернобобовые и абрикосы. Лех являлся центром караванной торговли с Тибетом и Яркендом. Мелкая промышленность княжества занималась переработкой древесины, шерсти и кож, производством древесной смолы, скипидара, спичек и крикетных бит. В промышленном производстве основную массу занятых составляли ремесленники и кустари, работавшие на дому. Тысячи кашмирских крестьян (в основном мужчин) в свободное время изготавливали низкосортную шёлковую пряжу и дорогой кашемир, вышивали шали, блузки, платья, халаты, пальто и войлок, а также изделия из кожи и замши, ткали шерстяные одеяла, гладкие и ворсовые ковры. Главными текстильными центрами были Сринагар и Джамму (шёлковые и шерстяные ткани). Крупнейшая шёлкоткацкая фабрика княжества была основана в Сринагаре в 1939 году[132].

Также Джамму и Кашмир славился производством самоваров, резчиками по дереву, которые изготовляли мебель, вазы и статуэтки, ювелирами, работавшими с драгоценными и полудрагоценными камнями, мастерами, которые раскрашивали изделия из папье-маше, гончарами, которые изготовляли переносные грелки «кангра». Главным центром кустарной промышленности являлся Сринагар. Кроме того, важное значение имело обслуживание паломников, следовавших к Вайшно-деви и Анантнагу[133].

Центральная Индия

Западная Индия

Экономический расцвет Бомбея пришёлся на период Гражданской войны в США, когда началась блокада портов Конфедерации, вследствие чего резко возросла торговля индийским хлопком. Именно тогда возвысилась бомбейская община парсов, прежде всего семьи Тата, Годредж, Вадия, Редимани, Джиджибхой и другие[98].

Южная Индия

Примечания

  1. 1 2 Николсон, 2005, с. 47
  2. Николсон, 2005, с. 47-48
  3. From Empire to Independence: The British Raj in India 1858-1947 (англ.). BBC. Проверено 10 февраля 2015.
  4. Сдасюк, 1981, с. 22, 34
  5. 1 2 Сдасюк, 1981, с. 59
  6. Николсон, 2005, с. 32, 48
  7. Сдасюк, 1981, с. 14
  8. Николсон, 2005, с. 48-49
  9. 1 2 Николсон, 2005, с. 50
  10. From Empire to Independence: The British Raj in India 1858-1947 (англ.). BBC. Проверено 10 февраля 2015.
  11. Сдасюк, 1981, с. 9, 12
  12. 1 2 Сдасюк, 1981, с. 12
  13. Сдасюк, 1981, с. 13-14
  14. Николсон, 2005, с. 84-85, 92
  15. Сдасюк, 1981, с. 49, 76, 84, 119
  16. Сдасюк, 1981, с. 52
  17. Сдасюк, 1981, с. 71
  18. Сдасюк, 1981, с. 87, 118, 140
  19. Сдасюк, 1981, с. 103, 118, 142, 163
  20. Сдасюк, 1981, с. 119, 174
  21. 1 2 3 Marshall, 2001, с. 132-133
  22. Habib, 1983, с. 529
  23. Imperial Gazetteer of India, volume III. — 1907. — С. 488.
  24. Николсон, 2005, с. 23
  25. Сдасюк, 1981, с. 129
  26. Сдасюк, 1981, с. 57
  27. Сдасюк, 1981, с. 53, 123
  28. 1 2 Сдасюк, 1981, с. 130
  29. Сдасюк, 1981, с. 54
  30. Chittaranjan Locomotive Works (англ.). Indian Railways. Проверено 3 февраля 2015.
  31. History (англ.). Ordnance Factory Board, Ministry of Defence. Проверено 9 февраля 2015.
  32. Ordnance Equipment Factory Kanpur (англ.). Проверено 9 февраля 2015.
  33. Сдасюк, 1981, с. 124, 142-143
  34. Evolution (англ.). Indian Railways. Проверено 3 февраля 2015.
  35. 1 2 Николсон, 2005, с. 108
  36. Сдасюк, 1981, с. 13, 90
  37. Evolution (англ.). Indian Railways. Проверено 3 февраля 2015.
  38. Mountain Railways of India (англ.). UNESCO World Heritage Centre. Проверено 3 февраля 2015.
  39. Сдасюк, 1981, с. 126
  40. Сдасюк, 1981, с. 146
  41. Николсон, 2005, с. 121
  42. Indian Postal History 1947-1997 (англ.). Проверено 10 февраля 2015.
  43. Indian Telegraph Act 1885 (англ.). Department of Telecommunications, Government of India. Проверено 10 февраля 2015.
  44. Bhattacherje, 2009, с. 175
  45. Indian Postal History 1947-1997 (англ.). Проверено 10 февраля 2015.
  46. Mumbai Mint (англ.). Security Printing & Minting Corporation of India. Проверено 5 февраля 2015.
  47. Calcutta Mint (англ.). Security Printing & Minting Corporation of India. Проверено 5 февраля 2015.
  48. Hyderabad Mint (англ.). Security Printing & Minting Corporation of India. Проверено 5 февраля 2015.
  49. Brief History (англ.). Reserve Bank of India. Проверено 4 февраля 2015.
  50. History (англ.). Security Printing & Minting Corporation of India. Проверено 5 февраля 2015.
  51. Николсон, 2005, с. 32
  52. Сдасюк, 1981, с. 8-9
  53. Chapter II. Imperial Gazetteer of India (1907). Проверено 2 февраля 2015.
  54. Сдасюк, 1981, с. 115-116
  55. Сдасюк, 1981, с. 119-120
  56. Сдасюк, 1981, с. 117-119
  57. Сдасюк, 1981, с. 119-120, 131
  58. Сдасюк, 1981, с. 120-122
  59. Сдасюк, 1981, с. 122-123
  60. 1 2 Сдасюк, 1981, с. 124
  61. Бирла. Бизнес-Журнал. Проверено 8 февраля 2015.
  62. History of Paper Technology in India (англ.). Проверено 8 февраля 2015.
  63. Сдасюк, 1981, с. 126-127, 129
  64. Сдасюк, 1981, с. 134-135
  65. Сдасюк, 1981, с. 137-138
  66. Сдасюк, 1981, с. 138-142
  67. Сдасюк, 1981, с. 136, 142
  68. Сдасюк, 1981, с. 143, 145
  69. Manufacturing (англ.). Tata Motors. Проверено 9 февраля 2015.
  70. Сдасюк, 1981, с. 144-145
  71. Сдасюк, 1981, с. 147-148
  72. Сдасюк, 1981, с. 149-151
  73. Сдасюк, 1981, с. 151-153
  74. Talcher Coalfield (англ.). Mahanadi Coalfields Limited. Проверено 9 февраля 2015.
  75. Сдасюк, 1981, с. 157-158
  76. Сдасюк, 1981, с. 155, 158-159
  77. Сдасюк, 1981, с. 160-161
  78. Сдасюк, 1981, с. 162
  79. Сдасюк, 1981, с. 162-164
  80. Сдасюк, 1981, с. 167
  81. Сдасюк, 1981, с. 168-170
  82. Сдасюк, 1981, с. 171
  83. Сдасюк, 1981, с. 171, 177
  84. Сдасюк, 1981, с. 172-175
  85. Сдасюк, 1981, с. 176-178
  86. Сдасюк, 1981, с. 179-180
  87. Сдасюк, 1981, с. 180-183
  88. Сдасюк, 1981, с. 183-184
  89. Сдасюк, 1981, с. 185
  90. Сдасюк, 1981, с. 186-187
  91. Сдасюк, 1981, с. 187-188
  92. Сдасюк, 1981, с. 189-190
  93. Сдасюк, 1981, с. 191-193
  94. Сдасюк, 1981, с. 193-196
  95. Company Profile. History (англ.). DCM. Проверено 2 февраля 2015.
  96. Сдасюк, 1981, с. 40
  97. Сдасюк, 1981, с. 35
  98. 1 2 Николсон, 2005, с. 48
  99. Trams to ply on streets of Delhi again (англ.). The Economic Times. Проверено 2 февраля 2015.
  100. Сдасюк, 1981, с. 44, 47
  101. Николсон, 2005, с. 99
  102. Сдасюк, 1981, с. 47-49
  103. Сдасюк, 1981, с. 52-53
  104. Сдасюк, 1981, с. 53-54
  105. Сдасюк, 1981, с. 55
  106. Сдасюк, 1981, с. 57-59
  107. Сдасюк, 1981, с. 61, 63-64
  108. Николсон, 2005, с. 103
  109. Сдасюк, 1981, с. 64-65
  110. Сдасюк, 1981, с. 69, 71, 76-77
  111. Сдасюк, 1981, с. 71-73
  112. Сдасюк, 1981, с. 73, 77-78
  113. Heritage (англ.). Punjab National Bank. Проверено 5 февраля 2015.
  114. Some of India's Great Business Families (англ.). Bloomberg Businessweek. Проверено 3 февраля 2015.
  115. 1 2 Николсон, 2005, с. 102
  116. Сдасюк, 1981, с. 93-95
  117. Сдасюк, 1981, с. 96-97
  118. Сдасюк, 1981, с. 82-83
  119. Ajmer Merwara (англ.). Imperial Gazetteer of India, volume V (1909). Проверено 5 февраля 2015.
  120. 1 2 Сдасюк, 1981, с. 83
  121. Kudaisya, 2009, с. 87
  122. About Marwaris (англ.). Formarwaris.com. Проверено 5 февраля 2015.
  123. Сдасюк, 1981, с. 84-85
  124. Сдасюк, 1981, с. 86-89
  125. Сдасюк, 1981, с. 89-90
  126. Сдасюк, 1981, с. 91-92
  127. Сдасюк, 1981, с. 92
  128. Николсон, 2005, с. 144-145
  129. Сдасюк, 1981, с. 99-100
  130. Сдасюк, 1981, с. 100-103
  131. Сдасюк, 1981, с. 104-105
  132. Сдасюк, 1981, с. 106-108, 112
  133. Сдасюк, 1981, с. 109

Литература

  • Николсон Л. Индия. — Москва: Астрель, 2005. — 399 с. — ISBN 5-271-10613-6.
  • Сдасюк Г. Штаты Индии. — Москва: Мысль, 1981. — 368 с.
  • S. B. Bhattacherje Encyclopaedia of Indian. Events & Dates. — Sterling Publishers, 2009. — 613 с. — ISBN 8120740742.
  • Irfan Habib The Cambridge Economic History of India: Volume 2. — CUP Archive, 1983. — 1078 с. — ISBN 0521228026.
  • Medha M. Kudaisya, Chin-Keong Ng Chinese and Indian Business: Historical Antecedents. — BRILL, 2009. — 179 с. — ISBN 9004172793.
  • Marshall P. J. The Cambridge Illustrated History of the British Empire. — Cambridge: Cambridge University Press, 2001. — 400 с. — ISBN 0521002540.

Ссылки

Экономика Индии (1858—1947).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06