25-05-2023
«Экспонат» | ||||||||
Сингл группы «Ленинград» | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Выпущен | ||||||||
Формат | ||||||||
Записан |
2015 |
|||||||
Жанр | ||||||||
Длительность |
3:50 (студийная версия)[1] |
|||||||
Авторы песни | ||||||||
Профессиональные рецензии | ||||||||
Места в чартах | ||||||||
|
«Экспонат» — песня группы «Ленинград», исполняемая с 2015 года и вышедшая синглом в январе 2016 года. Песня возглавила российский чарт на iTunes[3][4].
13 января 2016 года на YouTube был опубликован клип, набравший за 3,5 месяца около 70 миллионов просмотров[5][6]. Главную роль в клипе исполнила Юлия Топольницкая[7][8], в песне звучит вокал Алисы Вокс-Бурмистровой.
Клип начинается с того, что главная героиня (Юлия Топольницкая) общается по Skype с мужчиной по имени Сергей (Дмитрий Луговкин[9]), рассказывая о своей жизни и занятиях живописью. В ответ мужчина приглашает её в музей на выставку Винсента Ван Гога. На эмоциональном подъёме она начинает готовиться к свиданию и пытается подобрать удачный образ, перебирая множество вариантов. В конце концов, героиня обращает внимание на висящую вырезку из журнала с Викторией Бекхэм[10] и останавливается на наряде с этой фотографии. Понимая, что у неё нет подходящей обуви, героиня звонит своей подруге, выпрашивая у той «лабутены» — туфли с красной подошвой, упоминающиеся в припеве песни.
Далее героиня начинает заниматься различными косметическими процедурами: красит красным лаком подошву туфель, принимает ванну, наносит макияж, делает маникюр. С первого раза у неё не получается надеть узкие джинсы, она занимается на велотренажёре, провоцирует у себя рвоту, но в конце концов ей помогает в этом мать (Галина Сидорова[9]). В итоге героиня полностью облачается в желаемый наряд, когда в дверь звонят, однако свежий лак на подошвах туфель приклеивает их к полу и она падает при попытке сделать первый шаг. Её посещает видение их свадьбы с Серёгой, она понимает, что от удара при падении из носа пошла кровь. Исправив это, она ползёт к двери, не в состоянии подняться на ноги. В конце концов, ей удаётся встать в полный рост и открыть входную дверь.
Клип был снят студией «Fancy shot», работавшей над некоторыми предыдущими клипами «Ленинграда»[10]; режиссёром клипа выступила Анна Пармас[11]. Съёмки проходили в одном из павильонов Ленфильма, где были построены декорации комнаты в квартире героини. В качестве главных источников стилистики создатели называли «Деликатесы» Жана-Пьера Жёне и рекламные ролики масла Lurpak, однако признавались в схожести с клипом Рейчел Блум «Fuck Me, Ray Bradbury»[10]. Фотография Виктории Бекхэм, на которую ориентируется при создании своего образа, является монтажом — в этом наряде сфотографировалась Юлия Топольницкая, а её лицо заменили лицом Виктории. Кроме того, обувь, показанная в клипе, на самом деле не была настоящими туфлями от Christian Louboutin[10]. В кастинге на главную роль участвовало более 200 девушек, из которых на главную роль была утверждена актриса петербургского театра клоунады «Лицедеи» Юлия Топольницкая[4][8]. По выходу клипа она признавалась, что ожидала большего количества негативных комментариев о себе и о песне, однако обрадовалась тому, что большая часть критики относилась не к актёрскому мастерству, а к внешности[10][11]. Для съёмок Топольницкая специально набирала вес; также она рассказывала, что рвущиеся на ней джинсы специально были подобраны меньшего размера, чем те, что подходят ей[11]. Кроме того, она говорила, что все падения делала сама, без каскадёров, но со страховкой, падая на скрытые под коврами маты[12].
Выход клипа сразу привлёк к себе внимание многих СМИ[13][14][15][16][17]. После выхода видео в прессе писали о флешмобе по превращению туфель с высоким каблуком в «лабутены» путём покраски подошвы красным лаком[18][19]. Пресс-секретарь проходившей в Москве выставки работ Винсента Ван Гога заявила, что 13 и 14 февраля 2016 года все девушки «на лабутенах» смогут посетить выставку бесплатно, а все мужчины по имени Серёга получат 50-процентную скидку[20]; под «лабутенами» в данном случае понимались все туфли со шпилькой не менее 10 сантиметров[21]. Вскоре после этого заявления представители бренда Christian Louboutin попросили убрать упоминания о данной торговой марке из публикаций об этой акции, сообщив, что согласия на использование торговой марки организаторы выставки не получали[22].
Председатель комитета Государственной думы России по культуре кинорежиссёр Станислав Говорухин в интервью радиостанции «Говорит Москва» заявил, что по его мнению употребление нецензурной лексики в клипе нарушает законодательство, но заметил, что бороться с матом в интернете сложно, добавив, что небольшое количество мата можно простить за остроумие клипа[23]. В выпуске телепередачи «Вечерний Ургант» от 29 января 2016 года группа «Ленинград» исполнила версию песни без мата и с изменённым третьим куплетом: в оригинале первый и третий куплет, рассказывающие о выставке Ван Гога, совпадали, а второй был посвящён походу на Глинку в Мариинский театр, здесь же в третьем куплете речь шла о выставке работ Валентина Серова, проходившей в Москве по январь 2016 года[24].
На клип было снято множество пародий, причём не только любительских[25][26][27]: были сняты мужские[28], кавказские[25], украинские[27][29][30] версии; также комический дуэт из Перми «Боня и Кузьмич» снял пародию «Лабутоннель», главная героиня которой пытается «на лабутенах» пройти по тоннелю пермского вокзала[31][32]. Одна из пародий — «грузинское» послесловие к клипу, в котором кроме двух поющих мужчин показана завёрнутая в ковёр девушка в туфлях — была даже опубликована на официальном канале группы «Ленинград» на YouTube[33]. Кроме того, клип на музыку «Экспоната» с текстом о выходе в плей-офф КХЛ 2016 снял владивостокский хоккейный клуб «Адмирал»[34].
Клип породил множество фольклорных интерпретаций, ставших предметом исследования группы «Мониторинг актуального фольклора» (РАНХиГС)[35].
Отвечая на вопрос об избитости сюжета клипа о сборах девушки на свидание, Сергей Шнуров заявил:
Любая тема — баян. Любая. В этой жизни не меняется ничего со времен прихода Иисуса Христа. Все темы, которые трогают, не побоюсь этого слова, вечные. И вот если ты с помощью грязного пальца с неподстриженными ногтями пытаешься тыкнуть и попадаешь в эту вечность — это и есть самое что ни на есть удовольствие.
— [36]
|