Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Эффект Коанды

10-09-2023

Эффект Коанда

Эффект Коанда — физическое явление, названное в честь румынского учёного Анри Коанды (во французском произношении Коанда́, откуда и название эффекта), который в 1932 году обнаружил, что струя жидкости, вытекающая из сопла, стремится отклониться по направлению к стенке и при определенных условиях прилипает к ней. Это объясняется тем, что боковая стенка препятствует свободному поступлению воздуха с одной стороны струи, создавая вихрь в зоне пониженного давления. Аналогично и поведение струи газа. На основе этого эффекта строится одна из ветвей пневмоники (струйной автоматики).

Содержание

Описание

Струя воздуха может быть либо свободной (ограниченной окружающим воздухом), либо ограниченной (стеснённой, ограниченной препятствиями со всех сторон), либо настилающей. Если пренебречь вязкостью, то на границе струи скорость воздуха должна быть равна 0. Для расчётов за границу струи обычно берут поверхность, где скорость равна 0,2 м/с.

Настилающая струя — это полуограниченная струя, и она всегда развивается только вдоль поверхности ограждения. Дальность распространения настилающей струи увеличивается приблизительно в 1,2 раза по сравнению со стеснённой струей. То есть струя, которая настилается на потолок или любую другую поверхность, имеет большую дальнобойность при остальных одинаковых условиях, чем струя не ненастилающая.

Этот эффект создается за счёт зоны пониженного давления возле поверхности (струя прилипает к поверхности и движется по ней).

Применение

Этот эффект применяют в кондиционерах для создания эффекта прилипшей струи воздуха к потолку для лучшего циркулирования воздуха в помещении.

Экспериментальный самолёт QSRA

С 1940 по 1970 американцы экспериментировали с применением эффекта Коанда в создании летательных аппаратов. Эффект Коанда применяется в технологии NOTAR (англ.  No Tail Rotor — «без хвостового винта») — системе управления вертолётом по рысканью, применяемой вместо рулевого винта. Технология разработана фирмой Макдоннел Дуглас и используется на ряде вертолетов ее разработки — MD 500 и его модификаций[1].

С использованием эффекта Коанда для увеличения подъемной силы крыла, за счет его обдува реактивной струей от двигателя самолета, было построено несколько проектов самолетов. Такие, как американские экспериментальный QSRA и опытный военно-транспортный Boeing YC-14[2], и советские военно-транспортные самолеты с укороченным взлетом и посадкой Ан-72 и Ан-74.

В 2012 году данный эффект используется в Формуле 1 [3][4][5].

Примечания

  1. Краткое описание технологии NOTAR на сайте компании «МакДоннел Дуглас»  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 10 августа 2010.
  2. Описание самолета C-14.. www.airwar.ru. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 10 августа 2010.
  3. На тестах в Маньи-Кур Mercedes представила новую выхлопную систему
  4. Выхлопные системы McLaren MP4-27 и Sauber C31. Проверено 11 сентября 2012.
  5. Два варианта выхлопной системы Ferrari F2012. Проверено 11 сентября 2012.

Ссылки

  • Статья о вентиляторе, разработанном Джеймсом Дайсоном с использованием эффекта Коанда
  • Статья о турбореактивном самолёте DEMON с использованием эффекта Коанда (2010 год)
  • Статья о беспилотном летательном аппарате AESIR с использованием эффекта Коанда (2009 год)


Эффект Коанды.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06