10-09-2023
Эффект Коанда — физическое явление, названное в честь румынского учёного Анри Коанды (во французском произношении Коанда́, откуда и название эффекта), который в 1932 году обнаружил, что струя жидкости, вытекающая из сопла, стремится отклониться по направлению к стенке и при определенных условиях прилипает к ней. Это объясняется тем, что боковая стенка препятствует свободному поступлению воздуха с одной стороны струи, создавая вихрь в зоне пониженного давления. Аналогично и поведение струи газа. На основе этого эффекта строится одна из ветвей пневмоники (струйной автоматики).
Содержание |
Струя воздуха может быть либо свободной (ограниченной окружающим воздухом), либо ограниченной (стеснённой, ограниченной препятствиями со всех сторон), либо настилающей. Если пренебречь вязкостью, то на границе струи скорость воздуха должна быть равна 0. Для расчётов за границу струи обычно берут поверхность, где скорость равна 0,2 м/с.
Настилающая струя — это полуограниченная струя, и она всегда развивается только вдоль поверхности ограждения. Дальность распространения настилающей струи увеличивается приблизительно в 1,2 раза по сравнению со стеснённой струей. То есть струя, которая настилается на потолок или любую другую поверхность, имеет большую дальнобойность при остальных одинаковых условиях, чем струя не ненастилающая.
Этот эффект создается за счёт зоны пониженного давления возле поверхности (струя прилипает к поверхности и движется по ней).
Этот эффект применяют в кондиционерах для создания эффекта прилипшей струи воздуха к потолку для лучшего циркулирования воздуха в помещении.
С 1940 по 1970 американцы экспериментировали с применением эффекта Коанда в создании летательных аппаратов. Эффект Коанда применяется в технологии NOTAR (англ. No Tail Rotor — «без хвостового винта») — системе управления вертолётом по рысканью, применяемой вместо рулевого винта. Технология разработана фирмой Макдоннел Дуглас и используется на ряде вертолетов ее разработки — MD 500 и его модификаций[1].
С использованием эффекта Коанда для увеличения подъемной силы крыла, за счет его обдува реактивной струей от двигателя самолета, было построено несколько проектов самолетов. Такие, как американские экспериментальный QSRA и опытный военно-транспортный Boeing YC-14[2], и советские военно-транспортные самолеты с укороченным взлетом и посадкой Ан-72 и Ан-74.
В 2012 году данный эффект используется в Формуле 1 [3][4][5].
Это заготовка статьи по физике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Эффект Коанды.