17-10-2023
Юноша и Смерть Le Jeune Homme et la Mort |
|
Композитор | |
---|---|
Тональность и номер сочинения |
До минор (c-moll) |
Оркестровка | |
Инструменты |
скрипки, виолончели, флейты, гобои |
Продолжительность |
~ 16 мин. |
Дата и место первой постановки | |
Автор либретто | |
Балетмейстер | |
Сценография |
Жорж Вакевич |
Художник по костюмам |
Барбара Каринска |
Юноша и Смерть (фр. Le Jeune Homme et la Mort) — одноактный балет в 2 картинах на музыку «Пассакальи» Иоганна Себастьяна Баха. Идея и либретто Жана Кокто, хореография и постановка Ролана Пети[1].
Содержание |
Основой балета послужило стихотворное либретто Ж. Кокто:
Юноша в студии — в одиночестве, ожидая.
Входит Девушка, она — причина его отчаяния.
Он устремляется к ней. Она его отталкивает. Он молит её.
Она его оскорбляет, высмеивает и убегает. Он кончает с собой.
Комната исчезает. Остается только тело повесившегося.
С крыш спускается Смерть в бальном платье.
Она снимает свою маску: это — Девушка.
Она закрывает маской лицо своей жертвы.
Вместе они удаляются, теряясь среди крыш.[2]
По воспоминаниям Ролана Пети, первоначальный толчок к созданию спектакля ему дал Борис Кохно. Он предложил хореографу поставить одноактный балет на танцовщика руководимой Пети труппы «Балет Елисейских полей» Жана Бабиле и подсказал обратиться за либретто к Жану Кокто.
Кокто сходу сымпровизировал сюжет, а также показал Пети наметки пластической будущей пластической характеристики героев. Ему же принадлежала идея музыкального и декорационного оформления балета[3]. [⇨]
И.С.Бах Пассакалья и фуга до минор | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
В пору создания «Юноши и Смерти» Кокто искал новый принцип взаимодействия музыки и сцены, отличный от бытовавшего в традиционном балетном театре[4]. Он предоставил Пети право использовать в работе любую музыку, впоследствии предполагая заменить её на другую.
Пети ставил под популярную джазовую песню «Фрэнки и Джонни». Перед премьерой Кокто решил, что спектакль должен идти в сопровождении классической музыки. В итоге к уже законченной постановке был подобран новый музыкальный ряд — «Пассакалия» Баха в оркестровке Респиги. Причем готовая хореография накладывалась на «Пассакалию» чисто механически, без синхронизации звуковых и пластических акцентов[3].
Существует легенда, согласно которой на премьере авторы балета неожиданно поняли, что сценическое действие может не уложиться в протяженность «Пассакалии» и стали торопить исполнителей.
Этот миф опроверг Пети. Он указал, что одной из причин выбора Пассакалии явилось как раз то, что она идеально подходила по длительности[3].
Первоначально Кокто предполагал использовать в качестве музыки балета попеременно «Пассакалию» и увертюру к опере В. А. Моцарта «Волшебная флейта», но этот замысел осуществлен не был[4].
Концепцию оформления балета разработал Кокто. Задник первой картины по его плану исполнил Жорж Вакевич. У авторов не было средств для производства сложной декорации ночного Парижа для второй картины, поэтому они использовали готовую декорацию из фильма «Мартэн Руманьяк» (ее автором был также Вакевич)[3]
Костюм Юноши в оригинале представлял собой простую репетиционную одежду исполнителя. Платье Смерти сшила Каринска по эскизу К. Берара[3].
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Zizi Jeanmaire, Rudolf Nureyev на YouTube - 1966 | |
Mikhail Baryshnikov на YouTube - В фильме «Белые ночи», 1985 | |
Marie-Agnès Gillot and Nicolas Le Riche на YouTube - 2005 |
Премьера прошла 25 июня 1946 года на сцене Театра Елисейских Полей
Премьера прошла 9 апреля 1951 года на сцене Метрополитен-Опера
Премьера прошла в 1955 году
Новая постановка в 2006 году
Премьера прошла в 1990 году
Премьера прошла 25 марта 1998 года
Дирижёр-постановщик — Г. Плисс-Стеренберг
Премьера прошла 4 июня 2010 года
Дирижёр-постановщик — Павел Клиничев, художник по свету — Жан-Мишель Дезире, ассистент хореографа-постановщика — Луиджи Бонино
Поскольку хореография «Юноши и Смерти» не привязана к музыке, под которую исполняется этот балет, от исполнителей требуется не соотносить свои движения со звучанием оркестра, а танцевать «отдельно» от него. С целью достижения нужного эффекта балет часто предварительно разучивают без музыкального сопровождения.
Юноша и Смерть (балет).