02-09-2023
2А65 «Мста-Б» | |
---|---|
152-мм дивизионная гаубица 2А65 «Мста-Б» в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга |
|
Тип: | Буксируемая гаубица |
Страна: | |
История службы | |
Годы эксплуатации: | с 1987 |
Использовалось: | |
История производства | |
Конструктор: | ЦКБ «Титан» |
Разработан: | с 1976 по 1986 |
Производитель: | Мотовилихинские заводы |
Годы производства: | с 1987 |
Всего выпущено: | более 1200 |
Варианты: | 2А65, МЗ-146 |
Характеристики | |
Масса, кг: | 7000 |
Тип тягача: | типа Урал-4320 |
Клиренс, мм: | 400 |
Скорость возки по шоссе, км/ч: | 20..80 |
Длина, мм: | 11400..12700 |
Длина ствола, мм: | 7200 |
Ширина, мм: | 2500 |
Высота, мм: | 1950..2950 |
Экипаж (расчёт), чел.: | 8 |
Калибр, мм: | 152,4 |
Угол возвышения: | −3..+70 |
Угол поворота: | −27..+28 |
Скорострельность, выстрелов/мин: |
до 7 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
810 |
Прицельная дальность, м: | 6400..24 700 (ОФС) |
Максимальная дальность, м: |
28 900 (АР ОФС) |
Прицел: | ОП4М-97К, ПГ-1М, К-1 |
Изображения на Викискладе2А65 «Мста-Б» |
152-мм гаубица «Мста-Б» (Индекс ГРАУ — 2А65, по классификации НАТО — M1987) — российская/советская буксируемая 152-мм гаубица, предназначена для уничтожения тактических средств ядерного нападения, артиллерийских и миномётных батарей, танков и других бронированных средств, разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений, подавления живой силы и огневых средств, пунктов управления, средств противовоздушной и противоракетной обороны.
Для обеспечения автоматизированного управления огнём артиллерийских дивизионов, вооружённых буксируемыми гаубицами «Мста-Б» разработаны комплексы «Фальцет» и «Капустник».
Пушка стоит на вооружении России и ряда стран СНГ.
Содержание |
152 мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне ЦКБ «Титан»).
НИОКР по созданию буксируемой 152 мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, маневренности и других характеристик по сравнению с орудиями МЛ-20, Д-1, Д-20.
Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе. На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.
В 1986 году 152 мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск.
Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении Российской армии и некоторых стран СНГ.
В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:
Артиллерийская часть гаубицы 2А65 «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.
Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от −3,5° до +70°.
Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.
При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль "Урал-4320″ с колёсной формулой 6×6. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/час, а на пересеченной местности — до 20 км/час.
Расчёт — 8 человек.
Стрельба из пушки ведётся 152-мм выстрелами раздельного заряжания разработанными, как специально для неё (и для 2С19 «Мста-С»), так и применяющимися на гаубицах Д-20, 2С3 «Акация», МЛ-20.
Это заготовка статьи об артиллерии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
2А65.