Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

24 часа Ле Мана

11-10-2023

24 часа Ле-Мана
Категория

Гонки на выносливость

Страна или регион

 Франция

Дебют

1923

Пилоты

165

Команды

55

чемпион

М.Фасслер
А.Лоттерер
Б.Трелуе

команда

Audi Sport North America

Официальный сайт

lemans.org

Текущий сезон
Старт 1965 год
Audi R10 #8 победитель 2006 года

24 часа Ле-Мана (фр. 24 Heures du Mans) — наиболее знаменитая автомобильная гонка на выносливость, проходящая ежегодно недалеко от французского города Ле-Ман. Организатором соревнования выступает Западный автоспортивный клуб Франции (фр. Automobile Club de l'Ouest, ACO). Первая гонка состоялась 26—27 мая 1923 года, в дальнейшем соревнования проходили в июне (за исключением 1968 г., когда из-за студенческой революции были перенесены на сентябрь). Гонка не проводилась в 1936 (из-за всеобщей забастовки) и 19401948 гг (из-за Второй мировой войны).

Соревнования проходят на трассе Сарте (фр. Circuit de la Sarthe), длина которой в настоящее время составляет 13 650 м (8,482 мили). Бо́льшая часть дистанции проложена по обычным дорогам (в т. ч. прямая Мюльсанн), в остальное время года используемым для передвижения транспорта; некоторые участки были построены специально.

В гонке участвует около 50 машин, стартующих одновременно. Победителем объявляется экипаж, машина которого прошла за 24 часа наибольшее расстояние.

Содержание

Цель

В то время, когда гонки Гран-при происходили по всей Европе, Ле-Ман задумывался как своеобразное испытание для автоспорта. Целью производителей должно было стать производство не наиболее быстрых, а надёжных машин. Кроме того, такое испытание способствовало развитию топливосберегающих технологий.

Гонка

Автомобили

Гонка состоит обычно из 50 участников (в 2008 — 55). В каждом болиде должно быть не менее двух мест, хотя в последние годы эта возможность не используется. Допускается наличие не более двух дверей; на открытых болидах двери не требуются.

Dodge Viper GTS-R, победитель в классе GT1 в 1998—2000 годах

Гонка проходит одновременно во всех классах. Результаты гонки определяются как в абсолютном зачёте, так и в каждом классе отдельно.

Состав классов изменялся за годы существования гонки, в настоящее время существуют четыре класса. Ле-Мановские спорт-прототипы (фр. Le Mans Prototypes, LMP) — LMP1 и LMP2, различные по скорости, весу и мощности. Следующие два класса — Гранд-Туризмо (фр. Grand Touring, GT), также разделённые по скорости, весу и мощности на GT1 и GT2. После изменений правил FIA GT организаторы допустили старший класс GT1 лишь в качестве эксперимента — созданные под короткие часовые спринты, эти машины уступили в марафоне даже младшим GT2. В сезоне 2012 года остались лишь GT2, разделенные на GT professional (GT Pro) и GT Aamateur (GT Am), где из 3-х пилотов должен быть лишь один со статусом не ниже "золотого", таким образом приоткрыв двери более молодым пилотам. Также в последнее время стало очень распространено негласное распределение класса LMP1 на бензиновый и дизельный. Дизельные болиды Audi, а также Peugeot (решившие в 2012 году не выступать в Ле Мане) были и оказываются быстрее бензиновых и по сей день. Мало того, что они по чистой скорости выигрывают у бензиновых, также им требуется меньше остановок для дозаправки. В сезоне 2012 года команда Audi выступала как на прошлогоднем дизельном прототипе, так и на новинке - новом болиде E-tron Quattro, который отличался от обычного дизельного наличием гибридной силовой установки в передней части машины. То есть машина стала гибридом с электромотором впереди. А за счет того, что дизельный прототип заднеприводный, электромотор спереди превратил машину в полноприводную, правда только на скорости начиная со 120 км/ч. Также с гибридом (только бензиновым и неполноприводным) в этом году выступила команда Toyota, вернувшаяся в ле Ман после длительного отсутствия. "Гибридность" прототипов LMP1 очень похожа на систему KERS в Формуле 1. Хотя вероятность победить выше всех у машин класса LMP1, бывало, что представители более слабых классов побеждали благодаря более высокой надёжности.

Следует отметить, что правила определения классов, используемые Западным Автоспортивным клубом Франции, отличаются от аналогичных, установленных FIA, хотя и не всегда.

Пилоты

Первоначально не было никаких правил о числе пилотов в автомобиле и о том, как долго они могут вести машину. Хотя в первые десятилетия почти все команды использовали двух пилотов, некоторые водители Ле-Мана — например, Пьер Левег — попытались участвовать в гонке в одиночку, надеясь сэкономить время на смене пилота, однако после того как в 1952 Пьер Левег заснул за рулем после 22 часов гонки, это было запрещено. Вплоть до 1980-х существовали команды с двумя пилотами, но к концу десятилетия в правилах было закреплено, что необходимо, по крайней мере, три пилота.

К 1990-м, из-за скоростей автомобилей и физического и умственного напряжения, в правила были введены положения, которые должны были способствовать повышению безопасности пилотов. Так, пилот не мог находиться на трассе более четырёх часов подряд, а в общей сложности в течение всей гонки — более четырнадцати часов. Это уменьшило уставание пилотов в течение гонок.

Правила и традиции

Хотя 24 часа Ле-Мана были частью чемпионата мира спорткаров (World Sportscar Championship), марафон имел правила, отличные от используемых в остальных случаях, отчасти из-за длины трассы. Некоторые правила отличались из соображений безопасности, другие — с учётом особенностей соревнования.

В течение многих десятилетий экипаж был обязан проехать не менее часа в гонке, прежде чем им позволялось дозаправить автомобиль техническими жидкостями (типа масла или охлаждающей жидкости) за исключением топлива. Это было попыткой ACO повысить эффективность и надёжность. Автомобили, которые не могли продержаться первый час без дозаправки жидкостей, дисквалифицировались.

Другое правило, которое долго было уникальным для Ле-Мана, — требование остановки двигателя перед дозаправкой в боксах. Это требование основывается не только на соображениях пожаробезопасности, но также способствует повышению надёжности автомобиля, т. к. таким образом проверяется способность повторно многократно запускать двигатель в течение гонки. Другой элемент этого правила — что механикам не позволяют воздействовать на автомобиль или сменять комплект шин в то время, как происходит заправка топливом. Это способствует ускорению длинных пит-стопов, т. к. команды вынуждены искать более быстрые пути проведения данной процедуры. В качестве исключения к этому правилу, пилотам разрешают выйти из автомобиля и замениться в течение дозаправки.

В Ле-Мане есть различные традиции, установившиеся за прошедшие годы. Одна из самых давних — размахивание французским триколором в качестве сигнала к началу гонки. Обычно это сопровождается воздушным шоу реактивных самолётов, несущих красный, белый и синий дым. Подобная традиция есть и относительно других флагов — размахивание флагами безопасности в течение заключительных кругов гонки маршалами в качестве поздравления победителей и других финишировавших.

Именно на гонке 24 часа Ле-Мана было положено начало такой традиции как душ из шампанского. В 1967 24 часа Ле-Манa Дэн Герни и A. J. Foyt выиграли гонку за рулем нового Ford GT40. Когда Герни получил на подиуме бутылку шампанского, то увидел внизу главного администратора Форда Генри Форда II, владельца команды Кэрролла Шелби и их жён, а также нескольких журналистов, которые ранее предсказали провал для высококлассного дуэта. Герни встряхнул бутылку и облил всех поблизости, установив таким образом традицию, которая воспроизводится во всём мире уже более 40 лет.[1]

История

Вид на пит-лейн трассы в Сарте в ночное время
См. также: Список победителей 24 часов Ле-Мана

Квалификация

Гонка обычно проходит во второй уикэнд июня. Практика проходит в среду перед квалификацией, после прохождения автомобилями технического осмотра в понедельник и вторник. Она состоит из двух частей, дневной и ночной, в ходе ночной экипажи, в том числе, должны продемонстрировать свою способность пилотировать машину ночью.

Квалификация состоит из двух частей, соответственно, днём и вечером, в тёмное время суток, и состоит из двух 2-часовых заездов. Расстановка на старте осуществляется по итогам лучшего результата всей квалификации.

Пятница отведена под день отдыха, в этот день проходит парад, в ходе которого все водители проезжают через центр города Ле-Мана. Для механиков пятница — это время напряжённой работы с автомобилями, в т. ч. восстановление разбитых в ходе квалификации машин.

Старт гонки

Старт гонки тоже был интересен. Во времена открытых автомобилей гонщики выстраивались напротив своих машин на другой стороне трассы и по команде судьи бежали к машинам, запускали двигатели и стартовали. Многие гонщики не торопились пристегивать ремни, делая это после нескольких кругов, на первом пит-стопе или не пристегиваясь вовсе, что зачастую приводило к тяжелым травмам при аварии. Конец такой практике положил Жаки Икс в 1969 году. Считая, что стартовать так небезопасно, он повел себя не так, как все пилоты. Вместо того чтобы бежать к машине, он не спеша шел (причем его чуть не сбили несколько соперников, успевших стартовать), также не спеша он занял место в болиде. Он внимательно и тщательно застегнул ремни безопасности, и стартовал, таким образом, с существенным отставанием. Несмотря на это, он выиграл гонку. Учитывая то, что в аварии на первом круге гонки погиб гонщик Джон Вульф, причем погиб именно из-за небрежности на старте - он не застегнул ремни, отыграл несколько позиций на старте, но в скоростном повороте Maison Blanche не удержал машину на трассе, врезался в барьер, был выброшен из машины и погиб от полученных травм. Эти обстоятельства привели к тому, что на следующий год все гонщики стартовали по команде уже сидя в машине пристегнутыми. Впоследствии и этот вид старта был заменен на обычный старт "с хода" за пейс-каром, наподобие применяющегося в американских автогонках на овальных трассах.

Трасса

Самая известная часть трассы в Ле-Мане — это длинная прямая, часть дороги Route Nationale 138, известная как Ligne Droite des Hunaudières, или на английский манер — Mulsanne Straight.

В первоначальной конфигурации длина прямой составляла пять с половиной километров, но в 1990 году она была разделена двумя шиканами для снижения скорости. Это и не удивительно, так как машины группы С развивали на ней скорости, вплотную приближавшиеся к 400 км/ч, например, в 1988 году автомобиль WM P87 показал скорость 405 км/ч. Правда, гонщики остались недовольны изменениями — теперь вместо отдыха при движении по прямой им приходится за всю дистанцию гонки делать на 3000 переключений передач больше.


Инновации

Производители

Самой успешной маркой в истории Ле-Мана является Porsche. Немецкие машины побеждали здесь 16 раз, включая серию из семи побед подряд — с 1981 по 1987 год. Следом за Porsche идёт Ferrari с девятью триумфами. Итальянцы также могут похвастать продолжительной победной серией (1960-1965 гг.). Самой захватывающей дуэлью тех времён было противостояние Ford и Ferrari. Единственной японской компанией, которая может похвастать победой в 24-часовой гонке, является Mazda, её успех датируется 1991 годом. Совсем немного не хватило Toyota для достижения подобного успеха. Технические проблемы, возникшие в последний час гонки 1999 года (взрыв задней левой покрышки) отбросили прототип из Японии на второе место.

В последнее время наблюдается доминирование Audi. Спортпрототип R8 LMP побеждал в пяти из последних шести гонок. В 2006 году в соревновании впервые победил автомобиль, оснащённый дизельным двигателем. Экипаж команды Audi Sport Team Joest в составе Франка Билы, Эмануэле Пирро и Марко Вернера захватил лидерство на третьем часу гонки и не упускал его уже до самого финиша. Audi R10 на финише опередила ближайших соперников на четыре круга.

Однако в 2009 году, триумфаторами стали конструкторы из французской Peugeot. Два суперкара Peugeot 908 заняли первые позиции, потеснив Audi R15, отставшую от победителя на 6 кругов.

Аварии

В истории самой знаменитой гонки были и чёрные страницы. Леденящая душу авария в 1955 году привела к тому, что Mercedes-Benz прекратил участие в автоспортивных соревнованиях до 1987 года. Пьер Левег на машине 300 SLR на полном ходу врезался в трибуну возле пит-лейна после контакта с Austin-Healey и разбился вдребезги — двигатель и другие детали полетели прямо в болельщиков. Погибли 82 зрителя и сам Пьер Левeг, управлявший автомобилем Mercedes 300 SLR.

Гонка была продолжена, чтобы зрители не покидали трибуны и не занимали подъездные дороги, которые надо было оставить свободными для подъезда машин скорой помощи. Ночью с дистанции были сняты оставшиеся машины Mercedes-Benz. Эта ужасная авария до сих пор считается самой страшной катастрофой на автогонках. Главным судьей тогда был 82-летний Шарль Фару, основатель «Ле-Мана».

После Ле-Мана-1955 были отменены многие другие соревнования, в том числе Гран-при Германии и Швейцарии. В Швейцарии долгое время действовал запрет на проведение в этой стране кольцевых автомобильных гонок. Как уже было сказано, команда Mercedes-Benz после катастрофы отказалась от участия и выбыла из борьбы. И потом ещё много лет эта фирма не считала для себя возможным присутствовать на гонках, и не только в Ле-Мане.

С именем Mercedes-Benz связана ещё одна неприятная история. Прототипы CLK GTR в 1999 году столкнулись со странными аэродинамическими проблемами — болид в буквальном смысле взлетел вверх и совершил сальто. Проблема была в исчезновении прижимающего машину граунд-эффекта, когда та шла по неровной трассе. Внесённые изменения в аэродинамический пакет не дали результата — машина вновь взлетела в воздух. Естественно, в гонке она участия уже не принимала. Две оставшиеся машины были немного другой конструкции, поэтому руководство спортивного отдела Daimler-Chrysler решило выпустить их на старт гонки. В результате ещё один болид немецкой компании «отправился в полёт» на одном из скоростных участков трассы и, перевернувшись в воздухе, приземлился в близлежащем лесу, примыкавшем к участку автодрома. Третий штуттгартский болид был немедленно снят с дистанции.[2]

Процедура старта

В прошлом процедура старта была весьма интересна — машины выстраивались по одной стороне трассы, гонщики по другой. По сигналу судьи гонщики пересекали гоночное полотно, усаживались в машины и заводили моторы.

Эта система была отменена по соображениям безопасности, так как никто не заботился о ремнях безопасности — обычно гонщики пристегивались на ходу, добравшись до первой длинной прямой, или же так и ехали до первого пит-стопа непристегнутыми. Кроме того, такая процедура старта грозила столкновениями на старте. Многолетнюю традицию старта изменил знаменитый бельгиец Джеки Икс, ставший впоследствии шестикратным победителем 24-часового марафона и получивший негласный титул короля Ле-Мана. В 1969 году после стартового сигнала все участники, как обычно, бросились бежать, а Икс не спеша подошел к своему автомобилю, сел, пристегнул ремень и стартовал последним. Икс выиграл эту гонку.

Забавно, что в понедельник, по дороге домой, Икс попал в аварию, столкнувшись с мусоровозом. Из своего практически полностью поврежденного Porsche 911 Икс выбрался невредимым благодаря пристегнутому ремню безопасности.

На смену опасному способу старта пришла другая процедура — машины выстраивались эшелоном, пилоты находились внутри и по сигналу запускали моторы. В 1971 году впервые был применен старт с ходу (т. н. «Инди-старт»).

Обычно на старт выходит 46 машин, разделенных на соответствующие классы. Побеждает тот, кто пройдет за 24 часа большую дистанцию. Чтобы быть классифицированным, необходимо обязательно пересечь финишную линию.

В настоящее время используются экипажи из трех пилотов, но до 1970 года в составе одной команды нельзя было иметь более чем двух гонщиков, а на заре истории участвовали и выносливые одиночки. В 1952 году лишь досадная ошибка не позволила стать победителем Пьеру Левегу, который 22 часа провел без смены, но из-за усталости уснул за рулем (он не пострадал, ибо машина аккуратно сошла с трассы, но продолжать гонку не могла из-за заклинившего дросселя). Сейчас количество часов, проводимых гонщиком в кокпите подряд, ограничено.

Помимо прочего, FIA ввела жесточайшие нормы безопасности на гонках и потребовала реконструкции трассы в Ле-Мане. Теперь там не допускают публику непосредственно к трассе. И машины теперь влетают не в обыкновенные заборчики, за которыми стоят зрители, а в бетонные отбойники и в песчаные уловители.

Примечания

  1. Исключение составляют лишь страны Ближнего Востока, где, в силу запрета со стороны ислама, обливаются не шампанским, а безалкогольными напитками.
  2. Видеозапись полета Mercedes

http://www.youtube.com/watch?v=CFoaFRG1rqo - Авария Mercedes 300 SLR 1955 год

См. также

Ссылки

  • История Ле-Мана в фотографиях

24 часа Ле Мана.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06