17-06-2023
6-й штурмовой авиационный корпус | |
Награды: | |
---|---|
Почётные наименования: |
Люблинский |
Войска: | |
Род войск: | |
Сформирована: |
30.12.1943 г. |
Расформирована (преобразована): |
10.01.1949 г. |
Преемник: |
75-й Люблинский Краснознаменный штурмовой авиационный корпус |
Боевой путь | |
1943 - 1945: |
6-й штурмовой авиационный корпус (6-й шак) — соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооруженных Сил РККА, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.
Корпус сформирован 30.12.1943 г. Приказом НКО СССР
6-й Люблинский Краснознаменный штурмовой авиационный корпус 10 января 1949 года переименован в 75-й Люблинский Краснознаменный штурмовой авиационный корпус[1]
Итого: 282 дня
Объединение | Период |
---|---|
Резерв Верховного Главного Командования | 01.1944 — 01.02.1944 |
5-я воздушная армия 2-го Украинского фронта | 01.02.1944 — 25.03.1944 |
Резерв Верховного Главного Командования | 25.03.1944 — 01.04.1944 |
Военно-Воздушные Силы Харьковского Военного Округа | 01.04.1944 — 07.07.1944 |
6-я воздушная армия 1-го Белорусского фронта | 07.07.1944 — 01.08.1944 |
16-я воздушная армия 1-го Белорусского фронта | 01.08.1944 — 08.09.1944 |
Резерв Верховного Главного Командования | 08.09.1944 — 25.11.1944 |
16-я воздушная армия 1-го Белорусского фронта | 25.11.1944 — 11.05.1945 |
Группа советских оккупационных войск в Германии | 11.05.1945 - |
24-я воздушная армия Группа советских оккупационных войск в Германии | 11.1949 — 11.1954 |
полковник П. М. Тупанов
В начале августа 1944 года корпус в составе 197-й (полковник Тимофеев) и 198-й (полковник Белоусов) шад вливается в 16-ю Воздушную армию. Весь личный состав этих соединений обладал хорошей подготовкой и большим боевым опытом. К 29 июля войска 69-й армии, наступавшие на левом крыле фронта, овладели на Висле плацдармом в районе Пулавы. В районе Магнушева форсирование Вислы началось 1 августа силами 8-й гвардейской армии. Части корпуса прикрывают действия наземных частей с воздуха. Значительно изменилась в нашу пользу воздушная обстановка с 14 августа, когда закончилось перебазирование авиации и наладилось её обеспечение горючим. Авиасоединения активизировали свои действия, противник стал нести большие потери, нужная помощь войскам фронта возросла. К середине августа войска 8-й гвардейской армии, отражая многочисленные контратаки и преодолевая яростное сопротивление врага, с помощью авиации не только удержали, но и расширили магнушевский плацдарм до 20 — 25 км по фронту и до 15 км в глубину. В этот период на варшавском направлении действия авиации сводились к поддержке войск 28-й и 70-й армий в отражении многократных вражеских контратак в районах к востоку и северо-востоку от предместья Варшавы — Праги. За успешные бои на данном направлении корпусу присвоено почетное наименование Люблинского. С 3 сентября части корпуса прикрывают операцию войск 65-й и 48-й армий на пултуском направлении, в результате которой советские войска форсировали реку Нарев и захватили плацдармы на её западном берегу. В октябре 1944 г. части корпуса отводятся в резерв для пополнения на аэродромы в район Бреста. С ноября 1944 года части корпуса в составе 16-й ВА, как и все войска 1-го Белорусского фронта (командующий Маршал Советского Союза Г. К. Жуков) по указанию Ставки начали подготовку к новой наступательной операции, в которой совместно с войсками соседних фронтов им предстояло освободить Польшу, разгромить немецко-фашистскую группу армий «А», выйти на Одер и обеспечить условия для нанесения завершающего удара по Берлину. Эта операция получила наименование Висло-Одерской.
В ноябре командующий войсками фронта установил взаимодействующие между собой соединения сухопутных войск и авиации. После этого командиры их смогли детально отработать порядок совместных действий на специальных занятиях и практически на местности, применительно к характеру предстоящих боевых действий. Получив предварительно задачи, они совместно со штабами разработали планы взаимодействия на первые дни операции, документы управления войсками и сигнальные таблицы. После проведения командованием фронта военной игры с командующими и начальниками штабов армий, начальниками их оперативных отделов, разведки и связи 25 — 27 декабря 1944 года командующий 16-й Воздушной армией провел такое учение с командирами и начальниками штабов авиакорпусов и дивизий. Игра проходила по реальному плану предстоящей операции и преследовала такие цели: уяснение задач в операции, тренировка в оценке обстановки и принятии решения, отработка взаимодействия между родами авиации и с подвижными войсками, перебазирования авиации в операции, а также управления авиацией и ведения разведки. В ходе учения командарм дал практические указания по применению всех родов авиации в предстоящей операции. Это была репетиция выполнения задач, поставленных командующим войсками фронта перед воздушной армией. Содержание проведенных учений на картах до начала операции сохранялось в глубокой тайне. В начале января 1945 года командиры групп всех авиаполков выезжали на передний край, где изучали местность и расположение огневых средств врага. Конечным звеном в подготовке командиров групп авиадивизий явилась командирская разведка, проведенная с воздуха незадолго до наступления для уточнения целей и способов действий по ним.
С 14.1.1945 г. участвуя в Висло-Одерской операции, части корпуса прикрывают магнушевский плацдарм, содействуют прорыву на оперативную глубину танкам 2-й ТА. Также дивизии корпуса осуществляют воздушное прикрытие наступления войск 5-й ударной армии, как в прорыве обороны врага, так и в развитии наступления от Вислы до Одера. С 14 января части корпуса принимают участие в Висло-Одерской наступательной операции.
17 января в ознаменование освобождения Варшавы Москва салютовала соединениям 1-го Белорусского фронта и частям 1-й армии Войска Польского. В приказе Верховного Главнокомандующего указывалось, что в боях за овладение столицей союзной нам Польши вместе с войсками отличились летчики генерал-полковника авиации Руденко, генерал-лейтенантов авиации Брайко и Савицкого, генерал-майоров авиации Каравацкого, Токарева и Комарова, полковников Тимофеева, Белоусова, Сухорябова, Рассказова, Ситкина, Бузылева, Беркаля, Иванова и Ромейко, подполковников Наконечникова, Шерстюка и Гаврильченко. 19 января войска 1-го Белорусского фронта овладели городами Лодзь, Кутно, Томашув и другими. Москва салютовала доблестным войскам фронта, в том числе летчикам. 20 января противник, преследуемый войсками фронта, продолжал отход за реку Варта. Части дивизии во взаимодействии с подвижными соединениями продолжали наносить удары по отходившим колоннам, железнодорожным станциям и скоплениям немецко-фашистских войск. Сложные метеоусловия — снегопады и плохая видимость — ограничивали боевые действия нашей авиации. На выполнение задач высылались только наиболее опытные экипажи. 21 января штурмовики и бомбардировщики 16-й ВА под прикрытием истребительной авиации уничтожали железнодорожные эшелоны противника на станциях Иновроцлав, Крушвица, Дембовец, Серадз, Варто и Мацишевиче, скопления войск в районе Цельне и колонны по дорогам Шадек — Варто, Серадз — Блашки. Начиная с 21 января погода резко ухудшилась, и авиация корпуса боевые вылеты выполнять не могла.
В период 22 — 28 января по той же причине боевая деятельность велась весьма ограниченно; вылеты производились главным образом на прикрытие войск и воздушную разведку.
Войска 1-го Белорусского фронта, преследуя разбитые части противника, с боями продолжали продвигаться к Одеру и 28 — 29 января перешли границу Германии. Частью сил войска фронта вели бои по уничтожению окруженного познаньского гарнизона. 16-я воздушная армия с утра 29 января из-за крайне неблагоприятных условий погоды вела боевые действия только мелкими группами штурмовиков и истребителей. Бомбардировочные авиадивизии в воздух не поднимались. В последние дни января войска фронта, выйдя к Одеру, с ходу форсировали его и захватили плацдармы в районе Кюстрина. В течение 1 — 3 февраля войска фронта, встретив возросшее сопротивление противника, вели напряженные бои за расширение плацдармов на Одере, а частью сил уничтожали окруженные войска в Познани и Шнайдемюле. К исходу 3 февраля они полностью очистили от противника восточный берег Одера. Авиачасти из-за неблагоприятных метеоусловий (сплошная облачность высотой до 50 м, туманы, временами дожди) и размокания летных полей боевые действия вели ограниченно, выполняя преимущественно прикрытие войск на Одере и воздушную разведку. С выходом советских войск на Одер и захватом плацдармов на его западном берегу в районе Кюстрина завершилась Висло-Одерская операция. Она закончилась разгромом немецко-фашистской группы армий «А» и полным освобождением Польши. Советская Армия вышла на подступы к Берлину, до которого оставалось 60 — 70 км.
В операции от Вислы до Одера корпус в составе 16-й ВА, удерживая господство в воздухе, оказывал непосредственную поддержку войскам фронта и прикрывал их от воздействия вражеской авиации. При развитии прорыва и преследовании немецко-фашистских войск штурмовики и истребители Воздушной армии, тесно взаимодействуя с подвижными соединениями фронта, уничтожали отходившие вражеские колонны и не давали возможности противнику закрепиться на промежуточных рубежах. В феврале 1945 года, после завершения Висло-Одерской операции, корпус взаимодействует с войсками 1-го Белорусского фронта, которые продолжали боевые действия по расширению плацдармов в районе Кюстрина, по овладению крепостями Познань и Шнайдемюль, отражали контратаки противника на правом крыле фронта и вели подготовку к Восточно-Померанской операции. В период с 4 по 26 февраля авиация корпуса кроме поддержки войск фронта на Одере и борьбы за господство в воздухе содействовала войскам в уничтожении вражеского гарнизона в познаньской крепости и в районах Шнайдемюля и Штаргарда. 12 марта 1945 г. Москва салютовала войскам 1-го Белорусского фронта, овладевшим городом Кюстрин. Конец марта — начало апреля 45-го — авиачасти корпуса ведут подготовку к штурму Берлина и разведку с воздуха в полосе наступления советских войск — около 120-ти километров в ширину и до 90 км в глубину, включая Берлин.
С 16.4.1945 г. корпус принимает участие в Берлинской операции.
В Википедии есть проект «Вторая мировая война» |
В Википедии есть проект «Авиация» |
6-й штурмовой авиационный корпус.