Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Aerial Target

17-04-2023

Перейти к: навигация, поиск

«Воздушная мишень» (англ. Aerial Target, также Ruston Proctor AT) — первый в мире зенитный управляемый снаряд, разработанный британским радиоинженером Арчибальдом Лоу[en] во время Первой Мировой Войны. Предназначался для поражения германских цеппелинов и тяжёлых бомбардировщиков. Опытные образцы этого оружия были созданы и испытаны в 1917 году, но из-за сложностей с обеспечением стабильного полёта военные вскоре утратили интерес к проекту и в конце того же года программа была закрыта.

История

В Первую мировую войну, сражающиеся стороны впервые столкнулись с угрозой стратегических воздушных бомбардировок. С 1915 года, германские цеппелины впервые в истории человечества распространили воздушную войну на тылы Франции, России и Великобритании. Противовоздушная оборона тогда только начинала создаваться и воздействие бомбардировок на население было ошеломляющим[1]. Падающие на города бомбы оказывали угнетающее воздействие на население, воздушные тревоги вынуждали прерывать работу заводов и фабрик. Десятки тысяч человек, сотни орудий и аэропланов отвлекались от действий на фронте в попытках организовать хоть какое-то противодействие воздушному нападению.

Главной проблемой было то, что цеппелины в основном проводили свои налёты на Великобританию ночью. Возможности истребителей того времени не позволяли эффективно и безопасно использовать их в тёмное время суток, кроме того, самолёты Первой мировой долгое время уступали дирижаблям в скороподъёмности и высоте полёта.

В 1915 году, кэптен Арчибальд Монтгомери Лоу из королевского авиационного корпуса, уже известный своими предвоенными работами с радиоуправлением, предложил идею использовать для уничтожения цеппелинов беспилотный летательный аппарат, снаряжённый взрывчаткой. Такая «летающая бомба» должна была управляясь по радио оператором с земли, направляться к обнаруженному зенитными прожекторами воздушному кораблю и подрываться рядом с ним, пробивая шрапнелью оболочку и поджигая вытекающий водород. Сама по себе идея использования радиоуправляемых снарядов для борьбы с воздушными целями была не нова и ещё до Первой мировой войны использовалась в фантастической литературе[2].

Британское правительство заинтересовалось проектом и предложило Генри Фолланду[en] заняться его реализацией. Лоу был назначен главой экспериментального отдела королевского авиационного корпуса и с группой из 30 инженеров приступил к реализации своей идеи.

Конструкция

«Летающая мишень», названная так для введения немецкой разведки в заблуждение относительно её назначения, представляла собой небольшой цельнодеревянный моноплан, с высокорасположенным крылом. Размах крыла достигал 4,2 метров. В носовой части машины располагался поршневой двухцилиндровый 35-сильный авиадвигатель «Granville Bradshaw», приводивший в действие единственный пропеллер. Изначально, Лоу планировал использовать для своего аппарата 50-сильный двигатель «Gnome», но быстро выяснилось, что магнето работающего «Gnome» создает сильные помехи для бортовой аппаратуры радиоуправления.

Управление в полёте осуществлялось с помощью вертикального и горизонтального рулей. Поперечная устойчивость (по крену) обеспечивалась изгибанием крыла.

Между концами крыльев аппарата и вдоль всего фюзеляжа были натянуты проволоки антенн, ведущие к расположенной в хвостовой части деревянной коробке системы радиокомандного управления. Каждая антенна была рассчитана на приём сигналов определённой частоты. Поступающий на антенну сигнал замыкал реле электромеханического автопилота, исполнительные механизмы которого приводились в действие за счёт отбора мощности от вала винта через редуктор.

Согласно проекту Лоу, «AT» должен был запускаться с помощью пневматической катапульты по обнаруженному цеппелину. Оператор, удерживая аппарат в поле зрения, должен был кругами поднять его на нужную высоту и подвести возможно ближе к цеппелину. После этого по команде с земли срабатывал детонатор подрывавший, находившиеся в корпусе аппарата, около 40 килограммов взрывчатки. Разлетающаяся шрапнель должна была пробить оболочку цеппелина и воспламенить вытекающий из оболочки водород. В случае промаха, аппарат должен был быть направлен к земле и приземлён на ровную площадку (в качестве шасси использовались лыжи), для повторного использования.

Испытания

К весне 1917 года было изготовлено шесть аппаратов, с порядковыми номерами от A.8957 до A.8962. Они были доставлены для испытаний на базу королевского авиационного корпуса в Норфолке. 21 марта 1917 года состоялась первая демонстрация: «AT» была запущена с грузовика с помощью пневматической катапульты и хотя её полёт продолжался недолго, из-за практически сразу же сломавшегося пропеллера, всё же Лоу удалось продемонстрировать присутствовавшим военным наблюдателям радиоуправляемый полет летательного аппарата. Вдохновлённые увиденным, военные без колебаний согласились поддержать проект.

Летом 1917 года началась вторая серия испытаний. 6 июня 1917 года первый из шести прототипов был запущен в полёт. Из-за проблем с хвостовым оперением, аппарат вместо планируемого плавного подъёма перешёл в почти вертикальную «горку», после чего рухнул вниз, повредив пропеллер. Провести испытание радиоаппаратуры не удалось.

25 июля 1917 года было проведено второе испытание, со столь же неудачным результатом. Аппарат не сумел даже оторваться от земли, проскочив по рельсам катапульты и свалившись на землю. Проверка выяснила, что хвостовая часть аппарата оказалась на этот раз перетяжелена и установлена под неправильным углом. 28 июля состоялся третий запуск и хотя, на этот раз, хвостовое оперение работало идеально, мотор вышел из строя сразу после запуска.

Три неудачи подряд подорвали доверие к проекту. Хотя работы продолжались с низкой интенсивностью (в частности, Лоу установил на одну из моделей электрический гироскоп для стабилизации в полёте), практические пуски более не проводились, так как британские военные сочли, что аппараты обходятся слишком дорого. К этому моменту, основная угроза в воздухе переместилась с дирижаблей в сторону тяжёлых бомбардировщиков и хотя потенциально «AT» мог поражать и бомбардировщики того времени, тем не менее, объем необходимых доработок был сочтён чрезмерным. Осенью 1917 проект был официально закрыт.

Примечания

  1. Хотя собственно, материальный урон был обычно невелик, тем не менее, встречались и исключения. Так, рейд на Лондон воздушного корабля ВМФ L-13 под командованием Мати 8 сентября 1915 года нанёс материального ущерба почти на полмиллиона фунтов стерлингов в ценах того времени.
  2. В частности, идея радиоуправляемого зенитного беспилотного аппарата использовалась в фильме «Airship Destroyer» 1909 года.

Ссылки

  1. Taylor, A. J. P. Jane’s Book of Remotely Piloted Vehicles.
  2. http://warnepieces.blogspot.ru/2012/07/the-predators-ancestors-uavs-in-great.html

Aerial Target.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06