22-10-2023
BAe 146/Avro RJ | |
---|---|
Тип | пассажирский самолёт |
Производитель | British Aerospace BAE Systems |
Первый полёт | 3 сентября 1981 |
Начало эксплуатации | май 1983 |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | Brussels Airlines (26) Swiss International Air Lines (24) |
Годы производства | 1978-2003 |
Единиц произведено | 387 (Avro RJ — 166, BAe 146 — 221) |
Изображения на Викискладе |
BAe 146 — коммерческий среднеразмерный реактивный самолёт, производившийся British Aerospace (Великобритания) в 1983–2003 гг. Всего было произведено 387 экземпляров, Avro RJ/BAe 146 стал вторым по успешности британским гражданским реактивным самолётом.
BAe 146/Avro RJ имеет схему высокоплана с Т-образным хвостовым оперением, использует четыре турбовентиляторных реактивных двигателя, расположенных на крыле. Самолёт обладает коротким взлётом и посадкой, а также низким уровнем шумов; его прозвище — Whisperjet. Самолёт был ориентирован на использование в маленьких аэропортах в городской черте, основное назначение — работа на региональных авиалиниях. BAe 146/Avro RJ широко эксплуатируется европейскими авиакомпаниями, такими как Lufthansa и Brussels Airlines. Грузовая версия самолёта имеет индекс «QT» (Quiet Trader), конвертируемая — «QC».
BAe 146 выпускался в вариантах −100, −200 и −300. Аналогом этих версий Avro RJ являются RJ70, RJ85, и RJ100. С 1992 производилась модернизированная версия под названием Avro RJ. Производство новой версии Avro RJX (с новыми двигателями) было анонсировано в 1997, однако только три прототипа были построены до того, как программа производства была свёрнута в 2001.
Содержание |
Первоначальный дизайн был разработан Hawker Siddeley в 1973, тогда проект назывался HS.146, но вскоре Hawker Siddeley вышел из проекта в связи с нефтяным кризисом 1973 года. Проект был реанимирован в 1978, в этот раз разработчиком стал British Aerospace, который продолжил работу над проектом. Номер 146 был унаследован от de Havilland, DH146, когда последний стал подразделением Hawker Siddeley. Название «Avro RJ» заменило «BAe 146» в 1993.
Лётный сертификат BAe 146 получил 8 февраля 1983.[1]
Первые самолёты строились на фабрике de Havilland в Хатфилде. Впоследствии самолёты семейства Avro RJ строились в Центре региональных самолётов BAE Systems в Вудфорде в Англии. Изначально планировалось оснастить самолёт турбовентиляторными двигателями ALF 502, однако они были усовершенствованы Honeywell специально для серии Avro RJ LF 507. Кроме того, кабина самолётов серии Avro RJ также была модернизирована.[2] Производство самолёта впоследствии было прекращено, последние четыре самолёта были переданы заказчику в октябре-ноябре 2003. Многие авиакомпании предпочли заменить Avro/BAe на Airbus A318, CRJ 700 производства Bombardier Aerospace или самолёты серии Embraer E-Jets. Всего 166 самолётов Avro RJ было произведено с 1993 по 2002.
Лучше всего BAe 146/Avro RJ проявили себя на коротких и насыщенных региональных и ближнемагистральных маршрутах. BAe 146 от других региональных самолётов отличала компоновка сидений по 6 в ряду, что более комфортно для пассажиров, чем традиционные компоновки в самолётах этого класса по 4 или 5 мест в ряду. Вторым преимуществом самолёта стал низкий уровень шума, который позволил его использовать в аэропортах в черте плотно населённых городов, что было важно для многих эксплуатантов. В частности, это один из немногих типов самолётов, которые могут использоваться в Лондонском городском аэропорту, где также очень крутая схема захода и короткая полоса.[2] Отличительной особенностью этой модели самолета является так называемый "хвостовой тормоз" - "расшепляющаяся" и распускаемая стороны хвостовая часть, применяемая для уменьшения скорости при снижении и перед посадкой. Интерцепоры крыла применяютя только после приземления.
Двигатели ALF 502 отличаются не самой высокой надёжностью. Электронная начинка самолёта склонна к перегреву, что может вызвать отключение двигателя в полёте без возможности повторного запуска. В некоторых случаях редкие атмосферные явления проводили к внутреннему обледенению двигателя.[3]. В последние годы были случаи, когда ядовитые пары от машинного масла попадали в кабину пилотов через систему кондиционирования.[4][5]
Первый полёт BAe 146 модификации −100 прошёл 3 сентября 1981,[6] поставки начались в 1983. Первым покупателем стала авиакомпания Dan-Air, которая передала технику в аренду подразделению ВВС Великобритании, специализирующемуся на перевозке VIP-персон. Самолёты модификации −100 стали последними из серии 146, которые были модернизированы в Avro RJ с первыми поставками Avro RJ70 в конце 1993. RJ70 отличался 146—100 наличием FADEC для двигателей LF 507 и цифровой авионикой. Вместимость RJ70 — 70 пассажиров, 82 при 6 креслах в ряду или 94 в сверхплотной конфигурации.
Особенностью модификации 146—200 стало удлинение фюзеляжа на 2,41 м, что в результате позволило сократить затраты на одно кресло. Первый полёт самолёт модификации −200 совершил в августе 1982, через 6 месяцев вошёл в эксплуатацию. RJ85, первая RJ модернизация в семействе BAe 146, заключалась в улучшении кабины и установке двигателей LF 507. Поставки RJ85 начались с апреля 1993. Максимальная вместимость RJ85 — 112 пассажиров.
Первоначально разработчики планировали в модификации −300, удлинить фюзеляж на 3,2 м по сравнению с −200, установить более мощные двигатели и вертикальные законцовки крыла. Однако в связи с требованиями авиакомпаний повышения в первую очередь эффективности самолёта, а не его вместимости, 146—300 был увеличен в длину на 2,44 м по сравнению с −200, без винглетов и нового двигателя. Поставки начались в декабре 1988. Модификация Avro 146—300 была впоследствии модернизирована, получив название RJ100. Фюзеляж был сохранён, но были усовершенствованы интерьер, двигатели и авионика. В стандартном варианте RJ100 размещается 100 пассажиров. В RJ115 стандартное количество мест — 116, максимальное — 128 в особо плотной компановке.
RJX-70, RJX-85 и RJX-100 представляли собой модернизированные самолёты серии Avro RJ. RJX использовал турбовентиляторные двигатели Honeywell AS977 повышенной эффективности (уменьшение расхода горючего на 15 %, увеличение дальности на 17 %), имел более низкую шумность и на 20 % меньшие эксплуатационные затраты. Бутанская авиакомпания Druk Air разместила заказ на два RJX-85, а British European на 12 RJX-100 с опционом ещё на 8.[8] Однако BAE Systems вышла из проекта в декабре 2001, произведя и подняв в воздух только три самолёта — прототипы RJX-85 и RJX-100, и первый RJX-100 для British European. BAE достиг соглашения с Druk Air и British European в начале 2002, по которому авиакомпании согласились не форсировать выполнение контрактов на RJX. BAE изучает возможность строительства 14 «гибридных» самолёта, однако British European не хочет принимать на себя риск быть единственным эксплуатантом типа.[9]
Окончание проекта RJX ознаменовало конец коммерческого авиастроения в Великобритании, хотя ряд производство важных авиационных компонентов (например изготовление крыла для Airbus) в Великобритании ещё ведётся.
По состоянию на август 2006 в эксплуатации находилось 158 самолётов BAE 146 (всех вариантов). Основные операторы:
Ещё 17 операторов используют меньшее число BAE 146.[11]
По состоянию на август 2006, в эксплуатации находилось 152 самолёта Avro RJ (всех вариантов). Основные операторы:
Ещё 12 авиакомпаний использовали меньшее количество самолётов.[11]
По состоянию на 15 апреля 2009 года в авариях и катастрофах было потеряно 13 самолётов типа BAe-146/Avro RJ.[12][13]
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
07.12.87 | N350PS | Калифорния | 43/43 | Уволенный пилот пронёс в самолёт, на котором летел его проверяющий, пистолет и начал стрелять по кабине. Самолёт потерял управление и разбился. |
20.02.91 | CC-CET | Пуэрто-Вильямс | 20/73 | При посадке выкатился с ВПП в канал. |
23.07.93 | B-2716 | Юнчуань | 55/113 | Не смог взлететь с невыпущенными закрылками. |
11.01.98 | Флаг ТурцииTC-THF | Флаг ТурцииСамсун | 0/74 | Выкатился с ВПП при посадке. |
25.09.98 | EC-GEO | у Мелильи | 38/38 | Разбился при заходе на посадку из-за ошибок пилотов. |
22.04.00 | Флаг ТурцииTC-THL | Флаг ТурцииСиирт | 0/46 | При посадке выкатился с залитой водой ВПП. |
24.11.01 | HB-IXM | Цюрих | 24/33 | Разбился при заходе на посадку из-за ошибок пилотов. |
15.10.02 | N528XJ | Мемфис | 0/2 | При движении к гейту врезался в телетрап. Ошибка персонала. |
08.01.03 | Флаг ТурцииTC-THG | Флаг ТурцииДиярбакыр | 75/80 | Разбился при заходе на посадку в тумане. |
10.10.06 | OY-CRG | Сторд | 4/16 | При посадке выкатился с ВПП и загорелся, не сработали спойлеры. |
22.04.08 | YR-BEB | Бухарест | 0/73 | При посадке подломилась стойка шасси. |
13.02.09 | G-BXAR | Лондон | 0/71 | При посадке подломилась стойка шасси.[14] Списан. |
09.04.09 | PK-BRD | Папуа | 6/6 | Разбился в горах при заходе на посадку в низкой облачности. |
В связи с особенностями механизации крыла и чрезвычайно эффективными аэродинамическими тормозами в хвосте не требуется включать реверс при приземлении. Соответственно, четыре двигателя производства Lycoming Engines не работают в режиме реверса.
Самолёты компании Хокер Сиддли (Hawker Siddeley) | |
---|---|
Avro RJ.