Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

BTCC

31-07-2023

Чемпионат Великобритании по турингу
Категория

Кузовные

Дебют

1958

Пилоты

23

Команды

14

Конструкторы

BMW
Ford
Honda
Proton
Toyota

чемпион

Мэтт Нил

команда

Honda Racing Team

конструктор

Honda

Официальный сайт

btcc.net

Текущий сезон

Чемпионат Великобритании по шоссейно-кольцевым автогонкам в классе туринг (англ. British Touring Car Championship (BTCC)) — это национальное туринговое автомобильное первенство, существующее с 1958 года. Серия базируется в Великобритании.

Содержание

Общая информация

История серии

Чемпионат создан в 1958 году под названием Чемпионат Великобритании по шоссейно-кольцевым автогонкам среди седанов (англ. British Saloon Car Championship). С того момента организаторы неоднократно меняли технический регламент, при этом сохраняя чемпионат как соревнование среди т. н. «серийных» машин: участники серии успели посоревноваться на машинах классов Группы 1 (англ.), Группы 2 (англ.) (в 1960-е — 1970-е) и Группа A (большую часть 1980х).

В 1987 году чемпионат обрёл своё нынешнее название; в серию стала допускаться техника Группы N. Через три года был изменён регламент двигателей: команды были обязаны использовать 2-литровые силовые установки. Тогдашний технический регламент чемпионата вскоре обрёл широкую популярность по всей Европе и к 1994 году прошёл официальное утверждение в FIA, получив название Супертуризм.

В 2001 году произошла следующая смена регламента — была принята концепция BTC Touring, через шесть лет она была оптимизирована под требования Super 2000.

К 2009 году действующий регламент стал слишком дорогим, а развитие класса Super 2000 стало двигаться в сторону спортпрототипов. Обдумав контрмеры, организаторы приняли с 2011 года новый регламент — NGTC. По нему отличие техники серии от обычных машин было максимально снижено; понижались эксплуатационные расходы.[1]

Техника

В настоящее время в серии используются 2-литровые автомобили с кузовами типа седан или хэтчбэк. Машины омологированы под требования одного из трёх классов: Super 2000, NGTC и BTC Touring. До 2012 года допускалась возможность готовить двигатель под требования иного регламента, нежели вся остальная машина. Так, например, чемпионы сезона-2011 из Honda Racing Team участвовали в соревнованиях с машиной Honda Civic, где мотор соответствовал регламенту NGTC, а сама машина — регламенту S2000. С 2012 года двигатель обязательно должен соответствовать регламенту NGTC (2-литровая турбированная установка).

Двукратный чемпион серии Фабрицио Джованарди.

Для дополнительного снижения затрат в чемпионате присутствует монопольный поставщик резины (сейчас это компания Dunlop).

Организаторы приветствуют разработки команд по снижению потребления топлива: в 2005 году Tech-Speed Motorsport переоборудовала топливную систему Vauxhall Astra Coupé под биоэтанол, позже их опыты повторили другие команды. В 2007 году впервые на старт гонок серии был выпущен дизельный автомобиль (AFM Racing переоборудовало под это один из своих BMW), через год команда SEAT Sport UK выставила на старт гонок серии два турбодизельных SEAT Leon. В начале 2010 года Team AON оборудовала свои машины топливной системой на основе сжиженного нефтяного газа.

Участники серии

Команды чемпионата относятся к двум группам: одни работают в тесном контакте с автопроизводителями, а другие действуют самостоятельно (допускаются полузаводские союзы).

Регламент чемпионата всегда был составлен таким образом, чтобы шансы крупных компаний и мелких частников были уравнены как на борьбу как в отдельных гонках, так и в споре за итоговый личный титул. В 2005 году впервые пилоты независимых команд смогли обыграть своих заводских коллег по итогам сезона: Мэтт Нилл стал победителем личного зачёта, а Team Halfords — командного.

Часть независимых команд используют бывшую заводскую технику.

Трассы

Организаторы серии используют только трассы, расположенные в Соединённом Королевстве: в календаре сезона-2012 представлены восемь английских трэков и один шотландский. Одной трассе дано право принимать у себя сразу два этапа серии: Брэндс-Хэтч принимает стартовый этап на конфигурации Indy, а финишный — на конфигурации Гран-при. Также в календаре присутствует Донингтон Парк, Тракстон (англ.), Оултон-парк (англ.), Крофт (англ.), Снеттертон, Нокхилл (англ.), Rockingham Motor Speedway и Сильверстоун. Ранее этапы серии принимала городская трасса в Бирмингеме, автодром Монделло-парк (англ.) в Ирландии и трасса Пембри (англ.) в Уэльсе.

Формат уик-энда

Гоночный уик-энда этапа серии состоит из двух дней: в субботу проходит две тренировочные сессии и 30-минутная квалификация, а в воскресенье — три гонки. Длительность каждого заезда, в зависимости от длины трассы, варьируется от 16 до 25 кругов.

Стартовая решётка первой гонки определяется строго по результатам квалификации; стартовая решётка второй — строго по классификации второй гонки (не финишировавшие получают места на старте исходя из времени схода с дистанции); стартовая решётка третьей гонки определяется таким же образом по финишному протоколу второй гонки, но с той разницей, что от 10 до 7 пилотов, возглавивших протокол заезда стартуют в обратном порядке (например, 10-й — с поула, девятый — со второго места и т. д.). Сколько именно пилотов попадут под правило «перевёрнутой решётки» определяется перед стартом заезда путём жеребьёвки. Ритуал входит в эфир гонки и проводится специально приглашённой персоной.

Подобная схема определения стартового поля третьего заезда существует с 2006 года. Ранее организаторы просто применяли правило «перевёрнутой решётки» к первой десятке на финише второго заезда. Правила пришлось поменять из-за участившихся эпизодов неспортивного поведения отдельных пилотов, не претендовавших на подиумные позиции в гонке 2, но стремившихся за них побороться в гонке 3 и для этого занять ближе к финишу именно десятое место, а не то пятое-восьмое место, на котором они ехали ближе к финишу заезда.

Очковая система

В очковую группу попадают 15 лучших пилотов на финише каждой гонки. Дополнительное очко присуждается победителю квалификации, обладателю быстрейшего круга в каждой из гонок, а также каждому пилоту, смогшему хотя бы на круг возглавить каждый из заездов. Т.о. максимальное число заработанных за уик-энд очков равняется 67.

  • Детальная схема присуждения очков в серии такова:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ПП БК ЛК
Гонка 20 17 15 13 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 1 1 1

Ранее очки присуждались аналогичным образом, но лишь первой десятке финишировавших.

  • Предыдущая детальная схема присуждения очков в серии такова:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ПП БК ЛК
Гонка 15 12 10 8 6 5 4 3 2 1 1 1 1

Освещение в СМИ

В настоящее время эксклюзивные права на прямые видеотрансляции этапов серии принадлежат холдингу ITV, который показывает на одном из своих каналов гонки серии (трансляции ведутся в форматах стандартной и высокой чёткости). Также прямые трансляции доступны на сайте спортивной редакции телекомпании (помимо гонок там можно посмотреть и квалификацию). Позже из отснятого видеоматериала формируются обзорные передачи, которые показывает как сам ITV, так и телеканалы из любых других стран, пожелавшие купить этот контент у канала. В частности, в России эти обзоры в своё время показывал канал 7тв.

Также серия договорилась с компанией TCL: Timing Solution Ltd о создании открытого для всех желающих тайминга в интернете для всех заездов в ходе гоночного уик-энда серии.[2]

Гонки поддержки

В уик-энд серии также входят четыре кузовных монокубка — Суперкубок Ginetta GT и юниорский чемпионат Ginetta (обе серии проходят на технике компании Ginetta Cars (англ.)), а также национальные кубки Porsche и Renault Clio. Ранее в рамках уик-энда проходили ещё несколько аналогичных серий, а также ряд национальных формулических чемпионатов: Ф-Рено, Ф-БМВ, Ф-Форд и Ф-Vauxhall.

Чемпионы серии

Сезон Абсолютный зачёт Частный зачёт Класс Production
Зачёт пилотов Зачёт производителей Зачёт команд Зачёт пилотов Зачёт команд Зачёт пилотов Зачёт команд
1958 Джек Сирс Austin Westminster
1959 Джефф Арен Ford Zephyr
1960 Док Шеферд Austin A40 Farina
1961 Джон Уайтмор Mini
1962 Джон Лав Mini
1963 Джек Сирс (2) Lotus Cortina
1964 Джим Кларк Ford Mustang
1965 Рой Пирпойнт Ford Mustang Weybridge Engineering Company
1966 Джон Фицпатрик Ford Anglia Team Lotus
1967 Фрэнк Гарднер Ford Falcon Sprint Alan Mann Racing
1968 Фрэнк Гарднер (2) Ford Escort Alan Mann Racing
1696 Алек Пуле Mini Cooper S
1970 Билл Макговерн Sunbeam Imp
1971 Билл Макговерн (2) Sunbeam Imp
1972 Билл Макговерн (3) Sunbeam Imp
1973 Фрэнк Гарднер (3) Chevrolet Camaro
1974 Бернард Унетт Hillman Avenger
1975 Энди Рауз Triumph Dolomite Sprint Broadspeed Team
1976 Бернард Унетт (2) Chrysler Avenger
1977 Бернард Унетт (3) Chrysler Avenger
1978 Ричард Лонгмен Mini Patrick Motorsport’s
1979 Ричард Лонгмен (2) Mini Patrick Motorsport’s
1980 Вин Перси Mazda RX7
1981 Вин Перси (2) Mazda RX7
1982 Вин Перси (3) Toyota Corolla
1983 Энди Рауз (2) Alfa Romeo GTV
1984 Энди Рауз (3) Rover Vitesse
1985 Энди Рауз (4) Ford Escort RS1600
1986 Крис Ходжеттс Toyota Corolla GT
1987 Крис Ходжеттс (2) Toyota Corolla GT
1988 Фрэнк Ситнер BMW M3
1989 Джон Клиленд Vauxhall Astra 16v GTE
1990 Робб Граветт Ford Sierra RS500 Частный зачёт
1991 Уилл Хой BMW M3 Зачёт пилотов Зачёт команд
1992 Тим Харви BMW 318is Vic Lee Racing Джеймс Кейи
1993 Йоахим Винкельхок BMW 318is Мэтт Нил
1994 Габриэле Тарквини Alfa Romeo 155 Джеймс Кейи (2)
1995 Джон Клиленд (2) Vauxhall Cavalier Vauxhall Sport Мэтт Нил (2)
1996 Франк Била Audi A4 Audi Sport UK Ли Брукс
1997 Ален Меню Renault Laguna Williams Renault Dealer Racing Робб Граветт
1998 Рикард Рюделл Volvo/Volvo S40 Volvo S40 Racing Томми Рустад Класс Production
1999 Лоран Айелло Nissan Primera Vodafone Nissan Racing Мэтт Нил (3) Зачёт пилотов Зачёт команд
2000 Ален Меню (2) Ford Mondeo Ford Team Mondeo Мэтт Нил (4) Алан Мориссон
2001 Джейсон Плейто Vauxhall Astra Coupe Vauxhall Motorsport Симон Харрсон GR Motorsport
2002 Джеймс Томпсон Vauxhall Astra Coupe Vauxhall Motorsport Дэн Ивс Джеймс Кейи Synchro Motorsport
2003 Иван Мюллер Vauxhall Astra Coupe VX Racing Роб Коллар Люк Хайнс Barwell Motorsport
2004 Джеймс Томпсон (2) Vauxhall Astra Coupe VX Racing Энтони Рид
2005 Мэтт Нил Honda Integra Type R Team Halfords Мэтт Нил (5) Team Halfords
2006 Мэтт Нил (2) Honda Integra Type R Team Halfords Мэтт Нил (6) Team Halfords
2007 Фабрицио Джованарди Vauxhall Vectra VX Racing Колин Тёркингтон Team RAC
2008 Фабрицио Джованарди (2) Vauxhall Vectra VX Racing Колин Тёркингтон (2) Team RAC
2009 Колин Тёркингтон Vauxhall Vectra VX Racing Колин Тёркингтон (3) Team RAC
2010 Джейсон Плейто (2) Honda Honda Racing Team Том Чилтон Team Aon
2011 Мэтт Нил (3) Honda Honda Racing Team Джеймс Нэш Triple 8 Race Engineering

Примечания

  1. Technical overview: NGTC, btcc.net, British Touring Car Championship (2 июня 2009). Проверено 1 марта 2010.
  2. Live Timing System на сайте компании  (англ.)

См. также

Ссылки

  • Официальный сайт серии  (англ.)
  • Страницы BTCC  (англ.)
  • BTCC Technical  (англ.)

BTCC.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06