Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Betacam

04-07-2023

Betacam

Cлева—кассета профессионального формата Betacam, заменившего собой формат Betamax (справа)
Тип носителя

Магнитная лента Видеокассета

Формат контента

NTSC, PAL, ТВЧ

Считывающий механизм

Наклонно-строчная видеозапись

Записывающий механизм

Наклонно-строчная видеозапись

Международный стандарт

Чересстрочная развёртка, Прогрессивная развёртка

Разработан

Sony

Применение

Видеопроизводство

Год выпуска

1982


профессиональная камера Sony Betacam SP
HDCAM-кассета, тип S

Betacam — семейство форматов профессиональной видеозаписи, разрабатываемых фирмой Sony. Основано на наклонно-строчной магнитной записи на 1/2 дюймовую ленту в кассете. Широко распространён в телекомпаниях, многие годы «де факто» является стандартным профессиональным видеоносителем. Среди профессионалов телевизионной индустрии «Betacam» зачастую используется для обозначения видеокамер, видеокассет или видеомагнитофонов стандарта Betacam.

Семейство форматов профессиональной видеозаписи Betacam по мере развития включало в себя устройства и носители как для аналоговой видеозаписи Betacam (1982 год) и Betacam SP (1986 год), так и для цифровой видеозаписи Digital Betacam (1993 год), Betacam SX (1996 год), HDCAM (1997 год), MPEG IMX (D-10) (2001 год) и HDCAM SR (2003 год).

Во всех устройствах формата Betacam применяются видеокассеты одинаковой формы, что предполагает, при обновлении аппаратуры и переходе на новый формат, отсутствие необходимости заменять стеллажи и другое оборудование для хранения кассет.

Доступны два размера видеокассет: S (156x96x25 мм) и L (245x145x25 мм). В видеокамерах Betacam используются видеокассеты S размера, в то же время студийные телевизионные видеомагнитофоны, применяемые для видеозаписи и монтажа, могут воспроизводить кассеты обоих размеров S и L. Кассеты разных форматов семейства имеют различную цветовую маркировку для упрощения визуальной идентификации. Также в видеомагнитофонах и видеокассетах используется механический ключ, позволяющий определить, кассета какого формата находится внутри магнитофона.

Содержание

Модификации Betacam

7 августа 1982 года компания Sony представила оригинальный формат Betacam. Аналоговый компонентный формат видеозаписи позволял сохранять сигналы яркости «Y» на одну дорожку, а цветоразностные сигналы «R-Y» и «B-Y» поочередно сегментами на другую дорожку с применением системы временного уплотнения со сжатием CTDM (англ.  Compressed Time Division Multiplex). Разделение каналов позволило получить видеозапись вещательного качества с горизонтальным разрешением сигнала яркости 300 твл и цветности - 120 твл. Формат был создан на основе полудюймовой магнитной ленты формата Betamax (1975).

Профессиональный формат Betacam SP («SP» от англ. «Superior Performance» - высшее качество) вышел в 1986 году с небольшими техническими улучшениями, такими как повышение разрешающей способности, улучшение характеристик магнитной ленты и внедрение новой увеличенной 90-минутной кассеты. С появлением формата записи Betacam SP (BVW-75 и др.), резко уменьшился размер видеоносителей, что вызвало настоящий переворот в видеопроизводстве. Кассетная конструкция позволила оперативно менять видеоленты, а новейшая технология "быстрого старта" дала возможность воспроизводить любые ленты с различными магнитными характеристиками практически сразу, без каких-либо предварительных настроек и ручной заправки ленты в тракт - достаточно было просто вставить кассету, как говорилось в рекламе.[1] Благодаря удобству, наличию множества монтажных функций, высокому качеству изображения и четырехканальному звуку формат стал промышленным стандартом большинства телевизионных станций до конца 1990-х, а в России использовался и в начале 2000-х.

В 1993 году Sony выпустила цифровой формат Digital Betacam (Digibeta). Формат позволяет записывать компонентный видеосигнал разрядностью 10-бит и представлением YUV 4:2:2 с внутрикадровой компрессией изображения без потерь со скоростью 90 Мбит/с с применением (ДКП). Размер кадра в NTSC - 720×486, в PAL - 720×576, также допускается запись четырех цифровых звуковых каналов с параметрами записи 48 кГц / 20 бит (ИКМ) и дополнительно линейный тайм код.

В 1996 году появился формат Betacam SX полностью совместимый с кассетами Betacam SP со сжатием MPEG-2 4:2:2 Profile@ML (цифровой поток 18 Мбит/с) и улучшенными возможностями для копирования и оцифровки. Формат Betacam SX дешевле формата Digital Betacam. Кассеты S типа вмещают до 62 минут записи, а L-типа - до 194 минут.

Как дальнейший шаг в усовершенствовании Digital Betacam в 2001 году на профессиональном рынке появляется формат MPEG IMX. Формат имел более высокие значения цифрового потока, чем Betacam SX: 30 Мбит/с (степень сжатия 6:1 ), 40 Мбит/с (степень сжатия 4:1) или 50 Мбит/с (степень сжатия 3.3:1). В отличие от большинства других вариантов применения MPEG-2, в IMX используется только внутрикадровое кодирование.

В 1997 году Sony выпускает на рынок комплекс для производства телепередач и кинофильмов для телевидения высокой чёткости (HDTV) с видеоформатом HDCAM. Комплекс, который включает в себя цифровые кинокамеры, мониторы, видоискатели, средства для записи и трансляции. Он существует в двух видах HDCAM SR и HDCAM (в области кинематографии система HDCAM применяется под торговой маркой CineAlta и позиционируется как альтернатива 35-мм киноплёнки). HDCAM использует 8-битную (3:1:1)цифровую видеозапись с компрессией (ДКП), с размером кадра 1440×1080 пикселей и поддержкой форматов 1080/50i, 59,94i, 25p, 29,97p, 23,98p, 24p. Поток данных 144 Мбит/с. HDCAM SR, представленный в 2003 году, имеет полное разрешение высокой четкости 1920×1080, возможность записи видео очень высокого качества 10 бит 4:2:2 или 4:4:4 RGB, используется компрессия MPEG-4 Part 2 Simple Studio Profile. В видеомагнитофонах HDCAM SR применяются несколько режимов записи SQ - 440 Мбит/с и HQ - 880 Мбит/с, SR Lite - 220 Мбит/с для 60i и 183 Мбит/с для 50i.

Технические характеристики

Сравнение форматов семейства Betacam:

Видео формат Год Тип ленты Ширина ленты, мм Толщина ленты, мкм Скорость движения ленты, мм/с Тип сигнала Степень сжатия (компрессия) цифровой поток Горизонтальное

разрешение, твл / размер кадра, пикс

Отношение

сигнал/шум, дБ

Время записи на S / L кассеты, мин
Betacam 1982 Оксидная 12,65 - 101.5 Компонентный аналоговый - 300 / - 48 30 / -
Betacam SP 1986 Металло-порошковая 12,65 14,5 101.5 Компонентный аналоговый - 470 / - 51 30(36) / 60(72) /90(108) (плюс 20%)
Digital Betacam 1993 Металло-порошковая 12,65 14 96.7 Цифровой 4:2:2 (10 бит) 2:1 (DCT) 90 Мбит/с >500 / 720×576 62 40 / 124
Betacam SX 1996 Металло-порошковая 12,65 14,5 59.575 Цифровой 4:2:2 (8 бит) 10:1 (MPEG-2 P@ML) 18 Мбит/с >500 / 720×576 63 62 / 194
HDCAM 1997 Металло-порошковая 12,65 14 96,7 Цифровой 3:1:1 (8 бит) 7:1 (DCT) 144 Мбит/с 1000 / 1440×1080 54 50 / 155
MPEG IMX (D-10) 2001 Металло-порошковая 12,65 13,3 53,776 Цифровой 4:2:2 (8 бит) 3.3:1 (MPEG-2 P@ML) 50 Мбит/с >500 / 720×576 63 71 / 220
HDCAM SR 2003 Металло-порошковая 12,65 11 96,7 Цифровой 4:2:2 или 4:4:4 RGB (10 бит) 2,7:1 (MPEG-4 SStP) 450 Мбит/с 1000 / 1920×1080 55 50 / 155

См. также

Примечания

  1. Форматы видеозаписи

Ссылки

  • Носители для записи цифрового видео компании Sony. Нина Пантелеева. Журнал «625» 2005, Выпуск №4
  • Цифровая магнитная видеозапись:формат Sony Betacam SX. Константин Гласман. Журнал «625» 2000, Выпуск №8
  • Digital Betacam - система и ее преимущества. Jeff Davies,Sony Broadcast International. Журнал «625» 1993, Выпуск №4
  • Видеомагнитофоны Sony формата D-10 (MPEG IMX). Владимир Гордиенко. Журнал «625» 2003, Выпуск №3
  • Цифровая магнитная видеозапись: форматы Ampex DCT, Panasonic D-5, Sony Digital Betacam. Константин Гласман. Журнал «625» 1999, Выпуск №2
  • Форматы видеозаписи

Betacam.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06