21-09-2023
H-21 Work Horse/Shawnee | |
---|---|
H-21C бундесвера | |
Тип | военно-транспортный вертолёт |
Разработчик | Piasecki Helicopter |
Главный конструктор | Фрэнк Пясецкий |
Первый полёт | 11 апреля 1952 |
Начало эксплуатации | 1953 |
Конец эксплуатации | 1967 |
Статус | не эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | ВВС США Армия США |
Единиц произведено | 707 |
Изображения на Викискладе |
Пясецкий H-21 «Уорк Хорс»/«Шауни» (англ. Piasecki H-21 Work Horse/Shawnee) — американский военно-транспортный вертолёт, использовавшийся вооружёнными силами США и ряда других стран в 1950—1960-х годах.
Содержание |
В 1940-е годы фирма Пясецкий Геликоптер разработала несколько вертолётов с продольной схемой расположения винтов, последним из которых стал H-21, заказанный ВВС США в 1949 году. Прототип XH-21 (фирменное обозначение Пясецкий Модель 44) впервые поднялся в воздух 11 апреля 1952 года, первый серийный вертолёт взлетел в октябре 1953 года. Как и предыдущие машины фирмы, H-21 за характерную форму фюзеляжа получил прозвище «летающий банан». Он состоял на вооружении не только ВВС, но и Армии и Береговой охраны США. Всего было произведено 707 вертолётов этого типа, из них 150 поставлено на экспорт.
23—24 августа 1957 года один H-21C выполнил первый беспосадочный трансконтинентальный перелёт вертолёта через территорию США. Полёт из Сан-Диего в Вашингтон длился 31 час 40 минут и проходил с четырьмя дозаправками топливом[1].
С лета 1956 года французские H-21 применялись в Алжирской войне. В основном они использовались для транспортировки войск, хотя имела место неудачная попытка превратить H-21 в вертолёт огневой поддержки. Обычно французские машины вооружались 12,7-мм пулемётом или 20-мм пушкой, устанавливавшимися в дверях.
H-21 были первыми американскими вертолётами, направленными в Южный Вьетнам. В декабре 1961 года в страну прибыли две вертолётные роты, сразу же задействованные для переброски южновьетнамских войск. Боевое применение показало, что H-21 обладали недостаточной манёвренностью и живучестью. Тем не менее, поначалу аэромобильные операции проходили успешно, поскольку партизаны НФОЮВ не были знакомы с вертолётами и тактикой их применения, и, соответственно, не могли адекватно противодействовать им. «Чёрным днём» для американских вертолётчиков стало 2 января 1963 года, когда во время сражения при Ап-Бак были подбиты и совершили вынужденную посадку сразу четыре CH-21 (возможно, позднее они были возвращены в строй). Постепенно «Шауни» заменялись более современными UH-1, и к моменту ввода в Южный Вьетнам американских наземных войск эксплуатация CH-21 практически завершилась.
Приведены данные варианта CH-21B.
CH-21.