08-07-2023
Caritas Romana (лат. Милосердие по-римски, римское милосердие), «Цимон и Перо» — сюжет из древнеримской истории.
Валерий Максим в сочинении De pietate in parentis («О почтении к родителям», 5:4) рассказывает о человеке по имени Цимон — старике, который ожидал казни в тюрьме и поэтому был оставлен умирать от голода. Тюремщик разрешил его дочери Перо навестить отца, и из сострадания она накормила его своим молоком. Это так впечатлило официальных лиц, что старика помиловали.[1]
В Риме эта история считалась примером дочерней почтительности и римской чести. В храме богини Пиеты находилась фреска с изображением этой сцены. Также она имела параллели с этрусским мифом о кормлении Юноной Геркулеса.
В 1362 году история была пересказана Боккаччо, однако с заменой отца на мать.
Содержание |
Эта тема привлекала чаще всего художников XVI—XVIII веков Италии и Нидерландов.
Изображается интерьер тюремной камеры. Седой узник (обычно в кандалах) склоняется на коленях к дочери, которая вкладывает ему в рот свою обнаженную грудь. Тюремщик может смотреть на эту сцену через решетку, а палачи с мечами в руках — входить в камеру.
В эпоху барокко этот сюжет одновременно становился еще и аллегорией юности и старости, причем с подчеркиванием сексуального момента. В неоклассицизме XVIII века эта тема трактуется как моральный пример дочерней любви — как и предполагалось изначально[1].
Мотив также был использован Джоном Стейнбеком в романе «Гроздья гнева».
Римская фреска из Помпей
Педро Кармачо Фелизес
Караваджо коснулся этой истории римского милосердия в своей картине. В полотне Яна Вермеера «Урок Музыки» на втором плане картины также заметна на стене живопись на эту тему.
Caritas Romana.