21-10-2023
Commercial Crew Program (CCP) — многоэтапная программа NASA по развитию частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов на Международную космическую станцию. Является частью проекта Commercial Crew & Cargo Program Office (C3PO).
Программа состоит из нескольких основных этапов: Commercial Crew Development (1 и 2 раунды), Commercial Crew Integrated Capability, Certification Products Contract и Commercial Crew Transportation Capability.
16 сентября 2014 года было оглашены победители финального раунда программы, компании Boeing и SpaceX, которые поделили бюджет в 6,8 млрд долларов США, для завершения разработки, сертификации и демонстрации своих пилотируемых кораблей CST-100 и Dragon V2[1].
Первый пилотируемый полёт частного космического корабля запланирован на апрель 2017 года[2].
Были озвучены ключевые требования к частному пилотируемому кораблю[3][4]:
Первый раунд Commercial Crew Development (ССDev 1) подразумевал распределение бюджета в 50 млн долларов среди нескольких компаний-претендентов, с подписанием специального соглашения (Space Act Agreements), для изучения и разработки некоторых концепций и технологий, необходимых для пилотируемых полётов. Соглашение имеет перечень конкретных целей, сроков и критериев их выполнения для каждой из компаний, по выполнению каждой из целей NASA субсидирует следующую в списке.
В феврале 2010 года из 36 компаний-претендентов были выбраны пять[5][6][7]:
Подача заявок на участие во втором раунде Commercial Crew Development (ССDev 2) началась в октябре 2010 года[8].
18 апреля 2011 года NASA распределила около 270 млн долларов между 4 компаниями-победителями, подписав с ними соглашения, подразумевающие выполнение всех пунктов до середины 2012 года[9][10][11].
Также были подписаны соглашения без финансирования с компаниями United Launch Alliance, ATK и Excalibur Almaz Inc.
Для третьего этапа программы, Commercial Crew Integrated Capability (CCiCap), компании-претенденты должны были представить завершённую концепцию пилотируемой транспортной системы: космический корабль, средство выведения на орбиту (носитель), стартовая площадка, программа полёта, наземные службы для запуска и приземления корабля.
3 августа 2012 года были подписаны соглашения с тремя победителями этапа, на общую сумму 1,1 млрд долларов[12]. 15 августа 2013 года в соглашения компаний были внесены дополнительные пункты с финансированием на сумму 55 млн долларов[13].
Изначально планировалось, что компании завершат работы по своим соглашениям до мая 2014 года, но с добавлением новых пунктов срок завершения был отложен до августа 2014 года.
В ноябре 2014 года было сообщено, что компания Boeing завершила все пункты соглашения, SpaceX выполнила 13 пунктов из 18, Sierra Nevada Corporation — 10 пунктов из 13[14][15]. Компаниям было дано время до конца марта 2015 года для завершения оставшихся пунктов.
В апреле 2015 года NASA дала компаниям дополнительное время для завершения своих соглашений с крайними сроками: для SpaceX — до 31 декабря 2015 года, на выполнение тестовых испытаний системы аварийного спасения корабля Dragon V2 (Pad Abort Test и In-flight Abort Test), для Sierra Nevada — до 31 марта 2016 года, на выполнение полётных и посадочных испытаний корабля Dream Chaser[16].
В декабре 2012 года NASA анонсировала, что следующим этапом программы станет Certification Products Contract (CPC). В первой фазе этапа планировалось выделение всем трём компаниям по около 10 млн долларов для начала процедуры сертификации их транспортных систем для будущих миссий к Международной космической станции. Предполагалось, что первая фаза продлиться с 22 января 2013 года по 30 мая 2014 года[17].
В мае 2014 года компании завершили начальную фазу сертификационного процесса и перешли ко второй фазе, которая называется Commercial Crew Transportation Capability (CCtCap). NASA озвучила, что будут выбраны один или более победителей, которым гарантировалась как минимум 1 тестовая миссия с экипажем, а также от 2 до 6 штатных пилотируемых миссий на МКС[18].
16 сентября 2014 года NASA анонсировала подписание контрактов с компаниями Boeing и SpaceX[1]. Контракт с Boeing составил 4,2 млрд долларов, с SpaceX — 2,6 млрд, при одинаковых контрактных обязательствах: завершение разработки и сертификация транспортных систем, тестовые и штатные миссии к МКС[19].
26 сентября 2014 года компания Sierra Nevada Corporation подала протест в Счётную Палату США на результаты конкурса CCtCap, который был отклонён 5 января 2015 года[20].
В марте 2015 года NASA огласила расписание тестовых полётов к МКС. Первая, беспилотная, 30-дневная миссия компании SpaceX, обозначенная как SpX-DM1, намечена на декабрь 2016 года, пилотируемая 14-дневная миссия SpX-DM2 — на апрель 2017 года. Беспилотная 30-дневная миссия, названная Boe-OFT, компании Boeing запланирована на апрель 2017 года, пилотируемая 14-дневная миссия Boe-CFT — на июль 2017 года. Первую штатную миссию к МКС (USCV-1) предварительно планируется провести в конце 2017 года[2].
Commercial Crew Integrated Capability.