10-08-2023
Fairey Swordfish | |
---|---|
Тип | торпедоносец-бомбардировщик противолодочный самолёт |
Разработчик | Fairey Aviation |
Производитель | Fairey Aviation Blackburn Aircraft |
Главный конструктор | Марсель Лобелль |
Первый полёт | 17 апреля 1934 |
Начало эксплуатации | 1936 |
Конец эксплуатации | 1945 |
Статус | снят с эксплуатации |
Основные эксплуатанты | Воздушное Крыло Флота |
Годы производства | 1936—1944 |
Единиц произведено | 2 392 |
Изображения на Викискладе |
Фэйри Суордфиш (англ. Fairey Swordfish — «рыба-меч») — британский торпедоносец-бомбардировщик, состоял на вооружении Авиации Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны. Широко известен под прозвищем «Авоська» (англ. Stringbag). Несмотря на то что самолёт устарел к 1939 г., он смог добиться впечатляющих успехов во время войны и был снят с вооружения лишь в 1945 г.
Самые известные эпизоды в истории «Авоськи» — уничтожение Regia Marina (ВМФ Италии) во время налёта на Таранто и потопление немецкого линкора «Бисмарк».
Содержание |
«Суордфиш» был создан на основе разработанного в частном порядке фирмой «Фэйри» корабельного самолета-разведчика/корректировщика огня TSR I. После выдачи Министерством Авиации спецификации S.15/33 на создание торпедоносца-бомбардировщика/разведчика/корректировщика огня под руководством Марселя Лобелля проект самолета был доработан. Этот самолет, ставший прототипом «Суордфиша», получил обозначение TSR II (англ. Torpedo-Spotter-Reconnaissance — торпедоносец-корректировщик огня-разведчик). Первый полет прототипа состоялся 17 апреля 1934 г. Самолет представлял собой биплан с металлическим силовым каркасом, обтянутым полотняной обшивкой. Для экономии места при базировании на авианосце крылья складывались. Экипаж располагался в двух открытых кабинах: пилот в передней и еще один или два члена экипажа — в задней. Шасси — традиционной схемы с хвостовым колесом или, в варианте гидросамолета, два поплавка.
Самолет был принят на вооружение Воздушным Крылом Флота (тогда части ВВС Великобритании) под обозначением Swordfish Mark I , первые машины начали поступать в строевые части в июне 1936 г., где заменили устаревшие Фэйри Сил и Блэкбёрн Баффин.
«Суордфиш», имевший архаичную конструкцию с полотняной обшивкой, открытой кабиной и неубирающимся шасси, устарел уже ко времени принятия его на вооружение, но оставался единственным торпедоносцем на вооружении Воздушного Крыла Военно-морских сил Великобритании к моменту начала Второй мировой войны. «Суордфиши» имелись на вооружении 13 эскадрилий, 12 из которых базировались на авианосцах «Арк Ройял», «Корейджес», «Глориес», «Фьюриес» и «Игл».
11 апреля 1940 года «Суордфиши» с «Фьюриеса» совершили первую во Второй мировой войне авиаторпедную атаку на немецкие эсминцы в Трондхейме, а спустя два дня, 13 апреля, «Суордфиш», запущенный с «Уорспайта», добился первой победы, потопив около Нарвика подводную лодку U-64. При эвакуации Нарвикского плацдарма 8 июня 1940 года германскими линейными крейсерами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» был потоплен «Глориес», вместе с которым погибло два дивизиона «Суордфишей».
«Суордфиши» Берегового Командования использовались для постановки мин и налётов на оккупированные порты в Ла-Манше.
После вступления Италии в войну «Суордфиши» приняли активное участие в долгой и упорной борьбе за контроль над Средиземным морем. 22 июня 1940 года на Мальту прибыло 24 «Суордфиша», которые использовались против итальянских конвоев, снабжавших войска в Северной Африке. Здесь же действовали «Суордфиши» с «Арк Ройяла» и «Игла». В августе 1940 года к ним добавились 36 «Суордфишей» на борту нового авианосца «Илластриус», которые 11 ноября нанесли ночной удар по итальянскому флоту, стоявшему на якорной стоянке в бухте Таранто . Этот налёт, в ходе которого были сильно повреждены 3 линкора (два из которых — «Литторио» и «Конте ди Кавур» — были затоплены и сели на грунт), 2 крейсера и 2 эсминца, полностью и бесповоротно изменил обстановку в Средиземноморье и позволил флоту Великобритании полностью взять инициативу в свои руки до конца войны.
«Суордфиши» активно использовались во время Битвы за Атлантику. Самый известный эпизод — обнаружение и нанесение критического повреждения германскому линкору «Бисмарк») 26 мая 1941 года, который был потоплен надводными кораблями на следующий день.
Последним значительным эпизодом в применении «Суордфишей» в качестве торпедоносца стала безрезультатная попытка 6 самолётов 825-й эскадрильи перехватить немецкие линкоры во время операции «Цербер» 12 февраля 1942 года. Все самолёты были сбиты, даже не успев выйти в атаку на цель.
«Суордфиши» оказались вполне пригодны для роли противолодочного самолёта, для которого не важна высокая скорость, а для использования на эскортных авианосцах пришлись кстати отличные взлетно-посадочные характеристики и низкая скорость сваливания, позволявшие «Суордфишам» взлетать с небольших полетных палуб без разворачивания корабля навстречу ветру. В случае благоприятного ветра «Суордфиши» могли взлетать даже с корабля, стоявшего на якоре. «Суордфишами» было вооружено большинство эскортных авианосцев, охранявших конвои Союзников, в том числе следовавшие в СССР. Противолодочные «Суордфиши» вооружались глубинными бомбами и неуправляемыми ракетами. В конце войны после открытия Второго фронта противолодочные «Суордфиши» действовали с аэродромов в Бельгии и Норвегии до января 1945 года. Всего подразделениями, вооруженными «Суордфишами», было уничтожено 14 подводных лодок.
Несмотря на свою устаревшую конструкцию и низкие тактико-технические характеристики, (хотя, возможно, низкая скорость самолёта помогла во время атаки «Бисмарка», прицелы зенитных орудий которого были рассчитаны для стрельбы по современным скоростным самолётам и заставляли взрываться снаряды немецких зенитчиков далеко впереди самолёта), «Суордфиш» благополучно пережил предназначенный для его замены «Альбакор» (тоже биплан) и был заменен только пришедшим им обоим на смену монопланом «Барракуда». Последний, 2392-ой «Суордфиш» был поставлен в августе 1944 года, последняя боевая эскадрилья «Суордфишей» была расформирована только 21 мая 1945 года, уже после победы над Германией, в тренировочных частях самолёт использовался до лета 1946 года.
Неполный список.
Два самолета, «Суордфиш Mk.I» W5856 и «Swordfish Mk.II» LS326 в лётном состоянии находятся в Royal Navy Historic Flight. Третий самолёт, «Суордфиш Mk.III» NF389 восстанавливается до лётного состояния.
«Суордфиш Mk.III», NF370 выставлен в Даксфордском музее.
«Суордфиш Mk.II», NS122 в Канадском авиа-космическом музее.
«Суордфиш Mk. II», переделанный в «Mk. IV», HS469 выставлен в Ширватерском музее авиации. Он восстановлен до лётного состояния и совершил единственный полёт в 1992 году.
Не восстановленный самолёт HS491 — часть экспозиции Авиационного Музея Мальты, ожидает реставрации.
Летающий «Mk.III», заводской номер F/B 3527A, зарегистрирован под номером C-GEVS и находится в Гатино, в провинции Квебек, Канада.
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
730 кг торпеда, 680 кг мина
Самолёты Великобритании времён Второй мировой войны | ||
---|---|---|
Истребители | Whirlwind · Defiant · Gladiator · Hurricane · Tempest · Typhoon · Spitfire · Meteor | |
Палубные истребители | Roc · Sea Gladiator · Fulmar · Sea Hurricane · Seafire · Firefly | |
Многоцелевые самолёты | Beaufighter · Mosquito | |
Лёгкие бомбардировщики | Battle · Blenheim | |
Средние бомбардировщики | Hampden · Whitley · Wellesley · Wellington · Manchester | |
Тяжёлые бомбардировщики | Stirling · Halifax · Lancaster | |
Палубные бомбардировщики | Skua · Swordfish · Albacore · Barracuda | |
Самолёты берегового командования | Vildebeest · Anson · Botha · Warwick · Beaufort | |
Самолёты поля боя | Hart · Lysander · Auster · Proctor | |
Поплавковые гидросамолёты | Swordfish · Shark · Seal · Seafox | |
Летающие лодки | Cloud · London · Singapore · Sunderland · Lerwick · Stranraer · Walrus · Sea Otter | |
Транспортные самолёты и планёры | Bombay · Albemarle · York · Lancastrian · Hotspur · Hamilcar · Horsa · Henley | |
Учебные самолёты | Tutor · Magister · Tiger Moth · Oxford |
Fairey Swordfish.