23-10-2023
Firefly Aerospace | |
Тип | |
---|---|
Основание |
Январь 2014 |
Прежние названия |
Firefly Space Systems |
Основатели |
Том Маркьюзик, |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Том Маркьюзик (экс-CEO) |
Отрасль | |
Продукция | |
Число сотрудников |
159[2] |
Сайт |
www.fireflyspace.com |
Firefly Aerospace (ранее — Firefly Space Systems) — частная аэрокосмическая компания, основанная в Остине (Техас, США), которая разрабатывает легкие ракеты-носители для запуска грузов в космос. Компания является сторонником идеи «Нового космоса»[en] — движения в аэрокосмической отрасли, которое имеет цель расширить доступ к космосу за счёт использования технических инноваций, которые должны снизить стоимость запусков, а также за счёт преодоления административных и логистических ограничений, cвязанных с зависимостью от национальных космических институтов.[3]
В октябре 2016 года компания отправила своих сотрудников в отпуск[4], а активы компании были выставленны на аукцион 16 марта 2017[5]. Впоследствии активы Firefly выкупил предприниматель Максим Поляков, уроженец Украины[2], а сама компания огласила о банкротстве в апреле 2017[6][7]. М. Поляков перезапустил компанию под новым названием Firefly Aerospace, а также планирует снова нанять большую часть сотрудников, генерального директора Тома Маркьюзика и продолжить работу компании в Сидар-Парк.[8]
Компания Firefly Space Systems была основана в январе 2014 года Томом Маркьюзиком, П. Дж. Кингом, Майклом Блумом[9] и небольшой группой инженеров за собственный счёт. В ноябре 2014 компания преехала из Хоторна в Калифорнии в пригород Остина — Сидар-Парк в штате Техас. Главный офис и производственные мощности компании находятся в Остине и в Хоторне. Также компания купила 87 га земли для испытательных и прозводственных целей в Бригсе[10], Техас, 80 км от Остинаю.[11]
В 2014 году компания купила оборудование для производства композитных баков, а в середине 2014 прототип такого бака был протестирован в космическом центре Маршалла[11]. 10 сентября 2015 года компания произвела успешное испытание своего первого двигателя Firefly Rocket Engine Research 1 (FRE-R1)[12].
В октябре 2016 Firefly потеряла поддержку своего главного инвестора и была вынуждена отправить всех своих сотрудников в отпуск[4][13]. Причиной отказа от финансирования по всей видидимости стало судебное разберательство между Firefly и Virgin Galactic. На момент основания Firefly Том Маркьюзик уже имел опыт работы в ракетостроении, полученный в компаниях-сторонниках идеи «Нового космоса» — SpaceX, Virgin Galactic і Blue Origin[11]. По мнению Virgin, Том Маркьюзик использовал некоторые из их разработок, но прямых доказательств так и не нашли. В результате сложившейся ситуации в апреле 2017 компания была вынуждена заявить о банкротстве[6].
Для погашения задолжености компании, Firefly выставила свои активы на аукцион 16 марта 2017[5]. Патенты, лицензионные соглашения, а так же большую часть других активов Firefly, выкупил украинский предприниматель Максим Поляков, а именно его компания EOS Launcher[2]. Сумма сделки составила 75 млн $. Так после слияния с EOS Launcher, компания получила новое название Firefly Aerospace, а дальнейшие планы развития компании будут оглашены в августе 2017 года.[8]
Кислородно-газовая ракета Firefly Alpha должна выводить до 400—500 кг груза на низкую околоземную орбиту и до 225 кг на солнечно-синхронную орбиту[14]. В конструкции ракеты используются композитные материалы — в том числе углеродное волокно. Для упрощения конструкции двигателя используется технология вытеснения, при которой сжатый газ вытесняет горючее и окислитель из баков, позволяя обойтись без турбонасоса[15]. Дополнительным новшеством ракеты является использование клиновоздушного ракетного двигателя, который увеличивает её эффективность[10]. Первые запуски ракеты были запланированы на 2017 год[13], а заявленная стоимость одного запуска составила 8—9 млн $[16].
Ракета Firefly Beta в данный момент находится в разработке на стадии прототипа. Предполагается, что она будет состоять из нескольких Firefly Alpha и будет способна доставлять на орбиту до 1,1 тонны полезного груза[3]. Также планируется, что Firefly Beta, как и Falcon 9, будет ракетой многоразового использования[8].
Firefly Aerospace.