Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Horror island, horror arts

12-06-2024

Литература ужасов (англ. horror literature, horror fiction; часто просто «ужасы» или даже «ужастики», иногда «мистика» или заимствованное из английского «хоррор») — жанр литературы, имеющий целью вызвать у читателя чувство страха. Часто, но не всегда в литературе ужасов повествуется о сверхъестественном в прямом смысле слова; имеется ограниченный набор тематизированных персонажей, заимствованных, как правило, из низовой мифологии разных народов: вампиры, зомби, оборотни, призраки, демоны и др.

Содержание

История

Истоки жанра

Истоки жанра разумнее было бы назвать предысторией: «готический» рыцарский роман середины XIII века «Гибельный погост», французские «трагические истории» XVI—XVII в., в которых выступают одержимость дьяволом и другие инфернальные темы (в том числе романы епископа Жана-Пьера Камю), английский готический роман (не столько ранний, Горация Уолпола и Анны Радклиф, сколько поздний, эпохи романтизма, в первую очередь «Франкенштейн» Мэри Шелли, а также «Монах» М. Г. Льюиса и «Мельмот-скиталец» Чарльза Мэтьюрина), сказка немецких романтиков (Э. Т. А. Гофман, Вильгельм Гауф, Ахим фон Арним, Шамиссо), психологические новеллы Эдгара По и Амброза Бирса. Еще один не так часто называемый источник — «кошмары визионеров» («Признания английского опиомана» Томаса Де Квинси, «Искусственный рай» Шарля Бодлера). Большое влияние на формирование жанра оказал английский сенсационный роман середины XIX в.: Уилки Коллинз, Эдвард Бульвер-Литтон.

В 1860-е годы в Англии формируется то, что уже можно назвать непосредственно литературой ужасов (от Шеридана Ле Фаню до Брэма Стокера). Классический рассказ этого же периода — «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона.

Ранняя литература ужасов

Ранние представители литературы ужасов в Англии — М. Р. Джеймс с ироническими «рассказами антиквара о привидениях», Элджернон Блэквуд, Артур Мэкен. Позднее, в 30—50-е, появляются рассказы Роальда Даля, Джона Кольера, Джеральда Керша, соединяющие сверхъестественное с «черным юмором». В Америке толчок развитию жанра дал журнал «Weird Tales» (основан 1923), где впервые появились произведения Г. Ф. Лавкрафта (создавшего целый поджанр, называемый «лавкрафтовские ужасы»), Кларка Эштона Смита, Роберта Ирвина Говарда, Сибери Квинна, Роберта Блоха. Классики 50-х — Шерли Джексон и Ричард Мэтесон. В Германии был популярен Ганс Гейнц Эверс. Всемирную известность получил «Голем» австрийского экспрессиониста Густава Майринка. Нежанровая разновидность литературы ужасов — проза Франца Кафки («Превращение»).

Современная литература ужасов

«Королем» жанра считается Стивен Кинг. Не намного отстает от него в популярности другой американец, Дин Кунц. Известны также Уильям Блэтти («Изгоняющий дьявола»), Айра Левин («Ребенок Розмари»), переехавший из Англии Клайв Баркер («Восставший из ада»), Роберт Маккаммон («Они жаждут»), Энн РайсВампирские хроники»), Лорел Гамильтон с циклом о некроманте Аните Блейк, Ричард Лаймон, Питер Страуб, Уитли Стрибер, Джек Кетчам. К этому жанру относятся некоторые рассказы Рэя Брэдбери. В Англии известны Джеймс Герберт, Рэмси Кемпбелл, Брайан Ламли («Некроскоп»).

Литература ужасов в России

Яков Лурье установил, что легенда о Дракуле-вампире проникла в Западную Европу не напрямую из Румынии, а через посредство древнерусской «Повести о Дракуле» (80-е годы XV века).[1]. К ярким представителям литературы ужасов среди писателей серебряного века относятся Леонид Андреев и А. М. РемизовЖертва», «Чёртик»).

Жанры литературы ужасов

Существуют тематические разновидности литературы ужасов, определяемые по наличию сверхъестественных персонажей: «рассказ о привидениях» (ghost story), вампирский роман, «рассказ об оборотне» (werewolf story), истории демонической одержимости и др.

Примечания

  1. Лурье Я. С. Повесть XV в. и фильмы XX века // Русская литература. — 1962. — № 2. — С. 226—228.

Литература

  • Вацуро В. Готический роман в России / Составление и подготовка текста по черновой рукописи Т. Селезнёвой. — М.: «НЛО» 2000, № 42).
  • Суворова Т. О, эта мистика... // Уральский следопыт : журнал. — 2000. — № 4. — С. 52—56.
  • Хапаева Д. Готическое общество: морфология кошмара. — М.: Новое литературное обозрение, 2008. — 152 с. — (Б-ка журнала «Неприкосновенный запас»). — ISBN 5-86793-503-5.
  • Хапаева Д. Кошмар: литература и жизнь. — М.: Текст, 2010. — 368 с. — Серия: Коллекция. — ISBN 978-7516-0895-8.
  • Святослав Логинов. КАКОЙ УЖАС!
  • Horror: The 100 Best Books / edited by Stephen Jones & Kim Newman, with a foreword by Ramsey Campbell. Carroll & Graf, 1998. (Книга доступна в сети IRC на канале bookz)

Ссылки

  • Т Ь М А. Литературное общество
  • Horrorzone — новости ужасов
  • Форумы ужасов. Есть разделы писателей
  • Электронная библиотека ужасов
  • Ужасающие рассказы
  • Библиотека острых ощущений

См. также

Horror island, horror arts.

Файл:Clément Duval.png, Кукаки, Категория:Статьи проекта Алла Пугачёва I уровня высокой важности, Файл:Daejeon montage.png, Натан Эйдельман.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06