HMMWV
Общие данные
Годы пр-ва: |
1985—настоящее время |
Chevrolet V8 |
|
Производитель: |
Chevrolet |
Марка: |
Chevrolet V8 |
Тип: |
бензиновый |
Объём: |
5737 см3 |
Конфигурация: |
V8 |
Цилиндров: |
8 |
Клапанов: |
16 |
Detroit Diesel V8 |
|
Производитель: |
General Motors |
Марка: |
Detroit Diesel V8 |
Тип: |
дизельный |
Объём: |
6200 см3 |
Максимальная мощность: |
160 л.с. |
Охлаждение: |
жидкостное |
Клапанной механизм: |
OHV |
Материал блока цилиндров: |
чугун |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: |
чугун |
Detroit Diesel V8 |
|
Производитель: |
General Motors |
Марка: |
Detroit Diesel V8 |
Тип: |
дизельный с турбонаддувом |
Объём: |
6450 см3 |
Максимальная мощность: |
195 л.с., при 3400 об/мин |
Максимальный крутящий момент: |
581 Н·м, при 1700 об/мин |
Конфигурация: |
V8 |
Цилиндров: |
8 |
Клапанов: |
16 |
Макс. скорость: |
140 км/час |
Разгон до 100 км/ч: |
17,3 с |
Диаметр цилиндра: |
103,4 мм |
Ход поршня: |
97,6 мм |
Cтепень сжатия: |
21,5 |
Охлаждение: |
жидкостное |
Клапанной механизм: |
OHV |
Материал блока цилиндров: |
чугун |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: |
чугун |
Тактность (число тактов): |
4 |
Рекомендованное топливо: |
дизельное |
Гидромеханическая автоматическая 4-ступ. |
|
Производитель: |
General Motors |
Модель: |
GM 4L80-E |
Тип: |
Гидромеханическая автоматическая |
Число ступеней: |
4-ступ. |
Характеристики
Массово-габаритные
Динамические
Макс. скорость: |
88 км/ч (55 миль/ч, 1-е поколение) [1]
113 км/ч (70 миль/ч, 2 и 3 поколение) [2] [3] |
На рынке
Другое
Расход топлива: |
от 16 до 23 литров на 100 км |
Объём бака: |
94.63л (25 амер.галлонов) |
HMMWV (сокращение от англ. High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle — «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство», Humvee, Хамви) — американский армейский вездеход, стоящий на вооружении множества стран мира. Автомобиль обладает высокой проходимостью, пригоден к транспортировке по воздуху и десантированию.
История
Конкурс на «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство» Пентагон объявил в 1979 году[1]. В июле того же года к участию в конкурсе был допущен AM General. Также в конкурсе участвовали Chrysler Defense и Teledyne Continental (c машиной Lamborghini Cheetah) Рабочий прототип вездехода XM966 в июле 1980 года прошёл первые испытания в пустыне Невада на полигоне «Nevada Automotive Test Center». К началу 1981 года каждый образец прошёл около 17 000 миль. В апреле 1982 года претенденты изготовили опытные партии своих машин для проведения финальных испытаний. Автомобили поступили в полное распоряжение армии США на пять месяцев. После доводочных испытаний в 22 марта 1983 года с AM General был заключен контракт, предусматривающий производство 55 тысяч машин в течение 5 лет. Оптовая цена составила около $22 000. Серийное производство началось в январе 1985 года на заводе компании AM General в штате Индиана.
HMMWV заменил не только джипы М151, но и целый ряд грузовиков (М274, М561, М880). Одним из основных требований заказчика была способность к уверенному движению по танковому следу, что и объясняет широкую колею (1829 мм) и ширину кузова. В роли силового агрегата первоначально выступал бензиновый V-образный восьмицилиндровый двигатель Chevrolet рабочим объёмом 5737 см³, но вскоре его заменили на более тяговитый и экономичный дизельный Detroit Diesel, а в 1996 году появилась его версия с турбонаддувом.
После начала войны в Персидском заливе многие небедные люди выразили желание приобрести себе такую «игрушку», и AM General в 1992 году объявила о выходе на рынок гражданской версии Humvee. Почти сразу же название поменяли на более агрессивное — HUMMER. В 1999 году AM General продает права на марку Hummer концерну General Motors. Было заключено соглашение, согласно которому GM получил права на бренд Hummer и право сбыта и распространения гражданского варианта внедорожника, a AM General сохранил право на продажу военных модификаций.
Машина застряла в песках Афганистана. Потяжелевшая из за дополнительного бронирования машина Хамви несмотря на повышенную проходимость все же не является идеальным вездеходом, что и видно на этой иллюстрации
Несмотря на значительные преимущества Хамви перед джипами раннего поколения машина не идеальна в качестве бронеавтомобиля или бронетранспортера и поэтому Корпус морской пехоты США в 2007 году заявил о намерении заменить ее «миноустойчивой» машиной MRAP.
Описание
Первым базовым автомобилем был вариант M-998 с дизельным двигателем General Motors V8 рабочим объёмом 6,2 л. Второе поколение — M-998M2, в котором базовым является шасси M-1097A2 с полностью алюминиевой кабиной (двух или четырёхместной) и открытой платформой. На лонжеронной раме установлен дизельный двигатель V8 GM 6.2L (рабочим объёмом 6,2 л, мощностью 160 л.с., позже ставился V8 GM 6.5L мощностью до 195 л.с.) и автоматическая четырёхдиапазонная коробка передач с двухступенчатой раздаточной коробкой. Модель коробки 4L80T имеет промежуточные передачи для снижения нагрузки, которая устанавливалась и устанавливается до сих пор на легкие грузовики Chevrolet Suburban 2500 и отличается своей несравнимой надёжностью и проверенной износостойкостью в боевых условиях. Автомобиль оснащён межколёсными дифференциалами Torsen повышенного трения, планетарными колёсными редукторами, централизованной вентиляцией всех агрегатов, независимой пружинной подвеской, дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колёсах (расположены рядом с картером дифференциала), гидроусилителем руля, радиальными шинами размером 12,5R16,5. По заказу комплектуется лебёдкой, системой подкачки шин.
HMMWV оснащён планетарными колёсными
редукторами и дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колёсах
Модификации
Первое поколение
Шасси установки зенитных ракет AIM-120
- M-998 (1984—1993 гг.) — базовое шасси (грузовой открытый автомобиль)
- M-998 Avenger — вариант с зенитно-ракетным комплексом «Stinger», разработанный компанией «Boeing Aerospace», первые 30 были поставлены в войска в январе 1990 года, всего для армии США было заказано 1207 машин[2]. Кроме того, проходил испытания опытный вариант M-998 Avenger, оснащенный английскими зенитными ракетами «Старстрайк» со стреловидными поражающими элементами и лазерной системой наведения на цель[3].
- M-996 — санитарный вариант с двухместной кабиной
- M-997 — санитарный вариант с четырёхместной кабиной
- M-966 — вариант с противотанковым комплексом TOW, бронированный
- M-1025 — вариант с полностью закрытым четырёхместным кузовом
- M-1026 — вариант с полностью закрытым четырёхместным кузовом и лебёдкой
- M-1036 — вариант с противотанковым комплексом ТОУ, бронированный, с лебёдкой
- M-1035 — санитарный вариант с четырёхдверной кабиной
- M-1037 — двухместный фургон
- M-1038 — грузовой открытый автомобиль с лебёдкой
- M-1042 — двухместный фургон с лебёдкой
- M-1043 — бронированный, с полностью закрытым четырёхместным кузовом
- M-1044 — бронированный вариант с полностью закрытым четырёхместным кузовом и лебёдкой
- M-1045 — с полностью закрытым четырёхместным кузовом
- M-1046 — вариант с противотанковым комплексом ТОУ, усиленное бронирование, с лебёдкой
- M-1097 — двухместный пикап
- M-1097A1 — двухместный пикап с лебёдкой
Второе поколение
- M-1097A2 (1993—2005 гг.) — базовое шасси
- M-997A2 — санитарный вариант с двухместной кабиной
- M-1025A2 — бронированный вариант с полностью закрытым четырёхместным кузовом (масса 3,7 т)
- M-1043A2 — с полностью закрытым четырёхместным кузовом
- M-1045A2 — с полностью закрытым четырёхместным кузовом
- M-1035A2 — санитарный вариант с четырёхдверной кабиной
- M-1113 — вариант с двухместной кабиной
- M-1114 — усиленный бронированный вариант (масса 4,5 т)
- M-1116 — усиленный бронированный вариант с двухместной кабиной
- M-1123
Третье поколение
- M-1165 (с 2006 г.) — базовое шасси
- M-1151 — с полностью закрытым четырёхместным кузовом
- M-1152
См. также
- Didgori-2 — грузинская бронированная разведывательная машина
- Didgori — Грузинский бронетранспортёр
- Otokar Cobra — бронеавтомобиль турецкой разработки
- Т-98 Комбат — Российский бронированный внедорожник для перевозки особо важных персон в зоне боевых действий.
- Marauder — бронемашина производства ЮАР
- International MaxxPro — перспективная замена HMMWV.
- M-ATV — разведывательный американский бронетранспортёр.
Примечания
- ↑ Кащеев Л.Б. Военные машины. HUMMER. — Киров, 2004.
- ↑ США // «Зарубежное военное обозрение», № 1, 1990. стр.95
- ↑ «Зарубежное военное обозрение», № 1, 1992 (последняя страница обложки)
Ссылки
- High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (HMMWV) (M998 Truck) (англ.)
- AM General. High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (HMMWV) (англ.)