19-08-2023
Nordtroll-120MTr | |
Первый NTR-120МТ, собранный во Владимире |
|
Завод-изготовитель | |
---|---|
Проект, г. | |
Выпускался, гг. | |
Назначенный срок службы, лет |
12 |
Снаряженная масса, т |
10,2 (на 1 т меньше ЗиУ-682) |
Макс. скорость, км/ч |
70 |
Вместимость, чел. | |
Мест для сидения |
34 |
Полная вместимость (8 чел/м²) |
120 |
Габариты | |
Длина, мм |
12 000 |
Ширина, мм |
2 500 |
Высота по крыше, мм |
3 340 |
База, мм |
6100 |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров |
3 |
Формула дверей |
2-2-2 |
Двигатель | |
Тип |
Динамо |
Мощность, кВт |
115 |
Nordtroll-120МTr (НордТрол-120МTr) — российский высокопольный троллейбус, разработанный и производившийся на заводе Севмашпредприятие (город Северодвинск) на базе кузовов польского автобуса Jelcz 120M. Эти троллейбусы появились в ряде городов России в 1994—97 годах и являются по своему происхождению (кузову) польскими, а по начинке (силовому и тяговому электрооборудованию) — российскими.
Содержание |
Впервые идея использовать для нового троллейбуса долговечные оцинкованные кузова польского автобуса завода «Jelcz», расположенного близ города Вроцлав, возникла летом 1993 года. В польских газетах в сентябре 1993 года появилась заметка «На Елче в Россию», в которой сообщалось, что представитель Союза северных городов, мэр Архангельска В. Власов подписал с директором автозавода договор о поставке в Архангельск кузовов нескольких новейших автобусов Jelcz 120M, на базе которых намечалось собирать троллейбусы с нашим российским оборудованием. Оплата кузовов предполагалась частично в валюте, частично — лесом, бумагой и природным газом. В середине мая 1994 года в Архангельск из Польши прибыл первый пробный троллейбус «Jelcz ТЕА 120М», в кузове которого было установлено российское электрооборудование. Всё лето он испытывался на трассах Архангельска без пассажиров, а затем был отправлен на выставку «Польша-94» в Санкт-Петербурге.
В июле 1994 года было решено взять за основу этот опытный образец этого троллейбуса и начать производство новых троллейбусов на заводе «Севмашпредприятие» в Северодвинске близ Архангельска. Предполагалось, что Севмаш выпустит в октябре-декабре 1994 года 20 таких машин, в 1995 году — 100, в 1996 году — 300, с доведением к 1998 году мощности завода до 1000 троллейбусов в год.
Проектом «Нордтролл» заинтересовались многие города (Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Брянск, Вологда, Череповец; некоторые города Прибалтики, Боливии, Греции).
Первые два кузова для будущих троллейбусов были привезены из Польши трейлерами в декабре 1994 года Так как сборка нового троллейбуса сильно затянулась, первоначальные планы производства были скорректированы: в 1995 году намечалось собрать не 100, а уже 50 машин (в том числе 20 для Архангельска). Однако местные скептики утверждали, что Архангельск в этом году получит в лучшем случае 4-5. Так оно и случилось: В 1995 году Архангельск получил 4 таких машины (в том числе одну польскую (№ 102) и три вновь собранные в 1995 году). «Старый» троллейбус из Польши (№ 102) прошёл обкатку на улицах Архангельска в апреле 1995 г. и в мае стал перевозить пассажиров (на 67 % он состоял из польских комплектующих).
Первый собранный в Архангельске троллейбус «Nordtrol-120МTr» был выставлен на презентации АООТ «Северный троллейбус» в Архангельске 30 января 1996 года. Контракты на поставку этих машин с АООТ «Северный троллейбус» к этому времени заключили Ижевск (на 10 штук), Архангельск (10 штук), Киров. В феврале 1996 года в Киров прибыл первый, а несколько позже и второй троллейбус «Nordtrol-120МTr». В 1996 году с Соломбальского Машиностроительного Завода были отгружены ещё 4 троллейбуса для Архангельска, 2 — в Ижевск (1 поступил туда в начале 1996 года), 1 — в Пермь, 1 — в Казань. 2 последних троллейбуса были направлены в Новочебоксарск (один из них по дороге, в июне 1996 г. был выставлен в Нижнем Новгороде во время празднования 100-летнего юбилея тамошнего трамвая и завоевал приз на Нижегородской ярмарке 1996 года). Стоимость троллейбуса составляла 108 тыс. долларов. Троллейбусы имели ярко жёлтую окраску кузова.
В ноябре 1996 года из-за финансовых проблем сборка троллейбусов в Архангельске была прекращена. В апреле 1997 года завод был полностью остановлен и признан банкротом. Последние свои троллейбусы он реализовал по схеме бартера и взаимозачетов. На право сборки этих моделей стали претендовать Владимир и Ижевск. Сборку таких же машин было решено осуществить в троллейбусном депо № 2 во Владимире (первый свой троллейбус владимирцы собрали в феврале-апреле 1997 года и испытали 22 апреля 1997 года, а 12 мая 1997 года он уже был введён постоянную пассажирскую эксплуатацию). В Ижевске в сентябре 1997 года было проведено совещание работников городского электротранспорта, в том числе по вопросу сборки машин «Nordtrol-120МTr» на военном заводе АО «Редуктор». Предполагалось, что на этом заводе на базе польского кузова будет осуществляться сборка электрооборудования заводов «Динамо» и «Кросна», ТИСУ завода «Радиоприбор» из Санкт-Петербурга (стоимость машины оценивалась в 55 тыс. долларов). Первоначально предполагалось, что в 1997 году этот завод соберет 5 машин, в 1998 году — 12, в 1999 году − 60. Однако на совещании было принято решение передать производство новых машин во Владимир, где к этому времени уже были собраны 3 машины и появился определенный опыт в этой области. Всего в 1997 году во Владимире было собрано 4, а в 1998 году ещё 5 новых троллейбусов. Позже было решено сконцентрировать все машины этого типа во Владимире, который должен был в течение 1999 года осуществить взаимообмен «Nordtrol-120МTr» из других городов (в первую очередь из Архангельска) на капитально отремонтированные владимирские машины ЗиУ-9. Однако, все города, имеющие «Nordtrol-120МTr», не хотят отдавать их во Владимир ни под каким предлогом.
Кузов: Каркас, сваренный из стальных прямоугольных замкнутых профилей, сечением 40х40 и 60х60 мм, связанный с несущей рамой неотделимо, при помощи выравнивающих элементов. Внешняя обшивка каркаса, элементы передней и задней стены из PWS. Полосы бортов из двухстороннеоцинкованной стали, приклеенные к каркасу. Крыша из стёклопластика, клееная, пластиковые колёсные ниши. Троллейбус защищен от коррозии. Обшивка боковых стен высполнена из двухсторонне оцинкованной стали. Остальные элементы обшивки изготовлены из алюминия и стеклопластика. Обе пневматические подвески снабжены стабилизаторами устойчивости. Задняя подвеска зависимая, с дополнительными пружинами.
Электрооборудование — московского завода «Динамо». Мощность ТЭД — 115 кВт. Система управления тяговым двигателем — реостатно-контакторная.
Двери: три, двухстворчатые, управляемые электропневматическим приводом.
Оборудование пассажирского салона:
Троллейбус имеет удобный салон, а также мощную систему отопления, что особенно важно в условиях Архангельска и Севера.
Оборудование водительского места:
Тормозная система: Помимо рабочей двухконтурной тормозной системы имеется аварийная, совмещенная со стояночной тормозной системой. Для обеспечения плавного торможения и остановки используется электрическое торможение. Кабина имеет отдельную дверь для выхода наружу. Зеркала заднего вида с электроподогревом.
Дополнительное оборудование:
Всего за 1995—1998 гг. в Архангельске и Владимире было собрано 22 троллейбуса на базе польского автобуса «Jelcz 120M», и ещё один троллейбус был собран в Польше из российских комплектующих (№ 102 в Архангельске). Итого в России на 1999 г. имелось 23 таких троллейбусов.
Nordtrol-120МTr
Город | Троллейбус (парковые номера, год поступления на баланс) |
---|---|
Архангельск | 102 (1994), 103—105 (1995), 106—107 (1996) |
Киров | 574 (1995), 575 (1996) оба переданы в Ижевск. |
Ижевск | 2201—2202 (1996), 2203 (2008) (поступил из Кирова) (из 574 и 575 собран один троллейбус) |
Пермь | 855 (1996) |
Казань | 1127 (1996) |
Новочебоксарск | 1088, 1091 (1996) |
Владимир (местная сборка) | 156, 157, 228, 229 (1997), 158, 159, 160, 230, 231 (1998) |
Через некоторое время троллейбусы №№102-107, были списаны, а Кировские троллейбусы №№574, 575 проданы в Ижевск, где из двух был собран один №2203. В 2009 году в Троллейбусном депо №1 г.Казани был списан и утилизирован троллейбус №1127.
|
|
---|---|
Городские автобусы | 120M • M11 • Jelcz M081 • Jelcz M181 |
Междугородные и туристические автобусы |
M081MB Vero • M125M Vecto • M125M/4 CNG Vecto • M101I Salus • M120M/I Supero • M120M/4 Supero CNG • M121I/MB Mastero • M181MB Tantus • T081MB Vero • T120 |
Троллейбусы | 120MTr • PR110E • 120MTE • 120MT • M121E • PR100E |
Автобусные прицепы | P-01 |
Nordtroll-120MTr.