28-06-2023
OV-10 Bronco | |
---|---|
Тип | Легкий штурмовик |
Производитель | Норт Америкэн |
Первый полёт | 16 июля 1965 |
Начало эксплуатации | октябрь 1967 |
Основные эксплуатанты | США |
Норт Америкэн OV-10 Бронко (англ. North American OV-10 Bronco) — американский легкий штурмовик, предназначенный для использования в контрпартизанской войне.
Содержание |
В сентябре 1963 года ВВС, ВМС и армия США совместно объявили конкурс на создание многоцелевого самолета LARA (англ. Light Armed Reconnaissance Aircraft — легкий вооруженный разведывательный самолет), предназначенного для использования в малоинтенсивных партизанских конфликтах. Согласно требованиям конкурса, самолет должен был иметь два двигателя, экипаж из двух человек, грузовой отсек для перевозки 1100 кг груза, 6 десантников или такого же количества носилок, скорость не менее 560 км/ч, разбег 240 м (то есть укороченный разбег), способность взлетать с грунтовых аэродромов и авианосца, возможность установки поплавков для превращения в амфибию. Требования были направлены в 22 авиастроительные фирмы США. На рассмотрение было представлено 9 проектов (фирмами Grumman, Goodyear, Beechcraft, Duglas, General Dynamics/Convair, Helio Aircraft Company, Lockheed, Martin Marietta, North American Aviation). Все они предусматривали использование турбовинтовых двигателей. В августе 1964 года победителем конкурса была названа фирма North American (с 1967 года — North American/Rockwell International) со своим проектом NA-300, выполненным по достаточно редкой двухбалочной схеме. В октябре был подписан контракт на производство 7 прототипов. Фирма General Dynamics/Convair опротестовала результаты конкурса и на собственные средства построила свой Модель 48 «Чарджер». Этот прототип разбился в ходе летных испытаний в 1965 году, оставив NA-300 без конкурентов.
Новый самолет получил обозначение OV-10 и название «Бронко». Первый полет был совершен 16 июля 1965 года (летчик-испытатель Эд Гиллеспи). В дальнейшем заказчики отказались от ряда выдвинутых требований. Так, OV-10 никогда не использовался с авианосцев или в качестве санитарного самолета, как это первоначально планировалось.
В октябре 1966 года последовал первый заказ на серийные самолеты. Серийное производство началось в июне 1967 года. Всего для вооруженных сил США был построен 271 самолет.
Серийное производство самолета было завершено в 1976 году. В США OV-10 окончательно были сняты с вооружения в 1994 году. После этого небольшое число самолетов оставалось в частном владении. Гражданские «Бронко» использовались правительственными организациями по борьбе с наркотиками для распыления ядохимикатов над наркоплантациями.
Кроме США, самолеты «Бронко» состояли на вооружении 7 стран мира.
Самолеты OV-10 применялись в боевых действиях всеми странами, где состояли на вооружении (кроме ФРГ).
Наибольшую известность «Бронко» принесло их участие во Вьетнамской войне. Самолет создавался именно для конфликтов такого типа и поступил на вооружение в самый разгар войны. Первые OV-10 прибыли во Вьетнам 6 июля 1968 года, войдя в состав эскадрильи морской пехоты VMO-2 в Дананге; в тот же день были совершены первые боевые вылеты. Основным эксплуатантом «Бронко» в Юго-Восточной Азии стал Корпус морской пехоты. Некоторое количество самолетов использовалось армией. С 1969 по 1972 годы в дельте Меконга действовала 4-я легкая штурмовая эскадрилья (VAL-4) ВМС США «Черный пони», вооруженная OV-10; это была единственная наземная эскадрилья американских ВМС во Вьетнаме. Самолет применялся для выполнения различных заданий, в первую очередь как воздушный авианаводчик (ВВС США применяли его исключительно в этой роли). От своего предшественника О-1 он выгодно отличался бронированием, живучестью, скоростью и вооружением. Самолет имел хорошую маневренность, прекрасный обзор из кабины, его практически невозможно было сбить из легкого стрелкового оружия. Кроме того, OV-10 имел очень малое время реакции на вызов, оказавшись по этому показателю вне конкуренции.
Второй и последний раз американские OV-10 использовались в бою во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Морская пехота задействовала их для наведения союзной авиации. Были потеряны два самолета (18 января и 25 февраля), оба сбиты зенитными ракетами (вероятно, из переносных зенитно-ракетных комплексов). Три летчика попали в плен, один погиб.
В составе ВВС других государств OV-10 принимали участие в различных антипартизанских войнах и военных переворотах.
Летно-технические характеристики варианта OV-10A:
OV-10.