02-08-2023
PZL.23 Karaś | |
---|---|
PZL.23 Karas | |
Тип | лёгкий бомбардировщик |
Разработчик | PZL |
Главный конструктор | Станислав Праус |
Первый полёт | 1 апреля 1934 |
Начало эксплуатации | 1936 |
Конец эксплуатации | 1941 |
Статус | снят с вооружения |
Основные эксплуатанты | ВВС Польши |
Единиц произведено | 253 |
Изображения на Викискладе |
PZL.23 Karas (рус. Карась) — польский самолёт-бомбардировщик времён Второй мировой войны. Состоял на вооружении Польши, авиации Болгарии и Румынии.
Содержание |
Самолёт разрабатывался в 1931—1932 гг. под руководством инженера Станислава Прауса. По плану, машина должна была проводить разведку территории и при удобном случае бомбить вражеские войска. Она создавалась под влиянием истребителей Breguet XIX и Potez XXV. Первый прототип имел кодовое название PZL.23/I и изготавливался из металла. Оснащался британскими двигателями «PZL (Bristol) Pegasus».
Испытания самолёта в 1934 году показали много проблем: неудачное расположение фюзеляжа, неверное расположение бомбового отсека и ограниченный радиус видимости пилота. Авиаконструкторы создали улучшеннные модели P-23/II и Р-23/III, изменив там расположения фюзеляжа и бомбовых отсеков, расширив радиус обзора из кабины. В 1935 году прошли очередные авиаиспытания, включавшие в себя и серьёзные исследования аэродинамики самолёта. Однако после доработки поляки посчитали мощность двигателя недостаточной и начали закупать новые двигатели «PZL (Bristol) Pegasus IIM2» с мощностью 670 л.с.
Вскоре второй прототип разбился во время испытаний, а экипаж погиб. Третья модель послужила как раз образцом для создания машин. В 1936 году началось серийное производство самолётов, и за первый год поляки собрали 40 бомбардировщиков PZL.23A. Однако двигателей не хватало, что вынудило поляков закупить снова британские двигатели с более высокой мощностью (710 л.с.). С 1936 по 1938 было произведено итого 240 машин новой модификации PZL.23B, предназначенной для бомбардировок. После этого из состава ВВС Польши были выведены устаревшие Breguet XIX и Potez XXV. В то же время новые самолёты использовались и для тренировок.
Самой лучшей модификацией авиамашины был самолёт PZL.43 с мощным двигателем компании Gnome-Rhone, который позволял развивать скорость до 365 км/ч и вести огонь из двух пулемётов. Болгария закупила как раз 12 самолётов PZL.43 с двигателем Gnome-Rhone 14KFS (мощностью 900—930 л.с.) и 42 самолета PZL.43A с двигателем Gnome-Rhone 14N01 (мощность 950—1020 л.с.). 36 машин были доставлены в Болгарию перед началом Второй мировой войны.
Характеристика | Показатель |
---|---|
Производитель | PZL |
Экипаж | 3 |
Двигатель | PZL Bristol Pegasus VIII |
Мощность | 507 кВт/680 л.с. |
Размах крыльев | 13,95 м |
Длина | 9,68 м |
Высота | 3,30 м |
Площадь крыла | 26,80 м2 |
Масса пустая | 1983 г |
Масса взлётная | 2893 кг |
Максимальная скорость | 319 км/ч |
Минимальная скорость | 110 км/ч |
Дальность полета | 1260 км |
Максимальная скороподъёмность | 6,7 м/с |
Потолок | 7300 м |
Самолёты Польских ВВС времён Второй мировой войны | ||
---|---|---|
Истребители | PZL P.7 • PZL P.11 | |
Бомбардировщики | PZL.23 Karaś • PZL.43 Czajka • PZL.37 Łoś | |
Самолёты-разведчики | Lublin R.XIII • Potez XXV • RWD-14 Czapla • LWS-3 Mewa | |
Учебные самолёты | LWS.4A Żubr • PWS-10 • PWS-16 • PWS-26 • RWD-8 • Lublin R.VIII • RWD-17 | |
Транспортные самолёты | Fokker F.VII | |
Торпедоносцы | CANT Z.506 | |
Прототипы | PZL.38 Wilk • PZL.46 Sum • PZL.50 Jastrząb | |
Проекты | PZL.55 |
PZL.23 Karaś.