15-10-2023
Puttin’ on the Ritz | |
Исполнитель | |
---|---|
Дата выпуска | |
Дата записи | |
Жанр | |
Язык песни |
Английский |
Длительность |
02:35 |
Лейбл | |
Автор |
«Puttin’ on the Ritz» (рус. Одеваясь по последней моде) — американский джазовый стандарт, сочинённый в 1929 году Ирвингом Берлином. Песня, название которой отсылает к фешенебельным отелям Рица, стала популярной после выхода на экраны в 1930 году кинофильма «Puttin' on the Ritz» с Гарри Ричманом и Джоан Беннетт в главных ролях. Композиция считается неофициальным гимном Голливуда[1], входит в классический репертуар американской эстрады.
Содержание |
Музыка и слова «Puttin’ on the Ritz» были написаны Ирвингом Берлином в 1929 году, а в 1930 году песня дала название фильму с Гарри Ричманом и Джоан Беннетт в главных ролях, в том же году «Puttin’ on the Ritz» впервые исполнил Фред Астер.
Так как в 1930-е годы в Америке ещё не преобладали антирасистские настроения, изначальная версия песни содержала множество отсылок к негритянским символам и образу жизни, но в 1946 году Берлин был вынужден внести изменения в текст, убрав намёки на расовый характер, слова вроде «high browns», он заменил Lenox Avenue (большая улица в Гарлеме, районе с преимущественно темнокожим населением) на Парк-авеню, сделав героями песни богатых белых горожан, и вскоре обновлённая версия была вновь исполнена 47-летним Фредом Астером в фильме «Голубые небеса» (1946). Стоит отметить, что эпизод с песней в исполнении Астера снимался уже после окончания работы над фильмом, танцевальному номеру предшествовали 5 недель подготовки, в итоге актёр продемонстрировал великолепную технику исполнения чечётки, и данный номер стал классическим на многие годы.
Песня написана по форме ААВA, по мнению Джона Мюллера[2], основной прием во фрагменте А — это использование ритмического решения с задержкой: разбалансированный пассаж, подчеркнутый небанальными ударениями в тексте, который неожиданно разрешается на длинной ноте, за ним следует усиленное утверждение заглавной фразы. Маршеобразный фрагмент В, лишь слегка синкопированный, действует как контраст к предыдущей ритмической сложности. По мнению Алека Уайлдера, в его исследовании американской популярной песни, ритмический узор «Puttin’ on the Ritz» — наиболее сложный и вызывающий из всех, с которыми он когда-либо сталкивался.
Оригинальный текст | Русский перевод |
---|---|
Have you seen the well-to-do |
Видели ли вы когда-нибудь |
Ввиду своей необычной музыкальной структуры и лирической составляющей, «Puttin’ on the Ritz» перепевалась огромное количество раз. Среди представителей джаза и свинга свои вариации создавали Бенни Гудман, Элла Фитцджеральд, Джуди Гарленд, Руфус Уэйнрайт, Нил Даймонд, Кенни Болл, The Pasadena Roof Orchestra, The Clevelanders, The Swingle Singers, Mad Band, Beegie Adair и многие другие.
Из музыкантов других жанров стоит выделить Майкла Джексона, Leningrad Cowboys (спид-метал аранжировка), Shiny Toy Guns (синтипоп), Брета Отри (электронный рок с использованием семплов версии Эллы Фитцджеральд) и других.
В конце 1981 года голландский музыкант Тако Окерси, известный под псевдонимом Taco, выпустил синтипоп-версию «Puttin’ on the Ritz», в сентябре 1983-го сингл поднялся на четвёртую строчку хит-парада Billboard Hot 100, а позднее сам музыкант занял 53-е место в чарте VH1 «100 лучших артистов одного хита 1980-х». В песне помимо прочего использовались строки из таких произведений Ирвинга Берлина, как «Always», «White Christmas», «Alexander’s Ragtime Band», «There’s No Business Like Show Business», а также строка «Gotta Dance» из мюзикла Стенли Донена «Поющие под дождём».
В клипе на «Puttin’ on the Ritz» сам Taco исполнил степ, как дань уважения Фреду Астеру. Клип, однако, вызвал противоречивые мнения по поводу присутствовавших в видео танцоров с гримом в стиле «blackface». В версии, подвергнутой цензуре, образы «блэкфейсов» заменены фотографиями Гэри Купера, а во время исполнения чечётки показываются только ноги танцоров.
Puttin' on the Ritz.