Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

SMS Magdeburg (1911)

18-04-2023

«Магдебург»
SMS Magdeburg
Служба:  Германская империя
Класс и тип судна Лёгкий крейсер
Изготовитель AG Weser, Бремен, Германская империя
Строительство начато 1910 год
Спущен на воду 13 мая 1911 года
Введен в эксплуатацию 20 августа 1912 года
Выведен из состава флота 1914 год
Статус Захвачен и разобран
Основные характеристики
Водоизмещение 4550 т
Длина 138,7 м
Ширина 13,4 м
Высота 8,2 м
Осадка 4,4—5,16 м
Бронирование Броневой пояс — 60 мм;
палуба — горизонтальная поверхность 20…40 мм,
скосы 40…60 мм;
рубка — горизонтальные поверхности 20 мм,
вертикальные — 100 мм;
орудийные щиты — 50 мм
Двигатели 3 паровые турбины производства Bergmann Elektricitats-Werke
Мощность 33 500 л. с.
Движитель 3 трёхлопастных винта диаметром 2,75 м
Скорость хода 27,6 узлов
Дальность плавания 5820 морских миль на 12 узлах
Экипаж 373
Вооружение
Артиллерия 12 × 105 мм/45 орудий
Минно-торпедное вооружение 2 × 500 мм торпедных аппарата, 120 мин

Магдебург (нем. SMS Magdeburg (1911)) — лёгкий крейсер ВМС Германии периода Первой мировой войны.

Крейсер «Магдебург» был заложен компанией «Везер» на верфях в городе Бремен в 1910 году. Спуск на воду состоялся 13 мая 1911 года, введён в состав флота 20 августа 1912 года.

Содержание

Технические характеристики

Длина крейсера составляла 138,7 м (136 м по ватерлинии), ширина — 13,5 м, осадка — 5,1 м, водоизмещение — 4.550 т. На «Магдебурге» были установлены 12 скорострельных орудий калибром 105 мм и длиной в 45 калибров, два расположенных ниже ватерлинии 500 мм торпедных аппарата, а также зенитные орудия. Крейсер нёс 120 морских мин заграждения и устройства для их сброса. Численность команды составляла 373 человека.

Три турбины «Германия» общей мощностью 33500 л. с. и три винта позволяли развить скорость в 27,6 узлов. При полной загрузке в 1200 тонн угля и крейсерской скорости в 12 узлов «Магдебург» мог пройти 5820 морских миль.

Первая мировая война

После начала Первой мировой войны «Магдебург» действовал в Балтийском море. В течение первых недель войны крейсер осуществлял бомбардировки и постановку мин возле Либавы. В дальнейшем был послан в Финский залив, где 26 августа 1914 в тумане сел на камни у острова Оденхольм у северного побережья современной Эстонии. На выручку были посланы миноносец V-26 и крейсер Amazone, но попытки спасти корабль закончились неудачей, и вскоре он был захвачен русскими с подошедших крейсеров «Богатырь» и «Паллада». Немецкие суда успели снять часть экипажа, но затем были отогнаны огнем русских судов. При этом был поврежден и сам «Магдебург». В суматохе боя эвакуация была прервана, и документы не удалось забрать с севшего на мель судна.

Севший на мель «Магдебург». На фоне виден маяк острова Оденхольм

По уставу немецкого флота требовалось сжечь сигнальные книги в топке, но она оказалась затоплена забортной водой. Поэтому их пришлось выбросить за борт. Русское командование послало водолазов разыскать их, и после недолгих поисков их работа увенчалось успехом: книги лежали рядом с бортом корабля, у капитанского мостика. В кратком бою погибли 15 матросов «Магдебурга», а 56 человек во главе с корветтен-капитаном Хабенихтом сдались в плен русским морякам. Капитан корабля Хабенихт, увидев водолазов, понял, что сигнальные книги уже в руках русских. Впоследствии он содержался под усиленной стражей — необходимо было исключить для него возможность передать весть о захвате книг на родину.

Одна из трех захваченных сигнальных книг была вскоре передана британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского шифра Германии. Раскрытие шифра оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

Также с крейсера были сняты орудия, установленные потом на ряд малых кораблей Балтийского флота: канонерская лодка «Храбрый» получила шесть 105-мм пушек, сторожевой корабль «Ястреб» — две, а сторожевые корабли «Копчик» и «Коршун» — по одной.

Командиры корабля

Фрегаттенкапитан Генрих Рохардт Август — сентябрь 1912 года
Фрегаттенкапитан Вильгельм Мост Сентябрь 1912 года — февраль 1913 года
Фрегаттенкапитан/Капитан цур зее Густав-Юлиус Меркер Февраль 1913 года — март 1914 года
Корветтенкапитан Рихард Хабенихт Март-август 1914 года


Второй «Магдебург»

B 1916 году в Киле на верфи Howaldtswerke был заложен новый крейсер класса «Кёльн II» под номером 602, призванный заменить в строю погибший «Магдебург». 17 ноября 1917 г. ему было присвоено то же имя, но строительство к концу войны не было закончено, и недостроенный корабль пошел на слом: во-первых, Версальский договор ставил немецкий флот в очень жесткие рамки, а во-вторых, разоренной войной стране требовался металл, а средств на достройку крейсера не было. 17 ноября 1919 недостроенный корабль был исключен из военного флота, 28 октября 1921 года продан и в 1922 году разобран.

Ссылки

  • SMS Magedeburg
  • http://www.german-navy.de/hochseeflotte/ships/smallcruiser/magdeburg/index.html
  • http://www.kaiserliche-marine.de/

Источники

  • В царской Ставке. М.: Вече, 2008. — 272 с. ISBN 978-5-9533-3291-0
  • Емелин А. Ю., Бочаров А. А. Легенды крейсера «Магдебург» // Альманах «Цитадель». № 10, 2002, с. 33-44.
  • М. А. Партала. Рифы и мифы острова Оденсхольм: к истории захвата секретных документов германского флота на крейсере «Магдебург» в августе 1914 года
  • Gerhard Koop/Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903—1918, Bremen bis Cöln-Klasse, Band 12, Schiffsklassen und Schiffstypen der deutschen Marine, Bernard & Graefe Verlag München, 2004, ISBN 3-7637-6252-3
  • Matti E.Mäkelä: Das Geheimnis der «Magdeburg»:, Die Geschichte des Kleinen Kreuzers und die Bedeutung seiner Signalbücher im Ersten Weltkrieg, Bernard & Graefe Verlag Koblenz, 1984, ISBN 3-7637-5424-5
  • Gerhard Koop/Klaus-Peter Schmolke, Kleine Kreuzer 1903—1918, Bremen- bis Cöln-Klasse, Band 12 Schiffsklassen und Schiffstypen der deutschen Marine, Bernard & Graefe Verlag München, 2004, ISBN 3-7637-6252-3

SMS Magdeburg (1911).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06