10-08-2023
Назначение: | многоцелевой истребитель |
---|---|
Первый полёт: | 9 декабря 1988 года |
Принят на вооружение: | 1996 год |
Производитель: | Saab |
Всего построено: | 264 (2011 года) |
Характеристики | |
Экипаж: | 1-2 чел |
Макс. скорость: | 2126 км/ч |
Боевой радиус: | 800 км |
Практический потолок: | 15 000 м |
Размеры | |
Длина: | 14,1 м |
Высота: | 4,5 м |
Размах крыла: | 8,4 м |
Площадь крыла: | 25,54 м² |
Масса | |
Пустой: | 6620 кг |
Снаряжённый: | 8720 кг |
Макс. взлётная: | 14 000 кг |
Силовая установка | |
Двигатели: | Вольво Аэро RM12 |
Тяга (мощность): | 8160 [1] |
Вооружение | |
Стрелково-пушечное вооружение: | 1x27мм Mauser BK27 |
Кол-во точек подвески: | 7 |
Масса подвесных элементов: | 8000 кг |
Подвесные вооружения | УР «воздух—воздух» AIM-120 AMRAAM, «воздух—поверхность», противокорабельные ракеты СААБ RBS-15F, кассетные бомбы, бомбы с лазерным наведением |
Сааб JAS 39 «Грипен» (швед. Saab JAS 39 Gripen — грифон) — шведский многоцелевой истребитель четвёртого поколения[2], разработанный компаний СААБ Авионикс, JAS расшифровывается как Jakt- истребитель, Attack- штурмовик, Spaning — разведчик. С 1996 года состоит на вооружении ВВС Швеции; по состоянию на 2009 год эксплуатируется также ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиландом. 30 ноября 2011 года правительство Швейцарии объявило тендер на 22 истребителя. Saab оказался самым дешевым самолетов из всех участвовавших и выиграл в тендере у Rafale. Швейцария закупит 22 Saab Gripen на сумму 3,3 миллиарда долларов США.[3].
Содержание |
Концепция:
Многоцелевой истребитель Gripen создавался начиная с середины 1980-х годов для обороны своей страны — Швеция раньше других стран ощутила потребность в истребителе нового поколения, созданном на качественно новом уровне, который мог бы одновременно быть перехватчиком, разведчиком и ударным самолетом. В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый истребитель должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлёт, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.
Начало:
Финансирование по созданию истребителя началось в 1980 году, тактико-технические требования утверждены в 1981 году, и в 1982 году правительство Швеции приняло решение развернуть полномасштабную программу создания истребителя под названием JAS-39. В 1985 году начались испытания двигателя, 26 апреля 1987 состоялась выкатка первого опытного истребителя «39-1», и 9 декабря 1988 г. Gripen впервые поднялся в воздух.
Лётные испытания:
Первый лётный прототип «39-1» был утерян при посадке в 1989 г., второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 г., в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 г. в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР по программе были завершены в конце 1996 г — к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов.
Самолёт выполнен по аэродинамической схеме «Утка» со среднерасположенным треугольным крылом, планер самолёта создан с учётом снижения радиолокационной заметности и имеет один двухконтурный турбореактивный двигатель Volvo Aero RM-12, разработанный на базе General Electric F404.
На вооружении:
Самолёты компании Сааб АБ (Saab AB) | |
---|---|
Военные |
Saab 17 • Saab 18 • Saab 21 • Saab 21R • Saab 29 Tunnan • Saab 32 Lansen • Saab 35 Draken • Saab 36 • Saab 37 Viggen • Saab 38 • Saab JAS 39 Gripen • Saab 105 • Saab 210 • Saab MFI-15 Safari |
Пассажирские |
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Saab JAS 39 Gripen.