18-10-2023
U-234 | ||
---|---|---|
|
||
Капитуляция U-234, на переднем плане — экипаж USS Sutton | ||
История корабля | ||
Государство флага | Германия | |
Порт приписки | Киль | |
Спуск на воду | 23 декабря 1943 | |
Выведен из состава флота | 16 мая 1945 | |
Современный статус | капитулировала, позднее была затоплена | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | большая ДЭПЛ | |
Обозначение проекта | тип XB | |
Скорость (надводная) | 17 узлов | |
Скорость (подводная) | 7 узлов | |
Рабочая глубина погружения | ~220 м | |
Автономность плавания | 18 450 миль на 10 узлах, 93 мили на 4 узлах под водой | |
Экипаж | 48-60 человек | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 1763 т | |
Водоизмещение подводное | 2710 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 89,8 м | |
Ширина корпуса наиб. | 9,2 м | |
Высота | 10,2 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 4,71 м | |
Силовая установка | ||
Дизель-электрическая, | ||
Вооружение | ||
Артиллерия | орудие калибра 105 мм, 200 снарядов | |
Торпедно- минное вооружение |
66 мин SMA в 30 шахтах, 2 кормовых ТА, 15 торпед | |
ПВО | 1 x 3.5 cm Flak, 1 x 2 cm Flak | |
Изображения на Викискладе |
U-234 — немецкая подводная лодка типа XB времён Второй мировой войны. Проектировалась как подводный минный заградитель, но её единственной операцией оказалась попытка доставить секретный груз, включавший в себя большое количество оксида урана, в Японию.
Содержание |
U-234, как и другие подводные лодки типа X, проектировалась как подводный минный заградитель, но после потери U-233, германское командование отказалось от подобного использования и U-234 переоборудовали в грузовую подводную лодку дальнего действия, благо размеры подводных лодок типа X позволяли эффективно использовать их в таком качестве. Ещё во время строительства, в 1942 году, U-234 была повреждена авиабомбой.
25 марта, 1945 года U-234, под командованием капитан-лейтенанта Фелера, покинула порт приписки — Киль в направлении норвежского города Кристиансанна. На её борту находился груз секретных материалов, включая различную техническую документацию, прототипы новейших электрических торпед, два реактивных истребителя Me 262 в разобранном виде, управляемую ракету (самолет-снаряд) Henschel Hs 293, и груз оксида урана в свинцовых ящиках с надписью U-235 общим весом около 560 кг.[1]
Кроме того, на борту U-234 находилось несколько важных пассажиров, включая генерала люфтваффе Ульриха Кесслера, который должен был возглавить части люфтваффе, находящиеся в Токио, Хайнца Шлике — специалиста по радарным технологиям, и электронным помехам (позже рекрутированного США во время операции «Пейперклип» (англ. Operation Paperclip) (англ. Paperclip - Скрепка), Августа Брингевальде — одного из ведущих специалистов по реактивным истребителям в Мессершмитт и других экспертов. Также на борту были два японских офицера — Хидэо Томонага и Гэндзо Сэйи, которые с 1943 года перенимали опыт в Германии.
На Балтике U-234 случайно столкнулась с другой подводной лодкой, из-за чего задержалась в Норвегии для ремонта. 16 апреля 1945 года U-234 отплыла из Норвегии в Японию. Избегая любого контакта с противником, U-234 две недели шла на перископной глубине.
10 мая 1945 года Фелер получил радиосообщение о капитуляции Вермахта, а также приказ Дёница всем подводным лодкам прекратить военные операции и вернуться в свои порты либо сдаться ближайшим военным кораблям союзников. Феллер, думая что это какая-то уловка, связался с другой подводной лодкой (U-873), которая подтвердила приказ о капитуляции.
Фелер решил сдаться американскому флоту и изменил курс на Ньюпорт-Ньюс. Не желая сдаваться в плен, японские офицеры на борту покончили с собой при помощи большой дозы снотворного и были похоронены в море. 14 мая 1945 года, USS Sutton, один из двух эсминцев, высланных навстречу U-234, перехватил подводную лодку в районе Большой Ньюфаундлендской банки и отвёл её в Портсмут, где уже находились сдавшиеся ранее U-805, U-873, и U-1228.
Тот факт, что на захваченной подводной лодке находятся довольно высокопоставленные пассажиры, быстро стал достоянием общественности, несмотря на строгую секретность. Правда, сведения о секретном грузе всё же удалось скрыть от нахлынувших в порт журналистов. Груз был переправлен в Вашингтон для дальнейшего изучения.
20 ноября 1947 года U-234 последний раз вышла в море, как цель для торпедных испытаний. После попадания торпеды подводная лодка затонула недалеко от полуострова Кейп-Код.
Немецкие подводные лодки типа X | |
---|---|
Тип XB: |
|
U-234.