Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Zemag Zeitz

17-10-2023

Zemag Zeitz
Тип

GmbH (до 1990 VEB)

Год основания

1855, 1857 (точно не установлено)

Упразднена

2004

Причина упразднения

банкротство

Расположение

 Германия: г. Цайц

Отрасль

Машиностроение, Производители кранов

Продукция

Гусеничные краны, экскаваторы, фабрики буроугольного брикета и прессы, соледробильные фабрики, саморазгружающиеся вагоны, дробилки, мельницы

«Zemag Zeitz» — немецкая компания, производившая грузоподъёмную технику, вагоны, а также оборудование для соляной и угольной отраслей. Существовала в период с 1860-х годов до декабря 2004 года.

Содержание

История

1954—1990. Эпоха ГДР

C 1945 года по 1954 год завод являлся собственностью СССР и работал в качестве советского акционерного общества.

В 1954 году в связи с образованием государства ГДР руководством советской военной администрации завод был передан Народному предприятию (VEB) нем. Zemag Zeitz. В начале 1950-х и до 1960-х годов предприятие Zemag Zeitz, в основном, занималось производством фабрик готового угольного брикета под маркой BF. В начале 1960-х годов заводом разработана, а с 1962 года серийно начала изготавливаться первая модель экскаваторов, UB-162.

В 1966 году завод совместно с ВКТИ Минмонтажстроя СССР проводит совместную разработку первой модели дизель-электрического крана на гусеничном ходу RDK 25, унифицированного узлами с советским гусеничным краном МКГ 25. Новый кран существенно отличался от отечественного МКГ 25 собственным ходовым многомоторным устройством. Проводятся испытания первых 12 штук, серийное производство начинается в том же году с крана под № 0013 и ведётся вплоть до 1972 года. С 1972 года выпуск базового RDK 25 прекращён, начат серийный выпуск первой его модификации — RDK 250-1. Первый кран этой серии имеет заводской номер № 1390.

В 1960-х годах завод входит в Объединение Народных Предприятий VVB TAKRAF.

В 1989 году появилась очередная модель крана из серии «RDK», RDK 400.

Всего за свою историю в составе VVB TAKRAF Zemag Zeitz было произведено более 15000 гусеничных кранов RDK и 3900 экскаваторов UB[1].

Приватизация Zemag

  • В процессе объединения Германии (c 3.10.90), «Опекунский Совет ФРГ по собственности бывшей ГДР» в 1990 году передал завод в руки новой частной фирме ООО «Zemag».
  • Произведённые краны марки RDK после разделения TAKRAF и Zemag Zeitz стали называться Zemag RDK, произведённые до раздела — TAKRAF RDK.
  • Производством экскаваторов марки UB в объединённой Германии стала заниматься компания Nobas Nordhausen (под маркой Nobas[2]).
  • К 1996 году все краны RDK, заказанные компании, были изготовлены и доставлены заказчикам[3].

Банкротство

31 декабря 2004 года бывший индустриальный гигант, имевший во времена ГДР несколько тысяч рабочих мест, с более чем 100-летней историей, оказался в глубоком кризисе и после многочисленных неудачных попыток выйти из него и после смены десятка владельцев объявил о своём закрытии. На улице оказались 85 человек[1].

Деятельность

Продукция

Краны ADK

Автокраны ADK в основном использовались в ГДР, некоторые модели небольших в количествах поставлялись в страны СЭВ.

Базовые модели кранов «ADK»
  • серия ADK 125
  • серия ADK 70-0
  • серия ADK 170-0
  • серия ADK 250
  • серия ADK 200T
  • серия ADK 1000 (в рамках сотрудничества TAKRAF и польского завода тяжёлого машиностроения BUMAR)
Модификации кранов «ADK»
  • серия ADK 250-1
  • серия ADK 200T-1

Краны RDK

RDK 500 на Лейпцигской ярмарке '84
Базовые модели кранов «RDK»
Модель Начало выпуска Конец производства Завод. № (первый) Завод. № (последний)
RDK 25 1966 год 1972 год 0013 1389
RDK 280 1975 год 1977 год 1001 1439
RDK 300 1982 год 1988 год 2998 3516
RDK 350, RDK 350U ограниченная серия изготовлены только «тестовые» экземпляры
RDK 400 1989 год 1990 год 000 122
RDK 500 1984 год 1986 год 001 102
RDK 630 1988 год 1990 год 5100 5165
RDK 800 1989—1990: изучение спроса проект не состоялся
RDK 1600 1987—1988: изучение спроса проект не состоялся
Модификации кранов «RDK»
Модель Начало выпуска Конец производства Завод. № (первый) Завод. № (последний)
RDK 250-1 1972 год 1980 год 1390 6009
RDK 250-2 1980 год 1988 год 6010 12049
RDK 250-3 1988 год 3.1990 год 12050 13448
RDK 250-4 Polar 1990 год — 1991 год специальный заказ, 6 штук, версия ХЛ (для северных районов с t до -60 °C)
RDK 280-1 1978 год 1981 год 1440
RDK 300-1 1987 год 1990 год 3516 4073
RDK 500-1 1987 год 1987 год 103 154
RDK 580 1989 год 1991 год 5166 5166
RDK 630-1 1989 год 1991 год 5167 5168

Экскаваторы UB

Экскаватор UB 162 и советский трактор Т-100. Fotothek
  • Эскаваторы (на гусеничном и пневмоколёсном ходу) и краны на их базе (на гусеничном ходу) под маркой UB (нем. Universal Bagger — универсальный экскаватор)[5];

Оборудование для угольной отрасли

  • Фабрики, мельницы, прессы, дробилки, а также другое оборудование для бурого угля.

Оборудование для «соляной» отрасли

  • Соледробильные фабрики.

Саморазгружающиеся вагоны

  • Саморазгружающиеся вагоны.

Экспорт «RDK»

Кроме ГДР, краны RDK специально производились и поставлялись ещё для 16 стран: СССР, Чехословакия, Румыния,Венгрия, Польша, Марокко, КНР, Демократическая Республика Афганистан, Мозамбик, Колумбия, Заир, Сирия, СФРЮ, Австрия, Вьетнам, Гуайана[3].

Служба Импорта-Экспорта TAKRAF (подразделение TAKRAF Export-Import Außenhandel Berlin) для поставок своей продукции на территорию СССР использовала критерий — «для рынка СССР» (согласно действовавшим в те поры положениям регулирующих органов СССР — Госгортехнадзор СССР; соответствия принятым в стране требованиям по грузоподъёмности; потребности в тех или иных механизмах; а также использование некоторых узлов, сделанных в СССР — к примеру, двигателей и дизель-электростанций), в противном случае использовался другой критерий — «для рынков, кроме СССР» (с использованием требований и/или узлов, производившихся в других странах — например, Чехословацких двигателей).

Со стороны СССР, принимавшей организацией выступало Всесоюзное Объединение Машиноимпорт, г. Москва. Термину «для рынка СССР» соответствовали краны (и их модификации):

  • грузоподъёмностью 25 т: RDK 25, RDK 250-1, RDK 250-2, RDK 250-3, RDK 250-4 Polar;
  • грузоподъёмностью 40 т: RDK 400
  • грузоподъёмностью 58 т: RDK 580 (адаптированный «для рынка СССР» кран RDK 630).

Все остальные краны (грузоподъёмностью 28, 30, 50 и 63 т) были предназначены «для рынков, кроме СССР».

Примечания

  1. ↑ Bagger, Krane, Braunkohlenveredelung und Kaligranulierung  (нем.). Gerd Lintzmeyer (6 июня 2010). Архивировано из первоисточника 27 апреля 2012.
  2. Der Baggerbau im ehemaligen VEB Schwermaschinenbau Nobas Nordhausen — Home.arcor.de
  3. ↑ Die technische Entwicklung des Raupendrehkranbau im ehemaligem VEB Zemag Zeitz  (нем.). Gerd Lintzmeyer. Архивировано из первоисточника 27 апреля 2012.
  4. Die technische Entwicklung des Autodrehkranbau im ehemaligem VEB Zemag Zeitz  (нем.). Gerd Lintzmeyer (06 июня 2010). Архивировано из первоисточника 27 апреля 2012.
  5. Die technische Entwicklung des Seil-Baggerbau im ehemaligem VEB Zemag Zeitz  (нем.). Gerd Lintzmeyer (06 июня 2010). Архивировано из первоисточника 27 апреля 2012.

Ссылки

  • Zemag Zeitz (de)

Zemag Zeitz.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06