19-10-2023
Шахдагские народы (азерб. Şahdağ xalqları), шахдагцы (азерб. şahdağlılar) — общее название нескольких народностей на северо-востоке Азербайджана, объединяемых общностью происхождения, истории и территории расселения. Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Языки шахдагцев — крызский, будухский и хиналугский — входят в нахско-дагестанскую группу северокавказской языковой семьи.
Шахдагцы — жители и уроженцы высокогорных селений Алык (азерб. Əlik), Будуг (азерб. Buduq), Джек (азерб. Cek), Хапут (азерб. Haput), Крыз (азерб. Qrız), Ергюдж (азерб. Yerguc) и Хыналыг (азерб. Xınalıq), расположенных в районе горы Шахдаг. Их считают потомками населения древней Кавказской Албании. К настоящему времени численность уроженцев шахдагской зоны и их потомков, компактно проживающих за её пределами, значительно превышает число жителей высокогорных селений.
Содержание |
В большинстве современных источников указывается, что в состав «Шахдагской группы» входят три малых народа[3][4][5][6][7][8][9] — хиналугцы, будухцы и крызы. При этом в конце XIX — первой половине XX вв. в качестве самостоятельных народов со своими самостоятельными языками рассматривались[10][11] собственно крызы (жители и уроженцы селения Крыз), алыкцы, джекцы (джеки)[12][13][14][15][16], гапутлинцы (хапутлинцы, хапуты)[12][17][18] и ергюджцы[19] — этнические группы, именуемые по названиям своих родовых селений и считающиеся в наши дни субэтносами крызского народа.
Вероисповедание — мусульмане-сунниты. Ислам в этот регион принесли в VIII в. арабские завоеватели. До сих пор, однако, среди шахдагцев сохраняются остатки прежних языческих верований и обрядов.
В средние века шахдагский регион входил в Шемахинское, а с конца XVIII в. — в Кубинское ханство, вместе с которым в начале XIX в. он вошёл в состав Российской империи. Первые письменные свидетельства о шахдагских народах были оставлены русским офицером немецкого происхождения И. Гербером, участником Персидского похода Петра I (1722—1723). Во второй половине XIX в. этнографические материалы, в том числе касающиеся и этих народов, были собраны и опубликованы Н. К. Зейдлицем.
Фотографии представителей шахдагских народов, помещённые в этой статье, были сделаны в 1880 году известным фотографом Д. И. Ермаковым[20][21][22].
Самоназвание — хърыцӏаь .
Жители, уроженцы и потомки населения высокогорных селений Крыз (азерб. Qrız), Алык (азерб. Əlik), Джек (азерб. Cek), Хапут (азерб. Haput) и Ергюдж. Компактно проживают на территории Кубинского, Исмаиллинского, Кусарского, Хачмасского, Зардобского, Габалинского районов, в городах Баку, Сумгаит, Куба, Исмаиллы. Исследователи сходятся во мнении, что древнейшим известным населённым пунктом крызов было селение Крыз, из которого в своё время отселились предки нынешних джекцев, алыкцев и хапутлинцев[3][23].
В 1860-е — 1880-е гг. увеличение горского населения, начавшийся распад больших патриархальных семей, а также начало интенсивного разведения марены, превратившейся в одну из основных статей местного экспорта, привели к миграции части горцев (прежде всего крызов и лезгин) на равнину, в Мюшкюрский магал — область на севере Кубинского уезда с неблагоприятным влажным жарким климатом, где значительные территории расчищались и обрабатывались под марену и чалтык. К 1880-м годам Мюшкюр уже представлял собой густо населённую территорию. Там, где ранее были лишь зимние помещения для скота и землянки для пастухов, появились новые сёла и сады. Из 58 крызских отсёлков тридцать пять были созданы переселенцами из селения Крыз, двадцать три — из селения Джек. В тот же период свои отсёлки создавали и выходцы из селения Хапут (см. ниже). Общая численность крызского населения в горных и равнинных селениях Бакинской и Елизаветпольской губерний к концу XIX века составляла ок. 8,5 тыс.[3]
В ходе Всесоюзной переписи 1926 года было зафиксировано 2600 крызов[3][6]. Согласно опубликованным результатам переписи 1959 года, в СССР было зарегистрировано 273 крыза[24], хотя в ряде источников указывается, что крызы не показывались отдельной строкой в переписях населения уже начиная с 1959 года[6][25]. В середине 1960-х гг. языковед Ю. Д. Дешериев приводил две существенно различающиеся оценки численности крызов — 4-5 тыс.[26] и более 7 тыс.[27]. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. численность крызов оценивалась в 6-8 тысяч[28]. Согласно переписи населения Азербайджана 2009 года, было зафиксировано 4400 крызов[29].
Самоназвание — джеклинцах или джеклы (азерб. Ceklilər).
Жители или уроженцы горного селения Джек Кубинского района Азербайджана. В настоящее время здесь проживает около 300 жителей. В быту используют джекский диалект крызского языка. Большинство жителей также владеет азербайджанским языком[28].
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, издававшемся в конце XIX — начале XX веков, джекцы упоминались наряду с хиналугцами, крызцами и будугцами как одна из народностей, населявших Кубинский уезд[30]. Согласно приводившимся данным, джекцы были из этих четырёх народностей наиболее многочисленными, составляя 4,2 % от общей численности населения уезда, достигавшей 175 тыс. человек (см. также ниже раздел «Расселение шахдагцев на конец XIX века»). Немецкий этнограф Р. Эркерт в сопоставительном словнике кавказских языков 1895 г. привёл 535 «джекских» слов и около 60 фраз, а также дал краткую грамматическую характеристику языка[31].
Согласно результатам Всесоюзной переписи 1926 года, лишь 607 человек были записаны как джеки[32], при этом к джекам были отнесены и пять крызов и двенадцать хапутов (хапутлинцев)[33]. В более поздних переписях упоминания о джеках (джекцах) отсутствуют.
Ещё в 1930-е гг. российский и советский филолог и кавказовед Н. Марр выделял джекский язык как самостоятельный, причисляя его к лезгинской группе восточной (дагестанской) ветви северо-кавказских языков[34].
В дальнейшем, однако, язык джекцев, наравне с языками жителей других горных селений Шахдага — хапутлинцев, алыкцев, ергюджцев, — стал рассматриваться как локальный диалект (говор) крызского языка[35][36], а сам джекский язык с 1950-х — 1960-х гг. всё чаще стал именоваться крызским[37] (иногда встречается двойное название — крызский (джекский) язык[38]).
Самоназвание — герад[39] (азерб. haputlular, hapıtlar[40])
Жители, уроженцы и потомки населения высокогорного селения Хапут (азерб. Hapit) Кубинского района Азербайджана.
В 1860-е — 1880-е гг. увеличение горского населения и начавшийся распад больших патриархальных семей привели к миграции части горцев на равнину. В частности, это в значительной мере затронуло жителей селения Хапут. Хапутами (хапутлинцами) было создано несколько отсёлков в южной части Кубинского уезда, в Геокчайском и Шемахинском уездах Бакинской губернии, Нухинском уезде Елизаветпольской губернии. В 1880-е годы в хапутлинских селениях Мюшкюрской равнины было переписано 1433 хапутов, в Геокчайском и Шемахинском уездах — 710[3].
В настоящее время хапутлинцы проживают, в частности, в городе Исмаиллы и трёх сёлах Исмаиллинского района Азербайджана — Хапутлы (азерб. Hapıtlı), Моллаисахлы (азерб. Mollaisaqlı) и Гаджигатемлы (азерб. Hacıhǝtǝmli), где они составляют большинство по отношению к азербайджанскому населению и по своей численности намного превышают число хапутлинцев, остающихся в Хапуте (примерно 70 семей, ок. 700 человек). Жители этих сёл, основанных выходцами из Хапута в начале XX века, как отмечается в исследовании 2001 года, фактически утратили связи со своей исторической родиной. Значительное число жителей Моллаисахлы и Гаджигатемлы продолжает пользоваться крызским языком (чаще всего называя его хапутским), тогда как жители Хапутлы перешли на азербайджанский. Более удобное расположение сёл недалеко от районного центра и наличие транспортных коммуникаций способствует более тесному общению хапутлинцев с окружающим азербайджанским населением[28].
Жители или уроженцы горного селения Алык Кубинского района Азербайджана. В настоящее время в селении имеется ок. 50 домов и проживает ок. 300 жителей. Говорят на алыкском диалекте крызского языка, большинство также владеет азербайджанским языком[28].
В 2004 году французский кавказовед Жиль Отье (фр. Giles Authier) защитил в Университете Париж VII докторскую диссертацию по описанию крызского языка. В 2009 году в Париже была опубликована его грамматика алыкского диалекта крызского языка (на французском языке)[41].
Уроженцы горного селения Ергюдж Кубинского района Азербайджана. В быту использовали крызско-ергюджский диалект крызского языка. К настоящему времени селение полностью покинуто жителями, которые перебрались в соседние селения и в равнинные районы республики[42].
Живут в высокогорном селении Хыналыг и частично в селении Владимировка Кубинского района Азербайджана. Общая численность — ок. 3 тыс. человек.
Говорят на хиналугском языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Распространены также азербайджанский и лезгинский языки.
Согласно результатам Всесоюзной переписи 1926 года, в Азербайджане было зафиксировано 105 хиналугов[32]. По переписи населения Азербайджана 2009 года в стране проживало 2,200 хиналугцев[29]
Языки шахдагских народов относятся к нахско-дагестанской (восточно-кавказской) языковой семье. Крызский и будухский языки близки между собой и принадлежат к лезгинской языковой ветви. Что касается хиналугского, то он занимает особое место и в настоящее время рассматривается как отдельная ветвь нахско-дагестанских языков[43][44][45].
Ещё В. Ф. Миллер писал:
К разряду народцев, ближайшее лингвистическое родство которых с другими восточно-горскими народами неизвестно, относятся еще: капучинцы в среднем Дагестане; крызцы, джекцы, будугцы и хиналугцы (названные так по названиям аулов). Джекцы, крызцы и будугцы (в Бакинской губ.), по показаниям туземцев, говорят наречиями кюринского <то есть лезгинского> языка; хиналугцы же, по отзывам кюринцев, говорят особым, непонятным для них наречием.[46]
Для большинства шахдагцев (особенно проживающих за пределами шахдагской зоны) характерно двуязычие, при этом использование родных языков ограничивается в основном бытовой сферой[28][25]. Ещё в XVIII веке И. Гербер отмечал двуязычие среди шахдагских народов: «Каждый из них разумеет татарский язык (то есть азербайджанский)…, а особенно те, которые живут в Будухе и Алике…»[47]. Отмечались случаи, когда азербайджанский язык становился единственным языком для жителей некоторых шахдагских селений. Так, по данным 1886 г., в хапутских селениях Байрам-Кѐвхали, Саркер-Али, Майлясы, Ханалых «домашним» языком был назван азербайджанский[48].
В 2007 году была создана письменность для хиналугского языка на основе латинской графики.
Этнические общности, входящие в шахдагскую группу, являются в какой-то мере изолятами. В своё время языки этих народов длительное время находились под влиянием лезгинского. Из-за обилия лезгинизмов в хиналугском языке его причисляли долгое время к лезгинским языкам, пока не были выявлены большие расхождения в базисной лексике. В языках шахдагских народов также много поздних лексических и фонетических заимствований из азербайджанского языка, который в настоящее время активно функционирует в среде хиналугского, крызского и будугского народов. Кроме того, в быту, хозяйстве, как и в соционормативной культуре этих этнических общностей, наблюдается значительное влияние азербайджанской культурной традиции.
Селения шахдагских народов относятся к числу наиболее труднодоступных на Кавказе, находятся в высокогорной полосе, в альпийской зоне. Эти места славятся прекрасными горными пастбищами и сенокосами, и животноводство всегда было и сейчас остаётся основным их занятием. Разводят в основном овец лезгинской породы, а также коров и лошадей; применяется отгонно-пастбищное скотоводство.
Земледелие имеет подсобное значение (пшеница и ячмень), на склонах гор устраивают террасы. Садоводство, огородничество развиты незначительно. Из домашних промыслов известны вязание шерстяных носков, изготовление ковров и паласов, в прошлом ткали грубошёрстную ткань.
Традиционные селения — скученные, террасообразные, отличались плотностью застройки, имелась одна главная улица и узкие проходы между домами. Сохранялось деление на кварталы по признаку кровного родства.
Жилища строились из сырцового кирпича и камня, с плоской земляной крышей, двухэтажные.
Мужская одежда будухцев, хыналыгцев, крызов почти не отличается от одежды их соседей — азербайджанцев. Женская одежда сохранила некоторую специфику (суконные штаны, бязевая рубаха, короткий архалыг из чёрной хлопчатобумажной материи, фартук, чутка — закрывающий волосы головной убор, шаль); праздничная одежда включала шёлковую юбку, бархатный архалыг и множество украшений.
В пище шахдагских народов преобладают молочные продукты, крупяные и мучные блюда; мясные блюда относятся в основном к праздничным (кебаб, бозартма и др.)
Народы шахдагской группы исповедуют ислам суннитского толка, сохраняются и пережитки доисламских верований. Долгое время у них преобладали эндогамные браки, заключавшиеся внутри своего села и обычно в своей родственной группе. Особой красотой отличается свадебная обрядность. Значительная часть фольклорных произведений этих народов существует на азербайджанском языке[7].
хиналугцы | гапутлинцы | джекцы | крызцы | будугцы | все шахдагцы | |
---|---|---|---|---|---|---|
Бакинская губерния | 2 167 (0,3 %) |
1 078 (0,2 %) |
7 403 (1,0 %) |
2 027 (0,3 %) |
2 625 (0,4 %) |
15 300 (2,1 %) |
Гёкчайский уезд, в том числе | - | 1 078 (1,4 %) |
- | - | - | 1 078 (1,4 %) |
Лагичский участок | - | 1 078 (3,0 %) |
- | - | - | 1 078 (3,0 %) |
Кубинский уезд, в том числе | 2 167 (1,2 %) |
- | 7 403 (4,3 %) |
2 027 (1,2 %) |
2 625 (1,5 %) |
14 222 (8,2 %) |
Кусарский участок | - | - | 1 (0,1 %) |
- | - | 1 (0,1 %) |
Кубинский участок | 2 167 (4,1 %) |
- | 4 646 (8,7 %) |
- | 2 625 (4,9 %) |
9 438 (17,7 %) |
Дивичинский участок | - | - | 187 (0,5 %) |
56 (0,1 %) |
- | 243 (0,6 %) |
Мюшкюрский участок | - | - | 2 565 (14,3 %) |
1 971 (11,0 %) |
- | 4 536 (25,3 %) |
временно проживающие в Кубинском уезде | - | - | 4 (0,2 %) |
- | - | 4 (0,2 %) |
/Источник - Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлечённых из посемейных списков 1886 года, г. Тифлис, 1893/
Шахдагские народы | |
---|---|
Шахдагские народы | будухи • крызы • хиналугцы |
Нахско-дагестанские народы | |
---|---|
Аваро-андо-цезские народы | аварцы • андийцы • ахвахцы • багулалы • бежтинцы • ботлихцы • гинухцы • годоберинцы • гунзибцы • каратинцы • тиндинцы • хваршины • чамалинцы • цезы (дидойцы) |
Лезгинские народы | агулы • арчинцы • будухцы • крызы • лезгины • рутульцы • табасараны • удины • хиналугцы • цахуры |
Даргинские народы | даргинцы • кайтагцы • кубачинцы |
Лакцы | лакцы |
Нахские народы (вайнахи) | аккинцы • бацбийцы • двалы? • галгай/ингуши • орстхойцы/карабулаки • нохчий/чечнцы (кистинцы, малхистинцы) |
Алыкцы.