20-09-2023
Дидойцы (цезы) | |
Самоназвание |
цIунтIал, дидо |
---|---|
Современный ареал расселения и численность | |
Всего: около 16 000 чел.
Грузия: |
|
Язык | |
Религия | |
Родственные народы |
грузины аварцы, андийцы |
Дидойцы (дидои), цезы, цунтинцы (самоназвания — орлы, цIунтIал, дидо) — цезский народ в России, один из коренных малочисленных народов юго-западного Дагестана, проживающий в Цунтинском районе республики. Проживают также в Грузии. Часть исследователей считает дидойцев субэтнической группой аварцев. Говорят на цезском (дидойском) языке. Распространены также русский, аварский и чеченский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие — мусульмане-сунниты.
Содержание |
На территории Дагестана дидойцы составляют основное население Цунтинского района (см. также Дидоэтия), а также проживают в сёлах Цумадинского района — Хушет, Хваршини, Цихалах — и в селении Выше-Таловка Кизлярского района. Дидойцы составляют часть населения сёл Кироваул, Стальское, Комсомольское Кизилюртовского района и Муцалаул Хасавюртовского района.
В сочинениях античных авторов Плиния Старшего (I век) и Клавдия Птолемея (II век) дидойцы (дидури) упоминаются как племя на Кавказе. Под этим названием известна (до середины XI века) конфедерация союзов сельских общин, включавшая многие горские народы Западного Дагестана. С конца XV века дидойцы — чисто этническое понятие.
Также, Дидо упоминается как одно из нахских племён, которое входило в союз аланов[5].
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называет дидойцев обществом лезгинского племени в Нагорном Дагестане[6]. В 1857 году генерал И. А. Вревский предпринял две экспедиции против непокорных дидойцев. В следующем году он снова выступил туда и, разорив до основания горские аулы, взял штурмом три каменных укрепления с орудиями. В литературном и общественно-политическом журнале «Отечественные записки» от 1859 года приводится такое описание действий русских войск:
Принявший начальство над отрядом полковник Карганов, по приказанию генерала Вревского, предпринял поход в Дидо, с целью разорить там жилища горцев и тем кончить военные действия 1858 года. Не вдаваясь в подробное описание этой экспедиции, скажем только, что весь поход этот продолжался с 23 по 30 августа. В течение одной недели дидойское общество, житница всего Анкратского Союза, обращена была в груду камней и пепла: 23 аула, все хлеба и посевы были совершенно истреблены. Семейства дидойцев, скитавшиеся в течение трех месяцев в лесах и ущельях и претерпевшие все возможные лишения, нашли в своих аулах одни только дымящиеся развалины. Дидойцы, лишившись своих жилищ, имущества и всех посевов, понесли весьма значительную потерю убитыми и ранеными. Более тысячи душ перешло в наши пределы, а остальные или должны прибегнуть к защите нашего правительства, или же оставить вовсе вековые свои жилища и выселиться вглубь Дагестана[7].
ЭСБЭ даёт краткую историю:
Дидойцы были вполне независимы до 1858 г., когда отряд генерал-лейтенанта барона Вревского заставил их подчиниться русской власти и часть их была выселена в Кахетию. В 1859 г. они окончательно изъявили покорность России, выслав к главнокомандующему депутацию. [6].
По переписи 1926 года в СССР проживало 3276 дидоев (то есть дидойцев/цезов)[8]. В последующих переписях населения СССР дидойцы не выделялись как этническая группа, а учитывались в составе аварцев.
В 1944 году, после депортации чеченцев и упразднения Чечено-Ингушской АССР, практически все дидойцы были переселены из Цунтинского района в присоединённый к Дагестану Веденский район[9][10], причём во время депортации, по разным данным, от 50 до 70 % дидойцев умерли от малярии, голода и холода[10]. После реабилитации чеченцев и ингушей в 1957 году переселенцы были возвращены обратно в Дагестан.
По переписи 2002 года, в России проживало 15 256 дидойцев, которые были учтены как этническая группа в составе аварцев[11]. Перепись 2010 года зафиксировала в стране 11,683 дидойца[1].
Говорят на дидойском (цезском) языке, который относится к цезской подгруппе аваро-андо-цезской ветви нахско-дагестанской языковой семьи. Наиболее близок к гинухскому языку[9]. В 1993 году был издан цезский букварь[9].
ЭСБЭ так описывал быт цезов:
Дидойцы живут бедно (другие дагестанские народы называют их иногда «цунта» — оборванцы); занимаются по преимуществу скотоводством; в летние месяцы пасут свой скот на самых высоких местах вблизи вечных снегов. Охота за турами — их излюбленное развлечение[6].
Традиционные занятия: отгонное животноводство, главным образом овцеводство; пашенное земледелие (ячмень, рожь, пшеница, овёс, полба, бобовые, с конца XIX века — кукуруза, картофель). Было развито сукноделие, выработка кож и овчины, кузнечное ремесло, выделка деревянной утвари. Распространены отхожие промыслы. В советский период значительно увеличены площади под зерновые, получили развитие садоводство и овощеводство, главным образом на Кумыкской плоскости, куда переселилась часть дидойцев. На аварском и цезском языках передаются пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, плачи, колыбельные и др. Характерны увеселительные собрания по половозрастному принципу в осенне-зимний период. Сохранились пережитки культов земли, неба, светил, огня, гор, рек, лесов, родников и др., анимистических, тотемических представлений, веры в магию и т. д., верований, связанных с культом Белого камня. Дидойцы были организованы в общины-джамааты, характерны кровнородственные союзы — тухумы. Преобладала малая семья, до 40-х годов XX века бытовали формы неразделённой семьи. Селения ступенчато-кучевые, укреплялись боевыми башнями. Основной тип жилища — прямоугольное в плане двух- и трёхэтажное каменное строение, первые этажи — хозяйственные службы, верхний этаж — жильё. Открытые лоджии с XIX века заменяются галереями. Крыши плоские, земляные, у отдельно стоящих домов и хозяйственных построек — двускатные.
Традиционная одежда общедагестанского типа, у мужчин: рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные шерстяные сапоги, обувь из сыромятной кожи, хрома, войлока, дерева и др. Голову брили, носили усы и бороду. Женская одежда: туникообразные платья-рубахи, штаны, чепец-накосник, шерстяные и шёлковые платки, шали, та же обувь, что и у мужчин. До первых десятилетий XX века мужчины и женщины зимой иногда носили штаны и рубахи из овчины мехом вовнутрь. Женские украшения из серебра: серьги, кольца, браслеты, налобные, нагрудные и др.
Традиционная пища мучная и мясо-молочная.
Нахско-дагестанские народы | |
---|---|
Аваро-андо-цезские народы | аварцы • андийцы • ахвахцы • багулалы • бежтинцы • ботлихцы • гинухцы • годоберинцы • гунзибцы • каратинцы • тиндинцы • хваршины • чамалинцы • цезы (дидойцы) |
Лезгинские народы | агулы • арчинцы • будухцы • крызы • лезгины • рутульцы • табасараны • удины • хиналугцы • цахуры |
Даргинские народы | даргинцы • кайтагцы • кубачинцы |
Лакцы | лакцы |
Нахские народы (вайнахи) | аккинцы • бацбийцы • двалы? • галгай/ингуши • орстхойцы/карабулаки • нохчий/чечнцы (кистинцы, малхистинцы) |
Цезы.