23-04-2023
Анна Каренина | |
Анна Каренина | |
Композитор | |
---|---|
Автор либретто | |
Источник сюжета | |
Хореограф |
Наталья Рыженко, Виктор Смирнов-Голованов и Майя Плисецкая |
Дирижёр-постановщик | |
Сценография | |
Количество действий |
3 |
Год создания | |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
Анна Каренина — балет в трёх актах Родиона Щедрина. Либретто Бориса Львова-Анохина по роману Льва Толстого «Анна Каренина»[1].
Содержание |
Идея создания этого балета появилась у Майи Плисецкой ещё в 1967 году, когда она снималась в художественной фильме «Анна Каренина». Музыку к фильму написал Родион Щедрин. Балерина вспоминала:
«На съёмках драматического фильм „Анна Каренина“, в котором я выступила в роли княгини Бетси Тверской, мысль о хореографическом воплощении толстовского романа стала ясно витать в воздухе… Музыка, которую Щедрин написал к фильму, была театральна и пластична. Её можно было танцевать… Почти все съёмки фильма шёл мой внутренний диспут с режиссёром фильма. В довершение и Щедрин в пух и прах разругался с Зархи: тот безбожно искромсал музыку.
— Будем делать балет. Совершенно по-своему…»— Майя Плисецкая[2]
Изначально балерина не планировала ставить балет сама. Первым хореографом, к которому она обратилась был Игорь Бельский. Следующими кандидатами стали Наталья Касаткина и Владимир Василёв, их интерпретация показалась Плисецкой слишком радикальной и она решила ставить балет сама. Она обратилась за советом к Валентину Плучеку, который порекомендовал привлечь в качестве либреттиста Бориса Львова-Анохина, в качестве художника — Валерия Левенталя. Ему же принадлежала идея разграничить постановочный процесс — самой Плисецкой сосредоточиться на линиях Анны, Вронского и Каренина, а массовые сцены отдать помощникам. Ими стали танцовщики Большого театра Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов, уже ярко заявившие о себе как постановщики нескольких телевизионных фильмов-балетов.
Осенью 1971 года года в Бетховенском зале Большого театра Родион Щедрин играл для художественного совета музыку будущего балета, а Плисецкая и Львов-Анохин объясняли замысел постановки:
«Задача воплощения образов Л. Н. Толстого на балетной сцене необычайно трудна. Как сочетать неизбежную условность хореографического театра с поразительным реализмом толстовской прозы?
Тем не менее мы знаем гениальный эксперимент, который совершил Сергей Прокофьев, создав замечательную оперу „Война и мир“, а ведь опера не менее условна, чем балет.
Внимательно перечитывая „Анну Каренину“, можно обнаружить, что могучий реализм Толстого становится „реализмом отточенным до символа“ (выражение Вл. И. Немировича-Данченко), а это уже область, доступная поэтике хореографического искусства.»— Борис Львов-Анохин[3]
После первого оркестрового прогона на котором присутствовали чиновники из Министерства культуры СССР, по неофициальному распоряжению министра культуры Е. А. Фурцевой репетиции балета были приостановлены — фактически спектакль был закрыт. Но Плисецкая и Щедрин обратились за поддержкой к Секретарю ЦК КПСС П. Н. Демичеву и по его распоряжению работа над спектаклем была возобновлена.
Первый акт
Второй акт
Третий акт
Премьера прошла 10 июня 1972 года в Большом театре
Художник-постановщик Валерий Левенталь, дирижёр-постановщик Юрий Симонов
Спектакль прошёл 103 раза, последнее представление 29 июля 1985 года. Экранизирован в кино в 1974 году[4].
Оригинальную постановку 1972 года Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов неоднократно переносили в различные театры:
Балетмейстер — Энн Суве, художник-постановщик — Э. Рентер, дирижёр — В. Ярви; Анна — Т. Сооне, Вронский — С. Воробьёв, Каренин — Я. Гаранцис
В 1 акте, балетмейстер М. Мнацаканян, Анна — Н. Гальцина, Вронский — О. Щукарев, Каренин — А. Волхович, Серёжа — Д. Антонкова
Новая постановка, автор либретто и балетмейстер — Юриюс Сморигинас, художник-постановщик — И. Новикс, художник по костюмам — Ю. Статкевичиус, узыкальный руководитель и дирижёр — Ю. Алпертен
В 2004 году новую постановку балета «Анна Каренина» осуществил Алексей Ратманский.
4 апреля 2004 — Датский королевский балет
Художник-постановщик — Микаэль Мельбю, художник-видеографик — Уэндэл Харрингтон, художник по свету — Йорн Мелин, драматургическая концепция — Мартин Тюлиниус
Эта двухактная версия балета обрела популярность и была перенесена в несколько театров мира:
4 ноября 2005 — Литовский национальный театр оперы и балета[5]
2007 — Финская национальная опера
19 ноября 2008 — Польская национальная опера (Варшава)[6]
Дирижер-постановщик — Евгений Волынский, Анна — Марта Фидлер, Вронский — Максим Войтул, Каренин — Войцех Слезак
15 апреля 2010 — Мариинский театр[7]
Музыкальный руководитель и дирижёр — Валерий Гергиев
Произведения Родиона Щедрина | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Оперы | Боярыня Морозова (2006) • Лолита (1992) • Мёртвые души (1977) • Не только любовь (1961) • Очарованный странник (2002) | ||||||
Балеты | Анна Каренина (1972) • Дама с собачкой (1985) • Кармен-сюита1 (1967) • Конёк-Горбунок (1960) • Чайка (1980) | ||||||
Симфонии | № 1 (1958) • № 2 «25 прелюдий для оркестра» (1965) • № 3 (2000) | ||||||
Концерты |
|
||||||
Камерная музыка | Фрески Дионисия (1981) • Музыкальное приношение (1983) • | ||||||
Примечание | 1аранжировка музыки Жоржа Бизе |
Анна Каренина (балет Щедрина).