23-10-2023
Антипотребительство (англ. Anti-consumerism, известно также как Антиконсьюмеризм) — это общественно-политическое движение против приравнивания уровня личного счастья к уровню потребления и приобретения материальных благ.
Термин «потребительство» был впервые использован в 1915 году для обозначения «пропаганды прав и интересов потребителей» (Оксфордский словарь английского языка). В данном контексте термин «потребительство» используется в значении, которое впервые было использовано в 1960 году — «акцент на озабоченности процессом приобретения товаров» (Оксфордский словарь английского языка). Потребительство является термином, который используется для описания воздействия рыночной экономики на человека.
Антипотребительский активизм проводит параллели с [1]
В последние годы существенно выросло количество книг (например «No Logo» Наоми Кляйн) и фильмов (например «Корпорация» и «Излишки») по этой теме, и они способствовали популяризации идей борьбы с корпоративной идеологией в обществе.
Оппозиция экономическому материализму идет, главным образом, из двух источников — от религии и общественной активности. Некоторые религии утверждают, что материализм мешает связи между человеком и божественным, или что потребительство по своей сути является аморальным образом жизни. Некоторые известные лица, такие как Франциск Ассизский, Аммон Хэннаси (англ. Ammon Hennacy) и Махатма Ганди утверждали, что духовное вдохновение привело их к простому образу жизни. Социальные активисты считают, что материализм связан с войнами, жадностью, аномией, преступностью, деградацией окружающей среды, общим упадком общества и ростом недовольства в нём. По сути, их беспокоит то, что материализм не может предложить смысл существования для человеческого бытия. В число критиков потребительства входят Папа Бенедикт XVI[1], немецкий историк Освальд Шпенглер (который сказал, что «жизнь в Америке исключительно экономическая по своей структуре и ей не хватает глубины»[2]), и французский писатель Жорж Дюамель, который отметил, что «американский материализм — как маяк посредственности, угрожавший затмением французской цивилизации»[2].
Содержание |
Движение антипотребительства зародилось в США и других экономически высокоразвитых странах, где бесцельное потребление становится все большей проблемой и угрозой их экономической стабильности. Там, в силу значительного развития общества потребления, распространились такие проблемы как болезнь ониомания (психологическая зависимость от покупок) и, производные от этой проблемы — прогрессирующее ухудшение экологии и социальное неравенство. После перехода от коммунистической идеологии к капитализму Россия переняла и потребительство, со всеми его недостатками.
Многие антикорпоративные активисты считают, что рост крупных корпораций ставит под угрозу законную власть национальных государств и общественную сферу. Они полагают, что корпорации вторгаются в частную жизнь людей, манипулируя политикой и правительствами и создают ложные потребности у покупателей. Они предъявляют, в качестве доказательств, такие аргументы, как назойливая реклама в компьютерных программах, спам, телемаркетинг, рекламу нацеленную на детей, агрессивный партизанский маркетинг, массовое участие компаний в политических выборах, вмешательство в политику суверенных национальных государств (Кен Саро-Вива), а также новости о корпоративной коррупции (например скандал с Enron).
Активисты антипотребительства отмечают, что основная ответственность корпорации — отвечать только перед акционерами, поэтому на другие вопросы, такие как права человека, внимание почти не обращается. Любая благотворительная деятельности, которая не оказывает напрямую положительного влияния на бизнес, может быть расценена, как злоупотребление доверием. Такая финансовая ответственность означает, что транснациональные корпорации будут осуществлять стратегии по интенсификации труда и сокращению расходов. Например, они будут пытаться найти государства, в которых законодательство не ограничивает минимальный уровень оплаты труда, слабая защита прав человека и окружающей среды, профсоюзные организации не имеют силы и т. д. (см., например, Nike).
Важный вклад в критику потребительства был сделан французским философом Бернар Стиглер, который утверждает, что современный капитализм регулируется потреблением, а не производством, а рекламные технологии используются для создания суммы потребительского поведения, которая приводит к разрушению психической и коллективной индивидуации. Утечка жизненной сил в сторону потребления товаров, утверждает он, приводит к беспрерывному потреблению и гиперпотреблению.
Критики связывают рост антипотребительских настроений с марксистской и социалистической идеологиями. В 1999 году журнал Reason утверждает, что антипотребительство продвигают марксистские учёные, преподносящие себя как антипотребителей. Джеймс Твитчелл, профессор Флоридского университета и популярный писатель, говорит, что аргументы антипотребительства — это «лёгкий марксизм».[3]
Демонстративное потребление, со стороны критиков, это тенденция людей идентифицироваться с товарами или услугами, которые они потребляют, особенно с коммерческими брендами и статусными вещами, такими, как дорогие марки автомобилей или драгоценности. Это уничижительный термин, который большинство людей отрицают, оправдывая своё поведение рациональными причинами. Культура, которая ориентирована на потребительство, называется потребительской культурой.
Приверженцы зелёной экономики, а также сторонники других схожих течений, выступают против фокуса на экономике и за смещение акцентов в сторону социологии и биологии (предельная нагрузка на среду обитания и экологический след). Высказываются идеи конечности роста, Марк Твен, к примеру, описал их так: «Покупайте землю — ведь её уже больше никто не производит».
Антипотребительство.