23-10-2023
Часть серии статей об |
|
История · Хронология |
Категории: |
История еврейского народа |
Антисемити́зм без евре́ев — понятие, описывающее тот факт, что даже там, где нет еврейского населения, существует враждебность по отношению к евреям, которая порой бывает более выраженной, чем в местах с постоянным еврейским присутствием. Вследствие этого антисемитизм начинается не там, где происходят нападки на евреев, а уже на этапах распространения антисемитских символов в виде изображений и оскорбительных инсинуаций.
Вместе с тем это понятие обозначает форму враждебности по отношению к евреям, которая не всегда отождествляется в явной форме с традиционной формой антисемитизма. «Антисемитизм без евреев» покрывает, таким образом, широкий спектр типов нетерпимости к евреям.
Содержание |
Антисемитизм появляется в каждой эпохе в новой форме[1]. Послевоенный антисемитизм в Восточной Европе, когда имело место преобладание неявных преследований над прямыми атаками, был впервые обозначен Паулем Лендваем как «антисемитизм без евреев»[2]. Традиционный антисемитизм может также принимать вид так называемого антисионизма и в той же мере способствовать пробуждению и проявлению скрытой вражды по отношению к евреям.
Понятие «семиты» относится не только к евреям или к Израилю, а к целой группе народов на Ближнем Востоке, Среднем Востоке и в Северной Африке, которые, согласно Библии, произошли от Сима, одного из сыновей Ноя. Тем не менее, антисемитизм означает именно ненависть по отношению к евреям, а не ко всем семитам, то есть народам, говорящим на семитских языках, в связи с этим некоторые полагают сам термин ошибочным[3][неавторитетный источник?].
В ходе Холокоста в Польше было уничтожено из 3,3 млн еврейского населения на сентябрь 1939 года 2,8 млн. (по другим данным — 3 млн.[4]) человек, или 85 % еврейского населения[5] самой большой еврейской общины в Европе[6].
Через год после окончания войны, в июле 1946 года, в городе Кельце, в котором оставалось на тот момент около 200 евреев[7], в результате погрома было убито 40 — 47 человек[7][8]. Вследствие этого погрома Польшу покинули 60 тысяч евреев[8].
К 1950 г. около 150 тыс. евреев покинули страну. С середины 1950-х гг. национализм приобрел в Польше официальный характер, что стало основой для новой антисемитской кампании — с начала 1960-х гг. евреи стали вытесняться из партийно-государственного аппарата. В 1967-68 гг. «борьба с сионизмом», основанная тогдашним польским лидером Владиславом Гомулкой, привела к эмиграции 2/3 из оставшихся в Польше 30 тыс. евреев[6]. Таким образом, к 1970 году в стране оставалось около 6 тыс. евреев, преимущественно пожилых людей[7].
Несмотря на незначительное число евреев в стране, в Польше продолжают отмечаться массовые антисемитские настроения и антиеврейские акции. Опросы, проведённые в конце 1990-х годов, показывают один из самых высоких уровней антисемитизма в Европе.[9][10]
В Японии, стране, где практически полностью отсутствует еврейское население (1000 человек на 127 миллионов населения[11]), существуют антисемитские настроения, проявляющиеся в том числе в попытках отрицания Холокоста. Журнал под названием Марко Поло опубликовал в январе 1995 года статью, выпущенную по случаю пятидесятилетия освобождения Освенцима, которая оспаривала факт Холокоста. Протесты, последовавшие за этим, привели к увольнению главного редактора и закрытию журнала[10]. Негативные стереотипы в отношении евреев и антисемитская литература, выходившая в Японии со второй половины 1980-х годов, имеют в основном европейское происхождение.[12]
На конец 2009 года в Турции проживала одна из самых многочисленных еврейских общин в мусульманском мире — 23 тысячи человек[13]. Это составляет всего лишь чуть более 0,03 % населения страны[14]. Большинство из них живёт в Стамбуле[15].
Несмотря на ничтожную долю еврейского населения в Турции, антисемитские настроения являются весьма распространёнными в турецком обществе[16]. Особый всплеск таких настроений произошёл после войны в Ливане в 2006 году, проведения Израилем операции «Литой свинец» в Секторе Газа в декабре 2008 — январе 2009 года и в связи с конфликтом вокруг «Флотилии мира» в мае-июне 2010 года, когда израильским спецназом были убиты турецкие граждане. Одной из проблем является тот факт, что критика политики Израиля часто переходит в выражение враждебности к евреям вообще[17].
Антисемитизм без евреев.