23-10-2023
Часть серии статей об |
История · Хронология |
Категории: |
История еврейского народа |
Расовый антисемитизм — вариант антисемитизма, который рассматривает евреев в качестве прирождённых носителей неких биологически ущербных признаков, а потому не только не признаёт за ассимилированными евреями права на существование, но и считает их наиболее опасными, так как они вносят «порчу» в здоровое тело нации и пытаются тайно захватить власть над ней.
Возник в XIX веке в среде немецких и австрийских пангерманистов. Расовый антисемитизм можно назвать «классическим»: именно с ним связано возникновение самого понятия «антисемитизм», и именно его результатом стало крупнейшее проявление антисемитизма — Холокост.
Содержание |
В XIX веке идеи расизма получили существенное развитие и получили условия для массового внедрения в европейском обществе[1]. Теоретическую основу для этих взглядов составили расовые теории Ганса Гюнтера, Жозефа Гобино[2], Людвига Вольтмана и других.
В то же время антиеврейские традиции в Европе, основанные на христианской юдофобии, стали общекультурным явлением. При этом многие антисемиты порвали с христианством, а многие евреи ассимилировались. Таким образом, возникла идеологическая потребность в светской теории, обосновывающей ненависть к евреям[3].
Расизм в Германии и Австрии был тесно связан с пангерманистскими идеями создания общего государства для всех немецкоязычных жителей Европы. Он трактовался как биологическая борьба двух мировоззрений, носителями которых были две расы — «арийская» и «семитская»[4]. Дополнительной основой служили также идеи видных представителей течения «культурпессимизма» Пауля Лагарда и Юлиуса Лангбена.
Сам термин «антисемитизм» было впервые употреблён немецким публицистом Вильгельмом Марром в 1880 году его памфлете «Победа германизма над еврейством» (нем. Der Weg zum Sieg des Germanenthums über das Judenthum)[5]. Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы». Эту тему обсуждало множество немецких интеллектуалов, в частности Эдуард фон Гартман[6].
К концу XIX века в Германии и Австрии сформировался ряд антисемитских школ — национально-государственная (Генрих фон Трейчке), социально-христианская (Адольф Штекер) и расовая (Евгений Дюринг, Георг фон Шёнерер). Фактический синтез антисемитских школ с главенствующей позицией расизма осуществили Пауль де Лагард и Хьюстон Стюарт Чемберлен[7]. Уильям Ширер в книге «Взлёт и падение Третьего рейха» подчёркивал влияние Чемберлена на идеологию нацистов и лично Розенберга и Гитлера[8].
Одной из первых формулировок теории расового антисемитизма считается эссе Рихарда Вагнера «Еврейство в музыке» (нем. Das Judenthum in der Musik)[9][10]. Вагнер писал:
|
В письме своей второй жене Вагнер писал, что «даже одной микроскопической капли крови уже достаточно, чтобы человек никогда не смыл с себя позор быть евреем, и он должен быть уничтожен»[9]. Идеи Вагнера оказали существенное влияние на немецких национал-социалистов[11] и лично Адольфа Гитлера[12][13].
Существенное влияние на развитие расового антисемитизма оказали также труды французского публициста Эдуарда Дрюмона. Его книга «Еврейская Франция» (1886) была широко растиражирована и переведена на множество языков, включая русский[14].
В дальнейшем антисемитская идеология впервые в истории стала основой для создания политических партий. Первым такую партию создал 1878 году Адольф Штекер. Вместе с союзниками ему удалось добиться существенного успеха в 1893 году, получив 15 мест в рейхстаге. В 1895 году австрийский антисемит Карл Люгер получил большинство мест в муниципалитете Вены и был назначен мэром австрийской столицы[15].
В России одним из пропагандистов расового антисемитизма был Василий Шульгин[16].
Часть серии статей о |
Идеология и политика
Расовый антисемитизм · Нацистская расовая политика · Расовая гигиена · Нюрнбергские расовые законы · Программа T-4 |
Брест · Будапешт · Варшава · Вертюжаны · Вильнюс · Калуга · Каунас · Краков · Краков · Лодзь · Львов · Несвиж · Новогрудок · Пинск · Рига · Слуцк · Трохимброд · Шанхай Бабий Яр · Бутримонис · Одесса · Понары · Румбула Белжец · Дахау · Майданек · Малый Тростенец · Маутхаузен · Освенцим · Саласпилс · Собибор · Треблинка · Хелмно · Юнгфернхоф · Ясеновац |
Жертвы Холокоста
Евреи · Славяне (русские, сербы, поляки, белорусы, украинцы) · Цыгане · Советские военнопленные · Свидетели Иеговы · Чернокожие · Политические противники · Гомосексуалы см. также: Нацистские концлагеря · План «Ост» · Компенсации жертвам |
Виновные
|
Категории: |
холокост · нацизм · геноцид |
Нацистские идеологи отвергали принципы равенства и общечеловеческих ценностей, провозглашенные в эпоху Просвещения. В основе национал-социализма лежали идеи расы — объединения людей «одной крови». Первый немецкий учебник по генетике Эрвина Бауэра, Эугена Фишера и Фрица Ленца, содержал тезис, что существуют «худшие» (inferior) люди с низким уровнем умственного развития, которые размножаются намного быстрее «лучших», или «высших» (superior) представителей человечества.
В немецкий народ включались представители следующих рас, считавшихся «арийскими»[17]:
Расовый антисемитизм занимал важное место в нацисткой пропаганде[18]. В Третьем рейхе он был возведён в ранг закона. В разъяснениях министерства внутренних дел от 1 сентября 1933 года указывалось, что решающим при определении «неарийца» является не религия, а раса и кровь.
Аналогичные расовые законы были приняты в Италии[19] и Венгрии[20], Румынии[21], Болгарии[22][23], а также некоторыми марионеточными правительствами оккупированных во время Второй мировой войны Третьим рейхом стран, например Норвегии[24], и режимом Виши[25].
Евреи лишались гражданства, политических прав, им запрещалось, в частности, владеть недвижимым имуществом, посещать общественные места и заключать браки с представителями «арийских» рас.
Русский философ Николай Бердяев, отмечая расовый антисемитизм как идейное течение у многих немецких интеллектуалов, утверждает, что последовательный расовый антисемитизм не только чужд христианству, но и враждебен ему[26].
Историк Уриэль Таль в книге «Иудаизм и христианство во Втором рейхе» делил расовый антисемитизм на «христианский» и «антихристианский». По мнению Таля христианство было основой антисемитизма даже для отошедших от религии немцев. Таль писал, что «возникло определенное наследственное развитие христианской антисемитской традиции, а, с другой стороны, в нём существовало некое сопротивление самому христианству, которое само опиралось на еврейские источники»[27][28].
Расовый антисемитизм.