29-08-2023
Московский авиационный узел, МАУ (ИАТА: MOW) — система аэропортов Москвы и Московской области. Основными его элементами являются международные аэропорты:
Вспомогательную роль играют также:
Московский авиационный узел играет важнейшую роль для воздушного транспорта России и СНГ. Обслужив в 2012 году 64 млн пассажиров, и 89,2 млн в 2017 году, узел является третьим по загруженности авиационным хабом в Европе (после Лондонского и Парижского) и входит в десятку самых загруженных в мире[2].
Первый аэродром в Москве был создан на Ходынском поле в 1910 году, в 1926 он был назван Центральным аэродромом им. М. В. Фрунзе. Он использовался для выполнения испытательных полётов, тренировки пилотов и т. д., а также стал первым аэропортом Москвы: первые регулярные пассажирские международные авиарейсы в СССР начали совершаться с этого аэродрома в 1922 году в Кёнигсберг, а с 1923 выполнялись внутрисоюзные рейсы в Нижний Новгород.
С увеличением объёмов авиаперевозок в 1930-х годах началось строительство и оборудование новых аэропортов в Быкове (1933), Тушине (1935) и Внукове (строительство с 1937, эксплуатация с 1941). В 1931 году на Центральном аэродроме было открыто первое в СССР здание аэровокзала; в 1936 году аэродром был реконструирован (в период реконструкции авиарейсы выполнялись из нового московского аэропорта Быково), а в 1938 году к аэропорту была подведена линия метро с одноимённой станцией.
С 1923 по 1970 год на месте нынешнего Филёвского бульвара существовал заводской аэродром ГКПНЦ им. Хруничева (вначале 22-го, потом 23-го завода, потом ЗИХ). В том же районе, на Москве-реке, находился и гидроаэродром.
В годы Великой Отечественной войны аэропорты были переведены на обслуживание нужд вооружённых сил, после войны снова преобразованы в гражданские. В 1947—1948 годах большая часть авиарейсов была переведена с Центрального аэродрома в аэропорты Быково и Внуково. Кроме того, во второй половине 1940-х годов регулярные почтово-пассажирские и грузо-пассажирские авиарейсы выполнялись с аэродромов Остафьево и Люберцы (Жулебино)[3].
Бурное развитие авиаперевозок во второй половине 1950-х и появление новых пассажирских лайнеров (в том числе реактивных) потребовало увеличения пропускной способности московского авиаузла — в ближних пригородах были открыты два новых аэропорта, Шереметьево (1959) и Домодедово (1964). К Олимпийским играм 1980 года в аэропорту Шереметьево был открыт новый международный терминал.
В советское время между московскими аэропортами существовала четкая специализация[источник не указан 2402 дня]:
В 1990-е годы, в связи с резким сокращением объёма авиаперевозок (особенно, внутренних), загрузка всех аэропортов снизилась. Находившиеся в черте города аэропорты в Тушине и на Ходынском поле перестали выполнять пассажирские авиаперевозки ещё в советское время, а в 1990-е годы были закрыты окончательно; территория Ходынского поля в середине 2000-х была застроена.
По состоянию на 2010-й год доля аэропортов московского авиаузла в общем объёме перевозок пассажиров в России составила около 55 %. Аэропорт Домодедово в 2010 году перевёз 22,254 млн пассажиров, Шереметьево — 19,329 млн, Внуково — 9,46 млн[5]. По суммарному пассажирообороту московский авиаузел (свыше 64 млн пассажиров в год) входит десятку крупнейших авиаузлов мира[2]. Аэропорты Внуково и Шереметьево управляются госкомпаниями, аэропорт Домодедово — частной группой «Ист Лайн».
Основной проблемой всех аэропортов в середине 2000-х годов стало увеличение их пропускной способности, строительство железнодорожных веток, повышающих их транспортную доступность, привлечение к себе крупных игроков формирующегося рынка авиаперевозок.
Военный аэродром «Чкаловский» с начала XXI века стал принимать чартерные пассажирские авиарейсы, в том числе и международные; на его территории (по состоянию на 2009 год) строится новый пассажирский терминал[уточнить].
В 2000 году на базе военного аэродрома вблизи подмосковной Щербинки был открыт гражданский аэропорт Остафьево — базовый аэропорт авиакомпании Газпром авиа.
Поскольку с конца 1990-х годов прекратилось выполнение регулярных авиарейсов из аэропортов областей центра европейской части России (Тверская, Смоленская, Рязанская, Тульская, Калужская, Орловская, Владимирская области), жителям этих регионов ныне приходится пользоваться московскими аэропортами.
С конца 2010 года входивший в узел 4-й основной аэропорт — Быково — был закрыт.
В 2016 году в состав узла вошёл новооткрытый 4-й основной международный аэропорт Жуковский.
Аэропорт Быково в настоящее время выведен из эксплуатации, аэропорт Остафьево используется авиакомпанией «Газпром авиа» для выполнения корпоративных и регулярных рейсов.
Объёмы перевозок из аэропорта Внуково сократились примерно вдвое по сравнению с концом 1970-х: часть международных рейсов ещё в советское время была переведена в Шереметьево, внутренние авиаперевозчики перебазировались в Домодедово в начале 2000-х. Аэропорт сейчас используется в основном для выполнения чартерных и корпоративных рейсов, является основным для таких перевозчиков как «Газпром авиа» и «ЮТэйр». Однако в 2010-х годах в аэропорт перешли авиакомпании «Turkish Airlines», частично «Lufthansa» и «Трансаэро».
Аэропорт Домодедово в советское время использовался исключительно для внутренних рейсов, а по состоянию на 2012 год на долю внутренних рейсов приходилось около 41 % отправлений, на международные рейсы — около 59 %. В начале 2000-х годов аэропорт был полностью реконструирован. Крупнейшими авиаперевозчиками, использующими Домодедово, являются «S7 Airlines» и «ВИМ-Авиа», на которых приходится около 40 % всех рейсов. Аэропорт является московским хабом для альянсов Star Alliance и Oneworld.
Аэропорт Шереметьево является первым по величине в России, базовым для «Аэрофлота». На рейсы в страны дальнего зарубежья приходится 66 % пассажиропотока (по итогам 2012 года). Крупнейшими эксплуатантами являются «Аэрофлот», «Nordwind Airlines», «Оренбургские авиалинии», «AirBridgeCargo». Крупнейшие зарубежные авиакомпании — «Air France», «KLM», «Alitalia», «Air China», «Air Astana». Шереметьево является московским хабом для альянса SkyTeam.
Существуют планы коренной реконструкции военного аэродрома Ступино (на юге Московской области) и создания там крупного грузового аэропорта[6].
В 2011 году Росавиация разработала перспективную структуру организации воздушного пространства в московском авиационном узле, которая позволит увеличить пропускную способность столичных аэропортов в 2 раза. В частности, Домодедово сможет обслуживать 96 взлётно-посадочных операций в час вместо 45 в настоящее время, Шереметьево — 58 (вместо нынешних 35) и Внуково — 52 (вместо 32)[7].
До конца 2014 года предполагалось проведение реконструкция военного аэродрома Ермолино (Калужская область) и создания на его основе московский аэропорт для бюджетных авиакомпаний. Авиакомпания UTair вела переговоры для привлечения инвестиций в Ермолино на сумму 6 млрд рублей. Предполагалось, что пропускная способность аэропорта составит 6 млн пассажиров в год. UTair была намерена базировать в Ермолино около 20 самолётов Airbus A320. При открытии движения железнодорожного аэроэкспресса время поездки от Москвы до Ермолино могло составить около полутора часов[8]. Дальнейшее планирование проекта было прекращено, предположительно, по причине чрезмерной удалённости аэродрома от МКАД.
Аэропорт Жуковский выделяется малой площадью аэровокзала и скромным пассажиропотоком.
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. |
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Аэропорты и аэродромы Москвы и Московской области.