05-02-2024
Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе | ||
Страна: Регион: |
Россия Москва |
|
Тип: | совместного базирования (до 2003 года) | |
Индекс: | ЬУМФ | |
Расположение: | Ходынское поле | |
Высота: Координаты: |
+150 м |
|
Местное время: | UTC +4
|
|
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
---|---|---|
Номер | Размеры | Покрытие |
09/27 | 1802х80 м | асфальтобетон |
16/34 | 1600х80 м | асфальтобетон |
Список военных аэродромов России |
Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе (ранее — Центральный аэродром имени Л. Д. Троцкого) — бывший аэродром в Москве. Располагался на территории Ходынского поля.
Использовался как испытательный аэродром экспериментальной авиации и военный аэродром. Здесь располагался первый московский аэропорт.
Содержание |
Датой основания аэродрома стало 17 июня 1910 года, когда Общество воздухоплавания объявило о положительном решении штаба Московского военного округа по выделению земли на территории Ходынского поля под лётное поле. Строительство аэродрома велось в основном на пожертвования любителей авиации. Была сооружена взлётно-посадочная полоса и шесть небольших ангаров для аэропланов. Официальное открытие состоялось 3 октября 1910 г. в присутствии военного начальства и многих русских авиаторов. Первый взлёт с аэродрома совершил М. Ф. Де-Кампо-Сципио.
3 мая 1922 г. с Центрального аэродрома начали выполняться первые в истории России международные авиаперелёты по маршруту Москва — Кёнигсберг — Берлин. 15 июля 1923 г. начались и первые регулярные внутригосударственные пассажирские рейсы Москва — Нижний Новгород. Путь в 420 км преодолевался за 2,5 часа. Полёты выполнялись на четырёхместном моноплане АК-1.
На аэродроме совершали свои полеты выдающиеся русские летчики П. Н. Нестеров, С. И. Уточкин и В. П. Чкалов.
21 сентября 1920 года Приказом Реввоенсовета № 1903 здесь был создан научно-опытный аэродром (НОА) Главвоздухфлота республики - первая в стране исследовательская и испытательная в сфере военной авиационной техники. 24 октября 1924 года НОА при ГУ РККВФ преобразован в Научно-Опытный аэродром ВВС СССР. В связи с возросшим объемом работ 26 октября 1926 года Опытный аэродром преобразован в Научно-испытательный институт ВВС РККА. В 1932 году НИИ ВВС (ныне это ГЛИЦ ВВС) был перебазирован на аэродром Чкаловский вблизи города Щёлково Московской области. [1]
В ноябре 1931 года на Центральном аэродроме было открыто первое в СССР здание аэровокзала. В 1936 — 1937 годах аэродром реконструирован, была построена бетонная взлётно-посадочная полоса (в период реконструкции авиарейсы выполнялись из нового московского аэропорта Быково, а все испытательные полёты проводились с аэродрома НКТП в посёлке Подлипки). [2] В 1938 году к аэропорту была подведена линия метро с одноимённой станцией.
Вблизи аэродрома были построены ведущие авиационные ОКБ: Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева и их авиационные заводы. После Великой отечественной войны вблизи аэродрома осталось (и находятся здесь до настоящего времени) три авиастроительных предприятия: завод № 30 (ныне Производственный центр им. П.А. Воронина РСК «МиГ», завод № 51 (ныне ОАО «Компания „Сухой“»), завод № 240 (ныне Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина). До начала 1930-х годов вблизи аэродрома располагался также государственный авиационный завод № 1 (до революции «Дукс»), затем он был переведён на другую территорию, а в бывших его цехах был сформирован авиационный завод № 39 им. Менжинского.
В 1947-1948 годах большая часть авиарейсов была переведена с Центрального аэродрома в аэропорты Быково и Внуково (кроме того, во второй половине 1940-х годов регулярные почтово-пассажирские и грузо-пассажирские авиарейсы выполнялись с аэродромов Остафьево и Люберцы (Жулебино)) [3]; с тех пор и на все последующие десятилетия основным назначением Центрального аэродрома стали испытания новых самолётов.
Наиболее активным эксплуатантом аэродрома был завод № 30. В 1950-е годы на аэродроме испытывались производимые заводом пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, бомбардировщики Ил-28 (при этом чаще всего использовался магнитный курс взлёта и посадки 345°). С 1959 по 1978 годы на аэродроме испытывались выпускаемые заводом пассажирские самолёты Ил-18 и созданные на их базе военные самолёты Ил-20, Ил-22, Ил-38 (при этом использовались магнитные курсы взлёта и посадки 093 и 273°).
С 1960 по 1971 годы на аэродроме функционировала «Центральная вертолётная станция»: отсюда выполнялись по расписанию пассажирские рейсы вертолётов Ми-4П и Ми-8 в аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево [4].
В 1971 году на аэродроме испытывали самолёт Ил-76, а в 1976 году — Ил-86 [5], при этом взлёт осуществлялся с магнитным курсом 273° (в сторону улицы Куусинена), а посадка с курсом 093°. С конца 1970-х, оказавшись в центре стремительно разраставшегося города, аэродром утратил свое значение, интенсивность полётов стала неуклонно снижаться. Тем не менее, в начале 1990-х здесь проводились испытания самолётов Ил-96-300 и Ил-114.
Последний самолёт взлетел отсюда 3 июля 2003 года, это был противолодочный Ил-38SD для ВМС Индии. В 2003 аэродром был закрыт и исключён из «Перечня аэродромов совместного базирования РФ» [6], на остатках взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек ныне находятся списанные самолёты и вертолёты. Территория по-прежнему остаётся в ведении Министерства обороны РФ. В будущем на этом месте планируется организовать «Музей авиации на Ходынском поле».
На сегодняшний день в различном состоянии сохранились следующие строения аэродрома:
Это заготовка статьи об аэропорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Центральный аэродром имени м в фрунзе заброшенные аэродромы, центральный аэродром имени м в фрунзе на карте.
Евразийские кочевники, Моро, Альдо, Файл:Herb Gray 2008.jpg.