26-05-2023
Бо́гдо-гэгэ́н (монг. Богд гэгээн — «светлейший Владыка». Полный титул — монг. Шашны мандуулагч, амьтны жаргуулагч Живзун дамба хутагт Богд гэгээн Халх ринбүүчи — Возвышающий веру, осчастливливающий живущих Джебдзу́н-Да́мба-хутухта, святой владыка, халхаский ринпоче) — глава буддийской сангхи Монголии. Третье, после Далай-ламы и Панчен-ламы, лицо в тибетском и монгольском буддизме.
Содержание |
Монголоведы и тибетологи, занимавшиеся историей института Богдо-гэгэнов, сходятся во мнении, что первым титул «Богдо-гэгэн» получил Ундур-гэгэн Дзанабадзар (1635—1723). Он получил этот почётный титул у себя на родине ещё будучи ребёнком (в период между 1639 и 1641 гг.)[1][2][3].
Дзанабадзар являлся представителем знатного монгольского рода, сыном Тушэту-хана Гомбодоржа. Халхаские феодалы, начиная с XVII века регулярно посылали одного из своих сыновей на обучение в Тибет, что гарантировало юношам успешную духовную карьеру. Желая видеть своего сына уважаемым ламой, в 1650 году Тушэту-хан отправил Дзанабадзара в Лхасу, где он получил высшие буддийские посвящения от «Великого Пятого» Далай-ламы и был объявлен хубилганом (воплощением) Таранатхи, Пятнадцатого Джебдзун-Дамба-хутухты (тиб. rje btsun dam pa), крупного тибетского философа, историка и мастера тантрического буддизма[4]. Вернувшись на родину с ценными буддийскими реликвиями, Дзанабадзар, принял на себя руководство монгольской сангхой. При нём в Халхе было построено множество монастырей, в некоторых из которых были установлены бурханы (статуи будд и бодхисаттв), изготовленные самим Богдо-гэгэном.
В 1691 году на съезде монгольских князей в Долонноре, когда было официально оформлено вхождение всех аймаков Халхи в состав Маньчжурской империи, Богдо-гэгэн I, сохраняя свои титулы, окончательно утвердился князьями, ламами и представителями цинской администрации в статусе главы буддистов, проживавших на территории современной Монголии, над которой устанавливался протекторат Китая.
Следующий Богдо-гэгэн был внучатым племянником Дзанабадзара. Вместе с титулом Богдо он (как и все монгольские первоиерархи в дальнейшем) также «унаследовал» от своего предшественника титул Джебдзун-Дамба-хутухты (с приставкой «Халха»), то есть стал считаться хубилганом Таранатхи и других выдающихся буддийских Учителей Индии и Тибета. Китайские власти проявили заинтересованность в укреплении складывающегося религиозного института. Присутствовавший на обряде посвящения Богдо-гэгэна II в 1729 году академик П. С. Паллас свидетельствовал, что «китайский стольник объявил всему народу Богдыханов указ … отдавать хутухте должную честь и молиться ему как Богу. Сие повеление исполнили все присутствующие немедленно и поклонились ему трижды до земли»[5].
Положительно относясь к наличию у монголов буддийских первоиерархов, маньчжуры, однако, были недовольны независимым поведением первых двух Богдо-гэгэнов. Сыграло ли это свою роль в том, что последующие хубилганы Таранатхи опять стали обнаруживаться в Тибете, доподлинно неизвестно, но, так или иначе, традиция ездить в Тибет за новым Владыкой укоренилась в монгольском буддизме со второй половины XVIII века.
Среди Богдо-гэгэнов, возглавлявших халхаскую сангху после родственников Тушэту-хана, наиболее известны Четвёртый и Восьмой. Богдо-гэгэн IV внёс большой вклад в развитие тибетской культуры в Монголии. В 1790 году он создал общество зурха (астрологии) и учредил для астрологов отдельный дацан[6]. В 1801 году он ввёл в ургинских монастырях Дуйнхор-хурал (службу, посвящённую Калачакре), а в 1811 году — ритуал Цам, по своим масштабам и красочности не уступавший тибетскому Чаму.
Восьмой Богдо-гэгэн, также известный как Богдо-хан (1869—1924), прославился своей политической деятельностью. В 1911 году явился вождём национальной революции, установившей независимость Монголии от Китая и установил в стране теократическое правление. В 1919 году он был отстранен от власти после взятия монгольской столицы китайскими войсками, но освобождён и восстановлен на троне бароном Унгерном. После Монгольской народной революции (1921) вплоть до своей смерти (1924) являлся монархом с ограниченными правами.
Титул, имя[7] | Год рожд. | Возглавлял сангху | Другие титулы / должности | Тибет. имя (Уайли) | Монг. произн. имени | |
---|---|---|---|---|---|---|
1. | Богдо-гэгэн I, Лобсан Тенпей Гьялцен, изв. как Дзанабадзар | 1635 | 1650—1723 | Джебдзун-Дамба-хутухта XVI, Ундур-гэгэн (?) | blo bzang bstan pa’i rgyal mtshan | Лувсандамбийжалцан |
2. | Богдо-гэгэн II, Лобсан Тенпей Донми | 1723 | 1729—1757 | Джебдзун-Дамба-хутухта XVII | blo bzang bstan pa’i sgron me | Лувсандамбийдонмэ |
3. | Богдо-гэгэн III, Еше Тенпей Ньима | 1758 | 1763—1773 | Джебдзун-Дамба-хутухта XVIII | ye shes bstan pa’i nyi ma | Ишдамбийням |
4. | Богдо-гэгэн IV, Лобсан Тубден Ванчук Джигме Гьяцо | 1775 | 1781—1813 | Джебдзун-Дамба-хутухта XIX | blo bzang thub bstan dbang phyug 'jigs med rgya mtsho | Лувсантөвдөнванчүгжигмэджамц |
5. | Богдо-гэгэн V, Лобсан Цультим Джигме Тенпей Гьялцен | 1815 | 1815—1841 | Джебдзун-Дамба-хутухта XX | blo bzang tshul khrims 'jigs med bstan pa’i rgyal mtshan | Лувсанчүлтэмжигмэддамбийжанцан |
6. | Богдо-гэгэн VI, Лобсан Тубден Чокьи Гьялцен | 1842/1843 | 1848 (?) | Джебдзун-Дамба-хутухта XXI | blo bzang bstan pa’i chos kyi rgyal mtshan | Лувсантөвдөнчойжижалцан |
7. | Богдо-гэгэн VII, Нгаван Чокьи Ванчуг Тинлей Гьяцо | 1849/1850 | 1850—1868/1869 | Джебдзун-Дамба-хутухта XXII | ngag dbang chos kyi dbang phyug 'phrin las rgya mtsho | Агваанчойжинванчүгпэрэнлайжамц |
8. | Богдо-гэгэн VIII, Нгаван Лобсан Чокьи Ньима Тендзин Ванчук | 1869/1870 | 1874/1875—1924 | Джебдзун-Дамба-хутухта XXIII, Богдо-хан [Монголии] (1911—1924) | ngag dbang blo bzang chos kyi nyi ma bstan 'dzin dbang phyug | Агваанлувсанчойжиннямданзанванчүг |
9. | Богдо-гэгэн IX, Джампэл Намдрол Чокьи Гьялцэн | 1932 | 2011—2012 | Джебдзун-Дамба-хутухта XXIV | 'jam dpal nam drol chos kyi rgyal mtshan | Жамбалнамдолчойжижалцан |
Девятым Богдо-гэгэном Далай-лама XIV в 1991 году официально провозгласил тибетского ламу Джампэла Намдрола Чокьи Гьялцэна, постоянно проживавшего в Индии со времени присоединения Тибета Китаем в 1959 году.[8][9][10] В последующие два десятилетия Богдо-гэгэн IX неоднократно посещал Монголию по приглашению Хамбо-ламы Д. Чойжамца, называвшего его «высшей святыней монгольского народа».[11][12]. В Монголии состоялось большое собрание религиозных деятелей во главе с Хамбо-ламой, была проведена интронизация Богдо-гэгэна IX как главы буддийской религии в этой стране[13][14].
Монгольские верующие признают его вторым лицом в иерархии после Далай-ламы,[15] духовным наставником буддистов не только Монголии, но и России.[16][17] В 2010 году Богдо-гэгэн IX получил монгольское гражданство, и с этого времени жил при монастыре Гандантэгченлин в Улан-Баторе. 2 ноября 2011 года в Гандантэгченлине прошла церемония провозглашения Богдо-гэгэна IX главой монгольских буддистов и Центра (Ассоциации) буддистов Монголии.[18][19] В начале 2012 года, незадолго до смерти Богдо-гэгэна IX, министр культуры Монголии Ё. Отгонбаяр во главе специальной комиссии передал ему прошение о будущем возрождении в Монголии.[20]
Это заготовка статьи о буддизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Богдо-гэгэн.