Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Бурзян хойлай, бурзян чишмы расстояние, бурзянский шульган таш район, бурзян история возникновения

10-05-2024

Бурзян
Самоназвание

башк. Бөрйән

Современный ареал расселения и численность

Всего: неизвестно
 Российская Федерация

Язык

башкирский

Религия

ислам

Входит в

башкиры

Происхождение

иранское


Бурзян  (башк. Бөрйән) — древнебашкирское племя, в составе юго-восточных башкир.

Содержание

Родовой состав

ЯМАШ (Родовые подразделения: башмак, жалбай, казах, калмак, кинзябулат, курт, кырдар, кыуык, ушэй, черемис, ситрык, сэтэй, тартай, татар, таулы, тупитэр, шугильды, шэмэк, ямаш)

МОНАШ (Родовые подразделения: ай-урмэстэр, аргынбай, бесэй, биян, губайдулла, етикэй, иткул, казах, кадыргул, калмак, каракалпак, кукай, кухамыш, куян, муктэрге, урлук, саркылдак, сукты-таяк, чуваш-бай, чингис, сэмэтэй, татар, таулы, тау, ташбаш, хабтан, самар, эткусту, яйкар)

БУРЗЯН (Родовые подразделения: айгулак, айхай, апанды, атайсал, бай-сары, байулы, бикзян, бишул, буян, бурзян, букэн, бэгэнэш, бэзмэн, бакир, бэллэ, бепей, бэшэр, валиулла, гайса, гумер, даут, зайхан, игэу, илкэй, ишбулат, иштэкэ, ишэй, йылан, йылыш, яналы, кустур, куселяр, кудышкултык, кэгэн, казах, кадыргул, кайепкул, калмак, калтырса, кама, канкыс, карабай, карагай, каранай, каратай, каратун-кыпсак, катай, кузгун, кукай, кулдавлет, куру юл-аю, кузян, куян, кызылбаш, кыпсак, кэзэ, кэкере, мазан, мышар, муксин, мунаш, мурадым, мураткул, муратша, миндегул, навруз, нурале, уйряк, усэн, пэпэч, рэмэй, сирвай, сирмеш, суксур, сулсэ, султан, сыскан, чуваш, сэнкем, сарт, сарыш, таз, таиш, тамьян, тартай, татар, татлыбай, тавабил, тавыктар, телекей, тимекэй, туркмен, тубал, туйбай, тукай, туктагул, тума, халит, худайгул, хузит, сарт, саискан, суун-кыпсак, шагырбай, шекэрэ, шугем, ырсай, урусбай, эндэшмэс, эткусту, юкэ, юлдаш, юлый, юрматы, юшем, ябалак, ялтыр, яналы, янылар, ярат, яузар)

ЯЛАН

ЯНХАРЫ (Родовые подразделения: ай-урмэстэр, асыл, баиш, бирдегул, калмак, карагуш, кара-табан, кыдрай, урлук, самар, чингис, чуваш, татар, тавабил, таулы, таук)

БАЙУЛЫ (Родовые подразделения: аю, айхай, атайсал, байулы, бэрсэ, бурэй, исамбакта, каир, калмак, кара, карый, кузгун, керпе, кэйкэнэ, кэшвар, майтамак, мышар, мускэ, мэсекай, сангыт, сэкэй, тангор, тау, турна, туркмен, тума)

НОГАЙ (Родовые подразделения: баим, буре, габдряш, казах, калмак, кузян, кусюк, кыргыз, кыл, мунаш, серэкэй, сэкэнэй, татар, таулы, эптерэш, кызыл-ногай).

Фамилии

Исмагиловы, Кубагушевы, Кулдавлетовы, Уразаевы и другие.

Анализ Y-DNA

Часть протестированных бурзян, оказались принадлежащими гаплогруппе R1b, субклад R1b1a2 (М269).

Происхождение

Бурджаны являются потомками сарматских племен Евразии. А.-З.Валиди Тоган связывал их происхождение с борусками (βορουσκοι) Клавдия Птолемея (II в.)[1]. Согласно башкирским преданиям, бурджаны были отраслью аланов и в древности носили название алан-бурджан[2].

Этническая история

Бурзяне как союзники (баджгардов, баджанаков и наукерде) встречаются в перечне приаральских племён у Ал-Масуди, где бурзяне известны под собственным именем баджны. Затем под именем бурджан - бурзяне упоминаются на территории от Прикаспия до Византии с конца I-го тыс. н.э. до 14 в. После распада Приазовской Великой Болгарии в 9 в. бурджане мигрировали на север, в Поволжье и Приуралье.

Арабский географ Ибн Хордадбех (IX в.) упоминает царство Бурджан на территории Кавказского региона в контексте событий III в. Перечисляя титулы вассальных царей, которых Ардашир Папакан «называл шахами», Ибн Хордадбех упоминает «Бурджан-шаха». Как можно заключить из списка, основатель империи Сасанидов, считал Бурджан-шаха правителем отдельного владения, наряду с царями Йемена (Йаман-шах), Армении (Арманиййан-шах), Азербайджана (Азарбазкан-шах), Алании (Аллан-шах), Кушана (Кушан-шах), и Турана (Туран-шах) и других стран, окружавших Сасанидскую империю. В VI веке владение Бурджан попадает в орбиту влияния Тюркского каганата. Бурджаны, будучи федератами тюркского Истеми-кагана (Синджибу-каган арабских источников), участвуют в походах в Закавказье. Шах Хосров I Ануширван принимает решение достроить начатые еще предыдущими правителями Ирана укрепления в области Сул, которые получили название Дербент. Для этого он совершает поход в Бурджан, чтобы бурджаны не смогли воспрепятствовать строительству. Ибн ал-Асир сообщает: “И пошел он в страну Хайтал (Эфталит), чтобы отомстить за своего деда Фируза. А перед этим Ануширван породнился с каганом. И вошел Хосрой в их страну, убил царя эфталитов и искоренил членов его фамилии . Затем достиг Балха и Мавераннахра. И оставил свои войска в Фергане. Затем возвратился в Мадаин и напал на Бурджан...Затем вернулся [из Бурджана] и построил города Шабиран, Маскат и Баб ал-Абваб”[3]. Табари пишет еще более определенно: “Ануширван напал на Бурджан, затем вернулся [оттуда] и построил Баб аль-Абваб…”[4]. Баб аль-Абваб ("Ворота ворот") - арабское название Дербента. В VII веке возникает Хазарский каганат, во главе которой стояла династия Ашина. Источники в числе вассалов хазарского кагана называют булгарского и хорезмийского эльтеберов, а также эльтебера так называемого "царства гуннов" на Северном Кавказе. Армянские источники локализуют названное владение к северу от Дербента. М.И.Артамонов, чья точка зрения относительно «царства гуннов» стала господствующей в отечественной историографии, считал, что его население составляли савиры: «...оно (царство гуннов) охватывало одно из подразделений болгар, ранее известное под именем савир»[5]. Однако, в ряде последних публикаций данная точка зрения подвергается сомнению и утверждается, что ведущей этнической общностью царства были бурджаны[6]. На чем основаны его заключения? Во-первых, арабский энциклопедист XIII века Йакут ар-Руми, опираясь на неизвестный науке источник пишет: «Бурджан: ... страна из числа областей Хазарии. Звездочеты утверждают, что [страна Бурджан] находится в шестом климате, и ее местонахождение – сорок градусов долготы и сорок пять градусов широты; мусульмане нападали на [Бурджан] в дни ‘Усмана – да будет доволен им Аллах!»[7]. Это сообщение не оставляет места для сомнений относительно местоположения Бурджана, так как мусульмане в правление халифа ‘Усмана (644–656) воевали с хазарами только на территории современного Дагестана к северу от Дербента, который был военной базой арабов. Однако, на данной территории известно лишь "царство гуннов". Во-вторых, армянский географ VII века Анания Ширакаци столицей "царства гуннов" называет город Вараджан, что, без сомнения, соответствует названию Бурджан арабских источников: "К северу [от Дербенда] близ моря находится царство гуннов, на западе у Кавказа (т.е. у подножья гор Кавказа – С.Х.) город гуннов Вараджан, а также города Чунгарс и Мсндр (Семендер). К востоку живут савиры до реки Талта , отделяющей азиатскую Сарматию от Скифии"[8]. Как видно из приведенного пассажа, савиры жили к северо-востоку от "царства гуннов" у реки Талта (искаженное название Волги-Итиль).

Армянский писатель Мовсес Каганкатваци называет правителя «царства гуннов» Алп-Илитвером, то есть эльтебером по имени Алп. Каганкатваци дает красочное описание вождя «гуннов»: «Выделяясь силой и доблестью, он прославился в состязаниях, как победитель на греческих олимпиадах, отличившись силой среди всех остальных, он снискал себе великолепное имя доблестное, совершив многие подвиги храбрости в Туркестане при хакане хазиров, он снискал любовь хакана, и тот выдал за него свою дочь. А также был он удостоен сана илитуерства и прославлен в пределах всех трех стран…»[9]. В ходе кровопролитных арабско-хазарских войн "царство гуннов" (Бурджан), находясь на переднем краю обороны, наиболее пострадало во время боевых действий. Топоним/этноним Бурджан применительно к Северному Кавказу более не упоминается, зато он появляется на Южном Урале, как наименование одного из древнейших этнических компонентов башкирского народа. Из этого можно сделать вывод, что после гибели "царства гуннов", а может быть и ранее, бурджаны мигрировали на территорию Башкирии. Их появление нужно связывать с турбаслинской археологической культурой, обычно датируемой V-VII вв., на том основании, что она имеет явные северокавказские параллели[10]. Исследования показывают, что население городища Уфа-2 сформировалось в результате миграции гунно-сарматского населения с территории Волго-Донья[11]. Хронологические нестыковки между временем гибели "царства гуннов" (Бурджан) и появлением турбаслинской культуры могут объясняться волнообразностью миграции бурджан с Северного Кавказа на Южный Урал, происходившей в несколько этапов. Так или иначе, этногенетические предания племени бурджан называют своей прародиной именно Северный Кавказ. Ю.Бикбов приводит одно из них: “Род бурзянцев в глубокой древности был разделен на две части, вследствие того что первый их родоначальник или прародитель [по имени Бурджан], имея трех сыновей, меньшего из них любил и уважал больше старших братьев, почему последние, как оскорбленные отцом и имеющие ненависть к младшему брату, оставили навсегда отца, родину и отправились на запад . Перейдя реку Дон, они избрали там место для постоянного жительства и составили из себя род, от которого, по преданию, и произошел род знаменитого в свое время кавказского властителя Шамиля …”[12]. Таким образом, анализ всего комплекса нарративных, этнографических и археологических источников позволяет утверждать, что носителями турбаслинской культуры, а следовательно, населением городища Уфа-2 на определенном этапе (VII–X вв.) могли быть бурджаны.

В 13-15 вв. бурзяне двинулись в предгорья Южного Урала, в 16-17 вв. - в горно-лесные районы Башкортостана, а большая часть племени переселилась в верховья Сакмары и в Зауралье. В 17-18 вв. началось обратное движение бурзян на юг и запад. Часть племени заняла территорию в бассейне рек Большой и Малый Ик, Юшатырь, другие частично - в долине р. Демы, в бассейне рек Ток, Большой и Малый Уран и далее на запад, а остальные - в долинах рек Большой Иргиз, Каралык и Камелик.

В конце 18-19 в. бурзяне смешались с кыпсаками и другими юго-восточными башкирами.

Булгаро-бурджанская проблема

Знакомство европейцев с арабской историографией и географической литературой привело их к выводу о том, что арабские авторы именуют Дунайскую Булгарию Бурджан. Й. Маркварт пришел к выводу, что под бурджанами арабских источников скрываются болгары дунайские и северокавказские, но не волжские, а также – в описании путешествия Харуна ибн Яхъи в Западную Европу – бургунды[13]. Дело в том, что мусульманских писателей по данному вопросу можно поделить на четыре группы:

  • 1) тех, кто знает только Бурджан-на-Кавказе;
  • 2) тех, кто знает только Бурджан-на-Балканах;
  • 3) тех, кто упоминает Бурджан и на Кавказе, и на Балканах;
  • 4) тех, кто употребляет это название применительно к мифической стране, расположенной на крайнем севере.

К первой категории относятся Я’куби, Йакут, Ибн ал-Асир; ко второй – Хишам аль-Калби, Ибн Русте, аль-Масуди, автор Худуд ал-‘Алама, Идриси, Ибн Са’ид, Ибн Халдун; к третьей – Ибн Хордадбех, Табари, Ибн ал-Факих; к четвертой – Казвини, Абу-ль-Фида, Ибн аль-Варди. Последняя группа авторов представляет собой тех, кто механически компилировал данные более ранних сочинений, в результате чего их сведения приобрели фантастический характер.

Существование царства Бурджан на Северном Кавказе вполне доказано корреляцией между собой арабских и армянских источников, упоминающих независимо друг от друга топоним Бурджан и Вараджан. Гораздо сложнее ответить на вопрос, почему некоторые арабские авторы по отношению к Дунайской Болгарии применяют термин Бурджан. По всей вероятности, это связано с тем, что бурджаны в византийских источниках стали известны под именем берзилов или берзитов. Соответствие греческого топонима Берзилия и арабского Бурджан доказывается тем, что в сюжете о строительстве Дербента арабский историк Балазури в качестве места его расположения называет страну аль-Баршалия (или Буршалия), а другой историк Табари - Бурджан. В середине VI в. племена Северного Кавказа – берзилы, унугуры и сабиры – признали над собой власть аваров, отступавших на запад под натиском тюркских войск. Часть этих племен могла быть увлечена волной аварской миграции в Центральную Европу и на Балканы, где в 562 г. возник Аварский каганат. В начале VII в. каган организует серию походов в пределы Византийской империи. Согласно сочинению архиепископа Фессалоникийского Иоанна “Чудеса святого Димитрия Солунского”, в 616 г. в числе племен, осадивших Салоники, были берзиты[14], в лице которых, по всей вероятности, нужно видеть известных северокавказских берзилов. Их переселение должно было вызвать перенос названия Бурджан с Кавказа на Балканы, что и нашло свое подтверждение в арабских источниках[15].

Территория расселения

На территории расселения бурзян ныне находятся Баймакский, частично Бурзянский, Мелеузовский, Кугарчинский, Куюргазинский р-ны Республики Башкортостан, часть Оренбургской области.

Интересные факты

Представителями племени Бурзян являются Алдар Исекеев, Каранай Муратов,Сагит Исмагилов.

Ссылки

Алдар Исекеев - Личность в башкирской истории

Каранай Муратов - Личность в мировой истории

Библиография

  1. Тogan Z. Başkurtların tarihi. Ankara, 2003. — с.3
  2. Уметбаев М. Ядкар. Казань, 1897. - с.39
  3. Ibn al-Athir. Tarikh al-kamil. Vol. 1. Cairo. 1884. — с.196
  4. Tabari. Tarikh al-umam wa-l-muluk. Cairo, 1939. — с.528
  5. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. - с.183
  6. Хамидуллин С.И. "Царство гуннов" и княжество Бурджан // "Вопросы истории" №3. 2011. - с.159-164
  7. Yaqut al-Rumi. Mu’jam al-buldan. Beirut, 1990. Vol. I. - P. 443
  8. Патканов К. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому // Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1883 г.. Март. - С. 27-31
  9. История агван Моисея Каганкатваци, писателя X века / Пер. с арм. К.Патканова. СПб., 1861. - с.198
  10. Смирнов А.П. Железный век Башкирии // Материалы и исследования по археологии СССР. № 58. М., 1957. - с.66
  11. Сунгатов Ф.А. Турбаслинская культура (по материалам погребальных памятников V–VIII вв. н.э.). Уфа, 1998. - с. 104–105
  12. Бикбов Ю. Башкурды. Материалы по истории башкирского народа // Оренбургская газета. 1899
  13. Marquart J. Osteuropäische und Ostasiatische Streifzüge. Leipzig, 1903. - s.207, 491
  14. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II. М.: Восточная литература, 1995. - с. 125
  15. http://www.bashkirica.ru)
  • Янғужин Р.З. Башҡорт ҡәбиләләре тарихынан. Өфө, Китап, 1995.
  • Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974.

Бурзян хойлай, бурзян чишмы расстояние, бурзянский шульган таш район, бурзян история возникновения.

Страдыньш, Павел Иванович, Бимери, Оди Мёрфи, Барвенковская волость (Изюмский уезд), Обсуждение:Рузине.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06