26-05-2023
|
|
Илья Репин | |
Бурлаки на Волге. 1872—1873 | |
Холст, масло. 131,5 × 281 см | |
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург | |
Изображения на Викискладе |
«Бурлаки на Волге» — картина русского художника Ильи Репина, созданная в 1870—1873 годах. Изображает артель бурлаков во время работы. Предположительно, пример критического реализма, переходящего в натурализм . Картина имеет размеры 131,5×281 см и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Согласно воспоминаниям художника, замысел картины возник ещё в 1869 году, когда во время работы над конкурсной картиной «Иов и его друзья» он вместе с Константином Савицким поехал на Неву на этюды. Увиденные им там впервые бурлаки произвели на Репина сильное впечатление своим контрастом с жизнерадостным обществом и живописной природой. Тогда же был создан первый акварельный эскиз картины, включавший помимо собственно бурлаков и контрастировавших с ними дачников. Такая композиция картины была раскритикована Фёдором Васильевым как «искусственная» и «рассудочная» . Последний, вместе с Иваном Крамским, нашли стеснённому в то время в средствах Репину необходимые для поездки на Волгу 200 рублей .
К этому же времени относится демарш Репина по поводу его возможного исключения из Академии художеств в связи с нежеланием сдавать экзамены по общеобразовательным предметам. Репин подал заявление об увольнении, которое не было удовлетворено, вместо этого ему была обещана заграничная стажировка и оплачен проезд по Волге от Твери до Саратова. В мае 1870 года группа в составе Ильи Репина, его брата Василия, Фёдора Васильева и Евгения Макарова на пароходе компании «Самолёт» отправилась в путешествие.
В 1870 году Репин создал рисунок карандашом в размере 18,3×32,7 см. Этот эскиз сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве (№ 11488). Из эскиза возникла первая версия в масле в формате 23,5×50,5 см (Третьяковка, № 708). В марте 1871 года временная версия картины была выставлена в Санкт-Петербурге и награждена призом. В марте 1873 года Репин закончил работу.
Бурлаки на Неве. Один из первых эскизов
Алёшка поп
Бурлак (“Солдат»)
Голова бурлака
«Как за хлеб, так за брань»
Левка дурачок
Рыбинск
Левка-дурачок. Голова Канина
Бурлаки на Волге. Эскиз-вариант.
Нижний Новгород. Кремль
Бурлаки на Волге. Эскиз
Нижний Новгород. Вид из Кремля на ярмарку
Саратов
Стога. Курумча
Канин
Один из эскизов к «Бурлакам»
Волжский пейзаж «Воровская»
Бурлаки идущие вброд, 1872, Холст, масло. 62 × 97 см, ГТГ
Один из отзывов Репина о бурлаках:
- Какой, однако, это ужас, - говорю я уж прямо. - Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?— «Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин.
На картине вдали изображен буксир, как символ прогресса, никак не доходящий до простых людей в России.
Другой, более поздний, отзыв был таким:
«Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».
…
Но меня это нисколько не занимает: нет, вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное - цвет его лица!
— «Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин.
Владимир Стасов поощрял композиционные изменения, сделанные художником, назвав предыдущий вариант полотна «почти еще только эскизом» и с удовлетворением отмечал, что последний вариант картины уже сделан «не для того, что бы разжалобить и вызвать гражданские вздохи», а с целью показать в первую очередь «виденные типы и характеры»[1].
Картина была впервые выставлена в величайшую профанацию искусства». Подлинную атаку повёл на произведение Репина консервативный публицист Алексей Суворин.
В то же время Стасов и Крамской приняли полотно восторженно, как подлинный триумф национального гения, сопоставимый с реалистическими произведениями ГоголяДневнике писателя» Фёдор Достоевский проанализировал картину Репина и высказался о ней как о подлинном торжестве правды в искусстве . Владимир Короленко скопировал гравюрную репродукцию и повесил её у себя в комнате . На Всемирной выставке картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем, который повесил её в бильярдной комнате Владимирского дворца:
. В своём «Надо правдy сказать, что великомy князю картина эта искренне нравилась. Он любил объяснять отдельные характеры на картине: и расстригy попа Канина, и солдата Зотова, и нижегородского бойца, и нетерпеливого мальчишкy — yмнее всех своих старших товарищей; всех их знал великий князь, и я слышал собственными yшами, с каким интересом он объяснял все до самых последних намеков даже в пейзаже и фоне картины.— И. Е. Репин «Далёкое близкое»
Работы Ильи Репина | |
---|---|
Славянские композиторы (1872) • Бурлаки на Волге (1872—1873) • Садко (1876) • Крестный ход в Курской губернии (1880—1883) • Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1883—1885) • Не ждали (1884—1888) • Запорожцы (1880—1891) • Осенний букет (1892) • Дуэль (1896) • Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года (1903) |
Бурлаки на Волге.