Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Не ждали (картина Репина)

08-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Илья Репин
Не ждали, 1884—1888
Холст, масло. 160,5 × 167,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Не жда́ли» — картина русского художника Ильи Репина (1844—1930), написанная в 1884—1888 годах. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 160,5×167,5 см[1][2].

Описание

На картине изображён момент, когда в квартиру неожиданно для присутствующих заходит мужчина — возвратившийся из далёких краёв политический ссыльный. Очевидно, его не ожидали, и поэтому различна первая реакция членов семьи на его возвращение. Несомненна радость женщины за фортепьяно (видимо, его жены) и мальчика, сидящего за столом. Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего[1][3].

История

«Не ждали» (первый вариант картины, начат в 1883)

У картины «Не ждали» есть два варианта. Первый из них был начат в 1883 году, и на нём возвращающейся в семью была изображена девушка-курсистка. Эта картина была написана маслом по дереву, и она была относительно небольшого размера, 45,8 × 37 см[4]. 15 лет спустя, в 1898 году Репин взялся за доработку этого варианта картины, несколько изменив образ входящей девушки[5]. В настоящее время этот вариант картины также является частью собрания Третьяковской галереи[4].

В 1884 году Репин начинает писать второй, основной вариант картины, существенно бо́льший по размеру, на котором в комнату входит не девушка, а мужчина. Работа над картиной была начата на даче под Санкт-Петербургом, а позировали художнику члены его семьи и другие знакомые[6]. В частности, жена возвратившегося мужчины была написана с Веры Алексеевны, жены Репина, и В. Д. Стасовой, мать — с В. Д. Шевцовой, тёщи художника, мальчик — с Серёжи Костычева, сына соседей по даче, девочка — с Веры Репиной, дочери художника, а горничная — с прислуги Репиных[7][8]. На одном из промежуточных этюдов к этой картине входящий мужчина был похож на Всеволода Гаршина[8].

В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге[9]. Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину[8]. Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки; содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»[9].

После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России. По окончании этого путешествия Павел Третьяков, наконец, предложил художнику купить у него эту картину. Репин, однако, отказался продавать её, сказав, что, во-первых, Фёдор Терещенко уже высказал желание приобрести эту картину, а во-вторых, он сам собирается переписать главного героя картины. Когда эта работа была закончена, Павлу Третьякову всё же удалось заполучить картину в свою коллекцию, хотя для этого ему пришлось увеличить цену с 5 тысяч до 7 тысяч рублей[8].

После этого Репин дорабатывал картину в 1885, 1887 и, наконец, в 1888 году. В основном, эти более поздние изменения коснулись выражений лиц входящего мужчины, его матери и его жены[5].

Отзывы

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов в своей книге о Репине писал[7][5]:

Полотно «Не ждали» — выдающаяся картина Репина по красоте и мастерству ее живописного решения. Она написана в пленэре, полна света и воздуха, ее светлый колорит сообщает ей смягчающую драму мягкую и светлую лиричность. <...> Колористическое решение картины, в такой же мере, как и ее композиция, представляет столь удачно найденное, ясное построение, что оно кажется само собой разумеющимся, непосредственно натуральным. На самом же деле натуральное здесь упорядочено и приведено в определенную систему, тем более строгую и гармоничную, что кажущаяся случайность живой действительности выполняет задачу показать возвышенную мораль, душевное благородство и величие поступков как естественную жизнь и чувства простых людей. Сохраняя свою естественность, они стали в изображении Репина столь же подлинно историчными героями, как это было в условной возвышенности героев исторической живописи прошлого. Найдя и показав действительных героев своего времени, художник совершил большой шаг вперед в развитии и жанровой и исторической живописи. Вернее, он достиг их особого слияния, которое открывало возможность исторической живописи на современные темы.

Детали

Интерьер квартиры украшен репродукциями, которые имеют значение для оценки политических настроений в этой семье и символики картины. Это портреты писателей-демократов Некрасова и Шевченко, изображение императора Александра II, убитого народовольцами, на смертном одре, а также Христос на Голгофе — символ страдания и искупления, соотносившегося интеллигентами-революционерами со своей миссией.

«Картина появилась на выставке вскоре после амнистии ссыльным народовольцам. В контексте таких напоминаний о „мятежах и казнях“, омрачивших „начало дней“ царствующего монарха, появление ссыльного в стенах родного дома получает характер неожиданного чудесного явления с порога небытия, иначе говоря — воскресения. В очерке силуэта и позе матери, поднимающейся с кресла навстречу сыну, отчетливо узнаваема иконография фигур, созерцающих чудесные явления в сюжетах Воскрешение Лазаря, Христос в Эммаусе и т. п. В ближайшей перспективе этот мотив имеет аналогию в картине Иванова Явление Христа народу».[3]

Примечания

  1. ↑ Репин Илья Ефимович — Не ждали (HTML). Архивировано из первоисточника 19 мая 2013.
  2. Репин Илья Ефимович — Не ждали, 1884—1888 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 10 мая 2013.
  3. ↑ Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника — Не ждали, 1884 (HTML). ilya-repin.ru. Проверено 10 мая 2013. Архивировано из первоисточника 19 мая 2013.
  4. ↑ Репин Илья Ефимович — Не ждали, 1883—1898 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 13 мая 2013.
  5. ↑ Репин, Илья Ефимович. Не ждали. (HTML). Российский общеобразовательный портал — artclassic.edu.ru. Проверено 10 мая 2013. Архивировано из первоисточника 19 мая 2013.
  6. С. Королёва Илья Ефимович Репин (Великие художники, том 20). — Москва: Директ-Медиа и Комсомольская правда, 2010. — ISBN 978-5-87107-193-9.
  7. 1 2 А.А. Фёдоров-Давыдов И.Е. Репин. — Москва: Искусство, 1989. — С. 68—70. — 121 с. — ISBN 5-98724-030-1.
  8. ↑ Собрание Третьяковки: Картина Ильи Репина «Не ждали» (HTML). Радио «Эхо Москвы» — echo.msk.ru. Проверено 13 мая 2013.
  9. ↑ Неустанное служение (К истории коллекции П.М. Третьякова) (HTML). Наше наследие — www.nasledie-rus.ru. Проверено 10 мая 2013.

Ссылки


Не ждали (картина Репина).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06