Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Вечер (Микеланджело)

30-04-2023

Микеланджело
Вечер, 15241534
итал. Crepuscolo
мрамор. Высота: 155 см
Капелла Медичи, Флоренция

«Вечер» (итал. Crepuscolo) — мраморная статуя, изображающая аллегорию Вечера (или Сумерек), созданная Микеланджело в течение 1524—1534 гг. Статуя входит в композицию надгробия Лоренцо II Медичи в капелле Медичи.

Содержание

История создания

Новая сакристия (ризница) была задумана как мемориальная капелла Джулиано Медичи, брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми. Это был замысел Льва X, но заказчиком стал папа Климент VII, другой член семьи Медичи, который активно поддерживал этот проект.

Микеланджело работал над статуей в течение 1524 — 1534 гг. По Эрпелю, статуя была почти готова в марте 1526[1], а окончательно статуя была доработана в 1534 году, когда Микеланджело уехал в Рим, не установив скульптуру и не завершив гробницу [а].

Новая сакристии церкви Сан-Лоренцо. Надгробие Лоренцо II Медичи

Предыдущая модель

Существовала терракотовая модель для статуи, описанная в каталоге Кристофа Готлиба Мурра (1797) [б]. Однако, о ней ничего неизвестно с 1802 года, когда коллекция была распродана[2].

Описание

«Вечер» — пожилой мужчина атлетического телосложения. Его лицо едва намечено, как и у «Дня», что контрастирует с полированной поверхностью тела[3]. Он засыпает, его левая рука уже едва поддерживает тело, голова склоняется на грудь, а правая нога, небрежно заброшенная, через несколько мгновений выпрямится, и «Вечер» ляжет ровно и горизонтально. По Виктору Лазареву, «словно пытаясь подчеркнуть, что наступают сумерки, когда все предметы кажутся затянутыми паволокой, Микеланджело сознательно оставил незавершенными лицо, руки и ноги»[4].

Как писал Либман, «„Вечер“ — погружен в смутные размышления»[5]. Айнем сказал, что «кажется, все силы покинули слабое тело (…) „Вечера“. Голова незавершена, но гнетущая атмосфера пожилого возраста и ностальгии переданы безошибочно»[6].

Образ в искусстве

В биографическом романе Ирвинга Стоуна «Муки и радости» (1961) о скульптуре написано, что: «(…) Лицо „Вечера“ — было портретом его собственного, со впалыми глазами, костлявым носом, бородатого лица»[7][8].

В японском аниме-сериале «Эрго Прокси» (2006) все четыре статуи-аллегории выступают советниками правителя города Ромдо (Рим?). Скульптура «Вечера» — персонификация Джорджа Беркли, влиятельного ирландского философа, который известен своими работами о субъективном идеализме, запечатлёнными в его книге «Быть — ​​это чувствовать» (лат. «Esse est percipi»)[9].

Примечания

а. ^ гробница была завершена по заказу Козимо I Медичи в 1554—1555 гг. Джорджо Вазари и Бартоломео Амманнати[10]
а. Description Du Cabinet de Monsieur Paul de Praun Nuremberg (1797), Nabu Press, 2011, 548 p.

Ссылки

  1. Эрпель, 1990, с. 14
  2. LeBrooy, 1972, с. 86
  3. Wallace, 2010, с. 33
  4. Микеланджело. Поэзия. Письма, 1983, с. 21
  5. Либман, 1964, с. 22
  6. Einem, 1973, с. 100
  7. The Agony and the Ecstasy (англ.) 698. www.scribd.com. — «(…) Dusk was a portrait of his own sunken-eyed, bony-nosed, bearded face (…)»  Архивировано из первоисточника 8 августа 2012. Проверено 22 липня 2012.
  8. Стоун, 1991, с. 668 —669
  9. Визуальные цитаты. ERGO PROXY SUM. Архивировано из первоисточника 3 октября 2012.
  10. Медичи - символ эпохи Возрождения. Архивировано из первоисточника 30 сентября 2012.

Источники

  • Вазари Д. Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. — К.: Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с.  (укр.)
  • Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В. Н. Гращенков. — М.: Искусство, 1983. — 451 с.
  • Herbert von Einem; Ronald Taylor. Michelangelo = нем. Michelangelo (1959). — London: Methuen&Co Ltd, 1973. — 329 с.  (англ.)
  • Эрпель Фриц. Микеланджело / Пер. с нем. Сергея Данильченко. — Берлин: Хеншель, 1990. — 72 с. — ISBN 3-362-00044-4
  • Eric Scigliano. Michelangelo's Mountain: The Quest For Perfection In The Marble Quarries Of Carrara. — Simon and Schuster, 2005. — 352 с.  (англ.)
  • Либман М. Я. Микеланджело Буонарроти. — М.: Советский художник, 1964.  (рус.)
  • John Addington Symonds. The Life of Michelangelo Buonarroti. — 1893.  (англ.)
  • Paul James LeBrooy. Michelangelo models formerly in the Paul von Praun Collection. — Michigan, 1972.  (англ.)
  • William Wallace. The Treasures of Michelangelo. — Andre Deutsch, 2010. — ISBN 978-0-233-00253-8  (англ.)


Вечер (Микеланджело).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06