Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

День (Микеланджело)

03-06-2023

Микеланджело
День, 15201534
итал. Giorno
мрамор. Высота: 160 см
Капелла Медичи, Флоренция

«День» (итал. Giorno) — мраморная статуя, изображающая аллегорию Дня, созданная Микеланджело в течение 1520—1534 гг. Статуя входит в композицию надгробия Джулиано Медичи в капелле Медичи.

Содержание

История создания

Новая сакристия (ризница) была задумана как мемориальная капелла Джулиано Медичи, брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми. Это был замысел Льва X, но заказчиком стал папа Климент VII, другой член семьи Медичи, который активно поддерживал этот проект.

Микеланджело работал над статуей в 1520 — 1534 гг. Окончательно статуя была доработана в 1534[1], когда Микеланджело уехал в Рим, не установив скульптуру и не завершив гробницу[а].

Новая сакристии церкви Сан-Лоренцо. Надгробие Джулиано Медичи

Предыдущая модель

Сохранилась терракотовая модель статуи, созданная около 1524 года. У модели отсутствует правая стопа. У модели полностью завершена голова, тогда как голова статуи — едва намечена[2]. Лицо модели почти полностью соответствует лицу побежденного из скульптурной группы «Дух победы» — густые вьющиеся волосы, словно шапка, длинная борода, широкий нос[3]. Также модель более мускулистая, чем статуя. Спина модели завершена, доработана правая рука. Именно такой её запечатлел в своих зарисовках Тинторетто[4].

Микеланджело. «Дух победы»

Модель хранится в коллекции Хьюстонского музея изобразительных искусств (Хьюстон, Техас)[5].

Описание

«День» — чрезвычайно мускулистый, сильный мужчина. Уильям Уоллес отметил, что лицо «Дня» «(…) восходит над его же собственным плечом как солнце над мысом»[6]. По Лазареву, статуя «(…) напоминает мощную лавину (…) очевидны отголоски титанических образов Сикстинской капеллы»[7]. Говард Бенджамин Гиббард (англ. Howard Benjamin Hibbard), писал, что скульптура «(…) еще один вариант „Бельведерского торса“»[8]. Как пишет Либман, «День» смотрит «мрачно и недружелюбно, из-за плеча, (…) словно закрываясь от враждебного мира»[9].

Тинторетто. «День» (эскиз по Микеланджело)

Как и у остальных фигур капеллы, глаза «Дня» слепые — скульптор оставил их без зрачков[10].

Айнем приводит мнение Фридриха Кригбаума, что «День», по первоначальному замыслу, тоже должен был быть изображён с характерными атрибутами, в частности, с тиарой (диадемой) солнечных лучей[11].

Образ в искусстве

В биографическом романе Ирвинга Стоуна «Муки и радости» (1961) о скульптуре написано, что это была фигура: «(…) мудрого, сильного человека, который узнал все о преходящей боли и наслаждениях жизни, (…) голова была повернута над массивным плечом и предплечьем так, что мускулистый торс подчеркивал спину, которая могла поднять и выдержать на себе весь мир»[12][13].

В японском аниме-сериале «Эрго Прокси» (2006) все четыре статуи-аллегории выступают советниками правителя города Ромдо (Рим?). Скульптура «День» — персонификация Эдмунда Гуссерля, немецкого философа, основателя феноменологии, работы которого придавали вес субъективному опыту как источнику познания объективных феноменов[14].

Примечания

а. ^ гробница была завершена по заказу Козимо I Медичи в 1554—1555 гг. Джорджо Вазари и Бартоломео Амманнати[15]

Ссылки

  1. Эрпель, 1990, с. 14
  2. LeBrooy, 1972, с. 53
  3. LeBrooy, 1972, с. 54
  4. LeBrooy, 1972, с. 55 —57
  5. LeBrooy, 1972, с. 52
  6. Wallace, 2010, с. 33
  7. Микеланджело. Поэзия. Письма, 1983, с. 21
  8. Hibbard, 1974, с. 192
  9. Либман, 1964, с. 22
  10. Hibbard, 1974, с. 185
  11. Einem, 1973, с. 103
  12. The Agony and the Ecstasy (англ.) 698. www.scribd.com. — «(…) With Day, a wise, strong man who knew every aspect of life's passing pain and pleasure, he carved the head sweeping out over its own massive shoulder and forearm, reflecting in its muscled torso a back that had lifted and carried the weights of the world»  Архивировано из первоисточника 8 августа 2012. Проверено 22 июля 2012.
  13. Стоун, 1991, с. 668
  14. Визуальные цитаты. ERGO PROXY SUM. Архивировано из первоисточника 3 октября 2012.
  15. Медичи - символ эпохи Возрождения. Архивировано из первоисточника 30 сентября 2012.

Источники

  • Вазари Д. Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. — К.: Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с.  (укр.)
  • Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В. Н. Гращенков. — М.: Искусство, 1983. — 451 с.
  • Herbert von Einem; Ronald Taylor. Michelangelo = нем. Michelangelo (1959). — London: Methuen&Co Ltd, 1973. — 329 с.  (англ.)
  • Эрпель Фриц. Микеланджело / Пер. с нем. Сергея Данильченко. — Берлин: Хеншель, 1990. — 72 с. — ISBN 3-362-00044-4
  • Eric Scigliano. Michelangelo's Mountain: The Quest For Perfection In The Marble Quarries Of Carrara. — Simon and Schuster, 2005. — 352 с.  (англ.)
  • Paul James LeBrooy. Michelangelo models formerly in the Paul von Praun Collection. — Michigan, 1972.  (англ.)
  • Либман М. Я. Микеланджело Буонарроти. — М.: Советский художник, 1964.  (рус.)
  • John Addington Symonds. The Life of Michelangelo Buonarroti. — 1893.  (англ.)
  • William Wallace. The Treasures of Michelangelo. — Andre Deutsch, 2010. — ISBN 978-0-233-00253-8  (англ.)


День (Микеланджело).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06