07-10-2023
Вое́нное преступле́ние, или вое́нные преступле́ния — собирательный термин, обозначающий особо тяжкие нарушения международного гуманитарного права во время ведения военных (боевых) действий:
Военные преступления, носящие массовый характер, с большим числом жертв, считаются преступлениями против человечности и подсудны не национальным военным судам, но международным военным трибуналам. Ввиду исключительной серьёзности к преступлениям против человечности неприменим срок давности. Следует отличать военные преступления от воинских, то есть — преступлений против воинской службы, совершённых военнослужащими (неисполнение приказа, дезертирство и тому подобное).
За всю историю большинство лиц, совершивших военные преступления и преступления против человечности, не было наказано[2].
Определение термина военное преступление дано в части 2 статьи 8 Римского статута (Устава) Международного уголовного суда, согласно которому к военным преступлениям относятся:
a) серьёзные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно любое из следующих деяний против лиц или имущества, охраняемых согласно положениям соответствующей Женевской конвенции:
- умышленное убийство;
- пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;
- умышленное причинение сильных страданий или серьёзных телесных повреждений или ущерба здоровью;
- незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;
- принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооружённых силах неприятельской державы;
- умышленное лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое и нормальное судопроизводство;
- незаконная депортация или перемещение или незаконное лишение свободы;
- взятие заложников;
б) другие серьёзные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооружённых конфликтах в установленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:
- умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;
- умышленные нападения на гражданские объекты, то есть объекты, которые не являются военными целями;
- умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по международному праву вооружённых конфликтов;
- умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба гражданским объектам или обширного, долгосрочного и серьёзного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством;
- нападение на незащищённые и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания или их обстрел с применением каких бы то ни было средств.
Кроме того, ч. 3 Женевской Конвенции предусматривает, что её действие распространяется и на те конфликты, которые не носят международного характера. Подписавшие Конвенцию государства приняли на себя следующее обязательство в случае вооружённого конфликта, возникшего на территории такого государства и не носящего международного характера: каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять как минимум следующие положения:
1) Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооружённых сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.
С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:
- a) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания,
- b) взятие заложников,
- с) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение,
- d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учреждённым судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.
2) Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.
— [4]
В декабре 2017 года в Римский статут Международного уголовного суда (МУС) ООН были внесены следующие действия, которые будут классифицироваться как военные преступления[5]:
- Использование биологического или токсинного оружия;
- Использование вооружений, чьи поражающие элементы невозможно выявить с помощью рентгеновского излучения;
- Использование ослепляющего лазерного оружия.
Совершение любого из деяний, отмеченных в п. 1 как запрещённые, является военным преступлением, а лица, их совершившие, являются военными преступниками.
Международным правом установлена не только личная ответственность за военные преступления, но также и командная ответственность. Статья 86 I протокола к Женевским конвенциям 1949 года утверждает, что командир несёт ответственность за нарушения конвенций подчинёнными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.
К военным преступлениям неприменим срок давности (Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, ООН 1968; Eвропейская конвенция о неприменимости срока давности к преступлениям против человечества и к военным преступлениям, 1974).
Для того, чтобы не создавать отдельный трибунал для каждого конфликта, в 1998 году было решено создать Международный уголовный суд, в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция[6]. В 2002 году договор о его создании вступил в силу.
Однако многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его. Более того, США, пользуясь лазейкой в договоре, заключили со многими странами двусторонние соглашения о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду (часто, но не всегда такие договоры содержали также встречное обязательство со стороны Соединённых Штатов не выдавать граждан второго государства).
Как гласит приговор Нюрнбергского трибунала, международные конвенции не могут быть лазейкой для ухода преступников от ответственности (неприсоединение в том числе). Начиная с XVIII века развивались принципы, основанные на точке зрения, «что убивать беззащитных людей или наносить им вред противоречит военной традиции». Хотя речь идёт о военнопленных, необходимость гуманного обращения распространяется на любое мирное население в вооружённых конфликтах любого характера (суть упомянутой в приговоре точки зрения)[7].
В эпоху первобытных войн, когда этническая разобщённость основывалась на родоплеменных обычаях и языческих поверьях, проявление насилия по отношению не только к воинам врага, но и их мирным соплеменникам, не встречало серьёзного осуждения. Имущество и члены семей противника рассматривались как вполне законные трофеи, которые необязательно было уничтожать, но которыми вполне возможно было владеть, а с развитием товарно-денежных отношений, ещё и продавать или обменивать. Не намного лучше обстояло дело в эпоху древневосточных цивилизаций, например египтяне, называли своих пленных «живыми убитыми», а ассирийцы «для профилактики» запросто сажали своих пленников на кол или сдирали с них кожу. Невзирая на развитие рабовладения, беспричинная жестокость по отношению к противнику уже встречает осуждение у ряда античных мыслителей.
Так, Диодор Сицилийский (I в. до н. э.) в книге XXXII своей «Исторической библиотеки» одобряет гуманное отношение Александра Великого к покорённым народам. «Поступая самым мягким образом с пленными во время войны с персами, — пишет историк, — он не только мужеством, но и своим, ставшим знаменитым, кротким отношением нашел в населении Азии сторонников своей власти. В более близкие времена римляне, устремившиеся к власти над миром, достигли ее с помощью человеколюбия, а мужественно сражаясь и обращаясь в высшей степени милостиво с побежденными, сделали свое господство самым сильным. Они были настолько далеки от проявления жестокости и мести к побежденным, что, казалось, они обращаются с ними не как с врагами, но относятся к ним как к благодетелям и друзьям. Побежденные ожидали, что им как врагам отомстят самым жестоким образом, однако победители не оставили другим никакой возможности превзойти себя в проявлении гуманности. Одним они дали участие в политических правах, другим уступили право брачного союза, некоторым вернули независимость, и ни с кем в наказании не были суровы сверх необходимого…»[8].
В эпоху поздней Римской империи против военных преступлений, совершавшихся с санкции или с молчаливого согласия светских правителей, стала публично выступать христианская церковь. В «Церковной истории» Созомена (V в. н. э.), в частности, рассказывается, что в 390 г. н. э. епископ Амвросий Медиоланский не пустил в храм самого императора Феодосия Великого, обвинив его в потворстве своим войскам, устроившим массовую резню горожан в Фессалониках в ответ на убийство римского чиновника[9].
Византийский поэт и историк VI века Агафий Миринейский, рассказывая о подавлении в 556 году воинами императора Юстиниана восстания кавказского племени мисимиян, крепость которых Тцахар располагалась в современной Абхазии у входа в Кодорское ущелье, с явным осуждением сообщает, что перед её штурмом византийцы жестоко разорили располагавшееся рядом мирное селение, вырезав в нём всех женщин и детей:
«Римляне, встречая их при выходе и принимая их, так сказать, мечами, произвели страшное избиение. Одни, уже выскочившие, немедленно умерщвлялись, а за ними другие, за ними третьи, так что не было никакого перерыва в избиении, производимом в общей свалке. Многие женщины, вскочив с постелей, с громким плачем высыпали на улицу. Но, охваченные гневом, римляне не пощадили и их. И они, жесточайшим образом изрубленные, явились искупительной жертвой за преступное бесстыдство своих мужей. Одна красивая женщина выскочила с зажженным факелом в руках и была хорошо видима, но и она, пронзенная копьем в живот, погибла самым жалким образом. Из римлян же кто-то, схватив факел, бросил огонь в жилище. Жилища, построенные из дерева и соломы, быстро воспламенились. Пламя поднялось так высоко, что возвестило о происходящем и народу апсилийцев и другим, более отдаленным. Тогда, конечно, варвары стали погибать еще более страшным способом. Те, кто оставались дома, сжигались вместе с домами, или их давили обрушивающиеся постройки. Над теми же, которые выскакивали из домов, нависала еще более верная смерть от мечей. Было захвачено много блуждающих детей, ищущих своих матерей. Из них одних умерщвляли, жестоко разбивая о камни; другие, как бы для забавы подбрасываемые высоко и затем падая вниз, принимались на подставляемые копья и пронзались ими в воздухе. И, конечно, римляне не без основания проявляли величайшее озлобление против мисимиян как за убийство Сотериха, так и за преступное злодейство по отношению к послам; но, разумеется, не следовало по отношению к грудным детям, которые отнюдь не являлись участниками злодейств их отцов, свирепствовать так жестоко.»[10]
Возможно, что первым «международным» признанием обязанности командиров действовать в соответствии с определёнными нормами и законами войны, считают процесс по делу рыцаря Петера фон Хагенбаха в специальном трибунале Священной Римской империи в 1474 году[11][12].
Впоследствии, в истории войн вопрос об ответственности за нарушение законов и обычаев войны до XX века возникал не раз, но практически все мирные договоры, заключавшиеся в то время, содержали в себе положения об амнистии, согласно которым все порожденные войной нарушения права неизменно предавались забвению[13].
Версальский мирный договор содержал в том числе и требование выдачи лиц, которых власти стран Антанты считали военными преступниками. Таковым объявили бывшего германского императора Вильгельма II, которого обвинили в «высшем оскорблении международной морали и священной силы договоров». Для суда над ним предполагалось создать международный трибунал. Также предусматривалось, что победившие державы составят список тех немецких гражданских и военных чинов, подлежащих суду и потребуют у Германии выдать их. Однако Вильгельм II так и не был экстрадирован из Нидерландов, куда был вынужден бежать в ноябре 1918 года. Что же касается остальных, то германское правительство резко возражало против выдачи своих граждан. Вместе с тем, не отрицая военных преступлений совершённых ими, оно выразило готовность передать их дела германским судебным органам. К суду в итоге привлекли всего 12 человек, среди которых не оказалось ни одного высшего чиновника или военачальника. Процессы над ними в Лейпциге в начались в мае 1921 года и закончились уже в июле того же года. Все обвиняемые отделались очень небольшими сроками заключения, причём многие не отбыли их полностью[13][14].
В разделе не хватает сносок. (2 июля 2021) |
«За действия, которые служащие вермахта и союзники совершат в отношении вражеского гражданского населения, не предусмотрено никакое преследование, также и в том случае, если это действие одновременно является военным преступлением или проступком».
(см. также Айнзатцгруппы полиции безопасности и СД)
По итогам Второй мировой войны состоялись Нюрнбергский и Токийский процессы, имевшие целью наказать военных преступников только нацистской Германии и милитаристской Японии.
Нюрнбергский процесс был организован державами-победительницами: СССР, США, Великобританией и Францией.
В Токийском процессе, кроме вышеперечисленных, принимали участие также Австралия, Канада, Китай, Индия, Нидерланды, Новая Зеландия и Филиппины.
см. Война во Вьетнаме (Военные преступления)
Военные преступления в ходе гражданской войны в Ливии совершались воюющими сторонами в ходе гражданской войны 2011 года. Как заявил главный прокурор Международного уголовного суда Луис Морено-Окампо: «Есть обвинения в преступлениях, совершённых НАТО, есть обвинения в преступлениях, совершённых силами ПНС… а также обвинения в новых преступлениях, совершённых силами, верными Каддафи. Все обвинения будут расследованы беспристрастно и независимо»[41].
В докладе, опубликованном 13 сентября 2011 года правозащитной организацией «Международная амнистия» (Amnesty International), говорится, что все лица, совершавшие военные преступления и преступления против человечности в Ливии, — как сторонники Переходного национального совета (ПНС), так и сторонники Муаммара Каддафи — должны предстать перед судом. «Для того, чтобы восстановить страну, основываясь на принципах законности и уважения прав человека, необходимо добиться того, чтобы все подобные преступления были расследованы. Виновные должны предстать перед судом, независимо от того, какое положение и чью сторону в конфликте они занимают», «Если же им будет позволено уйти от правосудия, это будет сигналом того, что серьёзные случаи нарушения прав человека в Ливии и впредь будут оставлять без внимания»[42].
Военные преступления в войне в Грузии (2008), по заявлениям воюющих сторон, происходили регулярно, и каждая из сторон обвиняла в этом своего противника[43]. О военных преступлениях в ходе конфликта также заявляли журналисты, правозащитники и другие лица.
Военные преступления, совершённые воюющими сторонами в ходе гражданской войны в Сирии, начались 15 марта 2011 года. За весь период конфликта постоянно поступают многочисленные сообщения о различных преступлениях, совершаемых сторонами конфликта, от различных авторитетных международных организаций и СМИ. Разница только в заявленных масштабах.
Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде были учреждены Советом Безопасности ООН для наказания лиц, совершавших геноцид в Руанде и преступления в ходе вооружённых конфликтов на территории бывшей Югославии соответственно. Важной особенностью Международного трибунала по бывшей Югославии является то, что он рассматривает дела о преступлениях, совершённых всеми сторонами вооружённых конфликтов в бывшей Югославии.
В 1998 году Международный трибунал по Руанде (МТР) впервые в мировой истории признал изнасилование в качестве возможного акта геноцида. В 2001 году Международный трибунал по бывшей Югославии признал систематическое массовое изнасилование женщин преступлением против человечества[45].
На фото: разрушенные жилые дома в Харькове и Киеве; жертвы резни в Буче (Украина, 2022) |
2 марта 2022 года главный прокурор Международного уголовного суда (ICC) Карим Хан заявил, что стартовало расследование дела «возможных военных преступлений», совершённых Россией в ходе войны против Украины. Прокурор уточнил, что видит признаки военных преступлений и преступлений против человечности[46]. 16 марта 2022 года Сенат США единогласно признал президента Российской Федерации Владимира Путина военным преступником[47][48].
Правозащитная организация Human Rights Watch задокументировала первые военные преступления, совершённые российской армией против украинского мирного населения в Черниговской, Харьковской и Киевской областях[49][50].
В связи с полномасштабной вооружённой агрессией России на Украине 42 страны обратились в Международный суд в Гааге из-за военных преступлений российских военных. Обращение этих стран позволило упростить и ускорить процедуру для Украины[51]. Министр юстиции Украины Денис Малюська заявил: «Мне сложно представить цивилизованную европейскую страну, которая не задержала бы и не передала МУС (Международному уголовному суду) какого-то военного преступника, например, политического или военного руководителя из России. Такой приговор будет означать, что дипломатический паспорт, скорее всего, россиянам не поможет, они будут арестованы на территории любой европейской или другой страны, признающей юрисдикцию МУС, переданы в Гаагу и получат заключения»[52].
Военные преступления.