30-04-2024
Воинский поезд[1][2] (англ. troop train)— специально выделенный и подготовленный поезд (группа вагонов во главе с локомотивом) для перемещения воинских эшелонов (войск (сил), , военной техники и других воинских грузов).
Каждый воинский поезд имеет присвоенный ему номер, например: Воинский поезд № 504[3].
Передвижение формирований вооружённых сил (ВС) занимает большое и важное место в их жизнедеятельности и является одним из решающих факторов, которые обуславливают достижение победы над врагом. Ранее войско передвигалось пешком, верхом и на водном транспорте.
С появлением железнодорожного транспорта формирования ВС стали передвигаться и на нём. Так, 24−27 августа 1848 года в военном деле впервые в мире был использован железнодорожный транспорт для переброски личного состава, из Петербурга в Колпино по железной дороге Санкт-Петербург — Москва, были перевезены три полка 1-й гренадерской дивизии в количестве 7 500 человек, следовавшие в Новгород по окончании лагерного сбора.
В Российской Империи воинский поезд составлял[когда?] нормальный[какой?] железнодорожный состав в 35 вагонов (1-го или 2-го класса), то есть всего 70 — 71[уточнить] ось, с одним паровозом и тендером[1]. Так[как?], военнослужащим, отправлявшимся[когда?] на санаторно-курортное лечение из Санкт-Петербурга на Старорусскую военно-санитарную станцию, предоставлялся особый воинский поезд[4].
Позже[когда?], для усиления провозоспособности русских железных дорог в военном отношении, стали принимать меры для увеличения железнодорожного состава до 50 вагонов, для чего стали удлинять разъездные пути на железнодорожных станциях[1].
Воинский поезд составлялся[когда?] из обыкновенных товарных вагонов, с ручными тормозами. В них оборудовались деревянные нары для перевозки личного состава формирований (40 человек) или деревянные перегородки для перевозки лошадей (8 животных)[1].
Повозки, имущество, продовольственные и боевые припасы грузились[когда?] на открытые платформы, в зависимости от состава воинского эшелона (команды). По железным дорогам России воинские поезда следовали[когда?] по особому воинскому графику, во время остановок они обычно ставились на запасных путях железнодорожных станций, чтобы не мешать скорому пассажирскому движению, а для погрузки и выгрузки на больших железнодорожных станциях — к военным платформам[1].
Так[как?], во время японской войны 1905 года Русской армией было использовано 5 227 воинских поездов, а уже во время Первой мировой войны — 119 362.
В советский период России, согласно плану воинских перевозок для перевозки воинских эшелонов (воинских команд) также назначались воинские поезда.
Вес воинского поезда, следующего в пределах одной железной дороги НКПС, должен был[когда?] соответствовать полной весовой норме, принятой на данной железной дороге по графику движения поездов. Если эта весовая норма не обеспечивалась весом вагонов, занятых воинскими эшелонами (воинскими командами), то доведение веса такого поезда до полной весовой нормы производилось прицепкой к нему вагонов с коммерческим грузом или следующих порожняком. В таких случаях группа вагонов, занятая воинскими эшелонами (воинскими командами), именуется ядром воинского поезда, а группа прицепленных вагонов — прицепной частью; последняя должна была ставиться в голову или в хвост состава без нарушения основного ядра воинского поезда и с выполнением указаний ПТЭ[кого?]. Не допускалось ставить в голову воинского поезда платформы с брёвнами, балками и другим навалочным грузом. Прицепки и отцепки допускались только на станциях, имеющих достаточную стоянку, без нарушения графика движения поездов. Для установки ядра воинского поезда против погрузочно-разгрузочных устройств прицепная часть размещается так, чтобы середина ядра всегда находилась против середины погрузочно-разгрузочного моста[5].
Движение воинских поездов осуществлялось[когда?] либо по специально предусмотренным для них графикам, либо по расписаниям наиболее выгодно согласованных между собой товарных поездов. Воинские поезда, предназначенные для перевозки воинских эшелонов (воинских команд), составлялись[когда?] на основании особой инструкции по формированию воинского поезда, согласно установленной для них схеме[5].
В 1927 году в соответствии с военной реформой, в стрелковых войсках РККА, в связи с изменения в организационно-штатной структуре (ОШС) типовой стрелковой дивизии (сд) число поездов, для её переброски, по железной дороге, сокращено с 36 до 27 единиц.
|
Воинским поездам, следующим для обеспечения формирований ВС СССР участвующих в разгроме фашистских войск под Москвой и Сталинградом, была обеспечена скорость продвижения 800 и 1 000 километров в сутки при плане 500 километров в сутки.
Во время Великой Отечественной войны было использовано 419 157 воинских поездов (около 20 000 000 вагонов[7]).
Во время Второй мировой войны группа армий «Центр» Третий Рейх (до 1 800 000 человек) обслуживало в среднем 1 700 поездов в месяц.[8]
Во время Курской битвы общие советские воинские перевозки в район боевых действий достигли 540 000 вагонов, или в среднем 3 000 вагонов в сутки. Такие огромные воинские перевозки осуществлялись под постоянным воздействием авиации и артиллерии врага.
Сейчас воинским поездом считается[кем?][где?] поезд, имеющий в своём составе 30 и более вагонов (в двухосном исчислении), занятых воинским эшелоном (воинскими эшелонами, воинскими командами) или воинскими грузами. Воинский поезд сформировывается таким образом, чтобы крытые вагоны с личным составом формирований и действующими кухнями находились в средней части воинского поезда, а платформы и полувагоны с вооружением и боевой техникой — в головной и хвостовой частях поезда.
Вагоны для личного состава крытые четырехосные из расчёта 65−75 человек в каждом, при этом запрещается[кем?] использовать для перевозки вагоны использовавшиеся для перевозки кислот, ядовитых веществ и животных, также могут применяться[когда?] плацкартные и купейные вагоны.
Немецкий воинский поезд времён ПМВ с трофейными английским танками, 1917 год.
Портал «Военное дело» | |
воинский поезд в Викисловаре? | |
Воинский поезд в Викицитатнике? | |
В действующей армии (Гейнце) в Викитеке? | |
Воинский поезд в Викиновостях? |
ЭСБЕ/Железные дороги, в техническом отношении в Викитеке? |
Категории поездов | |
---|---|
Очередные |
Высокоскоростные · Скоростные · Скорые · Премиум-класса · Фирменные · Пассажирские · Грузовые · Почтово-багажные · Воинские · Санитарные · Грузопассажирские · Людские · Ускоренные грузовые · Хозяйственные · Локомотивы без вагонов |
Внеочередные | |
По особым требованиям | |
Устаревшие категории |
Военный поезд музей в москве, ретро поезд воинский эшелон 2023 расписание волгоград.
Германия на летних Олимпийских играх 1952, Категория:Достопримечательности Панамы, Файл:Tuite Watros Laflin.jpg.