27-05-2023
Дмитрий Владимирович Гаев | |
Дата рождения: |
21 октября 1951 (60 лет) |
---|---|
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Награды и премии |
Дми́трий Влади́мирович Га́ев (21 октября 1951, Москва, СССР) — бывший начальник ГУП «Московский метрополитен» (1995—2011), изобретатель.
Содержание |
В 1973 году закончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, в 1986 году — Московский институт управления, а в 1989 году — Высшую партийную школу.
С 1981 по 1982 год был старшим инженером МПС.
В 1982 году стал инструктором Сокольнического районного комитета КПСС, с 1986 года — инструктором и консультантом Московского городского комитета КПСС.
С 1990 по 1995 год работал первым заместителем начальника Московского метрополитена. 25 декабря 1995 года назначен начальником Московского метрополитена.
C 2001 года Дмитрий Гаев является генеральным конструктором проекта «Социальная карта москвича». Он был утверждён на эту должность согласно распоряжению Правительства Москвы 585-РП от 29 декабря 2001 года.
В 2002 году Д. В. Гаев был избран председателем Ассамблеи метрополитенов Международного союза общественного транспорта.
В марте 2005 года на борту самолёта «Аэрофлота», летевшего в Токио рейсом SU 583, Дмитрий Гаев подрался с бортпроводниками после того, как они воспрепятствовали желанию потерявшего над собой контроль начальника Московского метрополитена открыть аварийный люк, чтобы «подышать свежим воздухом». По прилёту в Токио медики обнаружили на шее одного из бортпроводников следы попытки удушения. «Аэрофлот» отказал Гаеву в обратной перевозке из Токио в Москву и внёс в «чёрный список» неблагонадёжных пассажиров[1][2].
7 февраля 2011 освобожден от должности начальника Московского метрополитена[3]. Новым начальником назначен Иван Беседин. С этой даты официально находится в отставке.
20 ноября того же года вышел на пенсию.
В период руководства Д. В. Гаева открыты 24 новые станции, были разработаны и начали эксплуатироваться вагоны 81-740 «Русич», в рамках создания новых систем безопасности организован ситуационный центр метрополитена, станции и поезда оснащены системой видеонаблюдения, установлены колонны экстренного вызова на платформах станций, внедрён новый вид турникетов.
При Д. В. Гаеве введены билеты с ограниченным сроком годности.
Кроме того, было начато введение эффективных средств оплаты проезда, таких как бесконтактные смарт-карты, карты Ультралайт и социальная карта москвича.
В октябре 2010 года новый мэр Москвы Сергей Собянин потребовал от Генпрокуратуры разобраться в том, как ГУП «Московский метрополитен» использует субсидии на развитие метро. Мэр, перед этим заявивший о необходимости увеличить темпы строительства линий метрополитена, после встреч с Гаевым, не сумевшим внятно рассказать о своих реальных достижениях на вверенном ему посту, усомнился, что выделенные на это деньги будут использованы эффективно. Одновременно мэр инициировал проверку работы метрополитена Счётной палатой.
Спустя полтора месяца Генпрокуратура направила в адрес мэра Собянина письмо, в котором был поставлен вопрос об увольнении Гаева и говорилось о необходимости устранения выявленных нарушений, защите государственных интересов, а также взыскании с Гаева убытков, причинённых предприятию. Выводы были сделаны на основании проверки деятельности ГУП «Московский метрополитен» за последние 10 лет.
Прокуроры установили, что с 2000 года руководство метрополитена ежегодно без согласия правительства Москвы сдавало в аренду помещения. Также ГУП до конца 2010 года не оформил право хозяйственного ведения на 71 станцию и почти две сотни перегонов, заявили в прокуратуре. Кроме этого, по данным ведомства, 34 земельных участка, предоставленных метрополитену в аренду, не были поставлены на кадастровый учет, из-за чего не регистрировались и договоры аренды.
14 декабря 2010 года на сайте Генеральной прокуратуры РФ были представлены результаты проверки деятельности Московского метрополитена, согласно которым руководитель ГУП «Московский метрополитен» Дмитрий Гаев при исполнении своих обязанностей действовал в целях личного обогащения, нанеся ущерб возглавляемому предприятию в размере 112 млн рублей.
В ходе расследования СК МВД установлено, что в 1998 году Гаев в соавторстве с другими лицами получил патент на изобретение «Автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте», которая была внедрена на московском метрополитене годом ранее. В дальнейшем с «Московским метрополитеном» был заключен лицензионный договор на использование указанной системы, по которому авторы патента получили в качестве вознаграждения 112 миллионов рублей.
По сведениям Генпрокуратуры, Гаев оформлял на себя патенты на различные технические новшества, созданные за счет метрополитена (в частности, на автоматизированную систему контроля проезда), а затем получал от него деньги за использование данных изобретений даже после истечения срока действия патента[4].
По словам официального представителя Генпрокуратуры за последние три года уровень безопасности движения поездов резко снизился, а рост травматизма в «подземке» составил более 12 %, при этом действующие на предприятии распоряжения способствуют сокрытию происшествий. На этом основании перед мэром Москвы был поставлен вопрос об увольнении Дмитрия Гаева с должности руководителя ГУП «Московский метрополитен» и взыскании убытков, причинённых предприятию[5][6]. Сам Гаев отверг обвинения, сославшись на то, что не знает сути обвинений: «Если я что-то незаконное получал, я должен за это отвечать, но я за собой такого не знаю. Я не знаю, о чём идет речь. Надо сначала почитать, что написано, прежде чем что-либо комментировать»[6].
6 февраля 2011 года свой вердикт вынесла и Счётная палата, объявившая о завышении смет в метро на 225 %. По мнению палаты, завышались расходы по сметам на строительство. При ремонте путей в московском метро было выявлено завышение по зарплате в два раза — на 25 млн рублей.
На следующий день, 7 февраля 2011 года Гаев, который управлял московским метрополитеном с 1995 года, был освобожден от должности с формулировкой «по собственному желанию». 23 марта 2011 года, через полтора месяца после увольнения Дмитрия Гаева с должности начальника Московского метрополитена, Следственный комитет при МВД России возбудил против Гаева уголовное дело по статье 201 УК — «Злоупотребление полномочиями», предусматривающей лишение свободы на срок до 5 лет[7].
В марте 2012 года адвокат бывшего руководителя столичного метрополитена заявил, что срок давности по делу о злоупотреблениях истек.
26 марта 2012 года уголовное дело в отношении Дмитрия Гаева прекращено следователем «за отсутствием состава преступления»[8].
В ходе следствия получены заключения специалистов в различных областях права, в результате установлено, что Гаев имел право выступать патентообладателем и заключать лицензионный договор, в соответствии с которым выплачено 112 миллионов рублей в качестве вознаграждения.
Адвокат Гаева Александр Аснис заявил, что полностью удовлетворён выводами следствия, отметив, что они лишь подтвердили, что Гаев на законных основаниях получал вознаграждения по лицензионному договору. В результате этого изобретатель Гаев стал рекордсменом России по получению вознаграждения за свои изобретения (для сравнения: Нобелевская премия составляет в пересчёте 42 миллиона рублей)[9].
11 апреля 2012 года Генпрокуратура РФ отменила постановление о прекращении уголовного дела в отношении Гаева как незаконное и возобновила расследование.[10]
Переживания, связанные с длительными следственными действиями, серьёзно подорвали здоровье Гаева. В настоящее время он проходит курс лечения от тяжёлой болезни за рубежом.
Сын, Владимир Дмитриевич Гаев (род. 1974) работал начальником управления по интеллектуальным картам ОАО «СИТРОНИКС»[14], а в 2006 году стал генеральным директором компании «СИТРОНИКС Смарт Технологии»[15], одной из основных сфер деятельности которой является выпуск смарт-карт, предназначенных для безналичной оплаты поездок на общественном транспорте[16]. Прибыль «СИТРОНИКС Смарт Технологии» только от продажи проездных билетов для метрополитена составляет около 10 млн долларов США в месяц[17]. Сам Дмитрий Гаев с ноября 2005 года является членом совета директоров ОАО «СИТРОНИКС»[17].
Дочери, Анастасии Дмитриевне Гаевой принадлежит созданная в апреле 2009 года компания «Анника групп», которая единственная в Москве владеет лицензией на производство и продажу сувенирной продукции с символикой Московского метрополитена. Производимая в Китае сувенирная продукция распространяется через сеть киосков ООО «Метропресс», 60 % которого принадлежит ГУП «Московский метрополитен». Кроме того, «Анника групп» разрабатывает линию трикотажной женской одежды с символикой метрополитена[18].
Предшественник: Сам как и.о. начальника Московского метрополитена |
Начальник ГУП «Московский метрополитен» 28 декабря 1995 — 7 февраля 2011 |
Преемник: Иван Сергеевич Беседин |
Это заготовка статьи о персоналии из России. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Гаев, Дмитрий Владимирович.