Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Гай Блоссий

22-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Гай Блоссий
Место рождения:

Кумы

Дата смерти:

130 до н. э.

Направление:

стоицизм

Гай Блоссий (лат. Gaius Blossius; год рождения неизвестен — 130 до н. э.) — античный философ-стоик, ритор, соратник Тиберия Гракха и Аристоника Пергамского.

Биография

Мы располагаем обрывочными сведениями касательно жизни и деятельности Гая Блоссия. мы тоже знаем очень немного. Его род Блоссиев происходил из итальянского города Кумы, в Кампании. Хотя о его родителях ничего не известно, но его род был известен своими антиримскими настроениями. Во время Второй пунической войны в 216 году до н. э. претор Марк Блоссий выступал за союз с Ганнибалом против Рима, а шесть лет спустя был разоблачён заговор братьев Блоссиев, собравшихся сжечь хижины в окрестностях Капуи, в которых были расквартированы римские легионеры. По мнению Д. Р. Дадли, демократические взгляды Гай Блоссий унаследовал от своих предков.

Как многие молодые италики из обеспеченных семей, в юности отправился получать образования в Грецию, где примкнул к школе стоиков и учился философии в Афинах у Антипатра Тарсийского. Блоссий оказался способным учеником: Антипатр впоследствии даже посвятил ему некоторые философские трактаты.

Тиберий Гракх и его реформа

Вслед за прохождением обучения, Гай Блоссий перебирается в Рим. В Риме поселился в качестве гостя в семье Квинта Муция Сцеволы, сторонника аграрного закона, предложенного народным трибуном Тиберием Гракхом в 133 году до н. э. Вскоре Блоссий стал другом Гракха и советником в его социальных реформах в интересах плебеев и крестьянства. Античные авторы, в частности, Плутарх, подчеркивают, что начинания Тиберия Гракха осуществлялись по совету и внушению двух радикальных философов: Блоссия и ритора Диофана, беглеца из города Митилены. Блоссий поддерживал действия Гракха, способствовал радикализации позиции сторонников аграрной реформы и борьбе с римским Сенатом. Он существенно помог Тиберию, когда народный трибун Тит Анний луск вызвал того на публичный спор по поводу законности увольнения с должности трибуна Марка Октавия.

Вскоре после убийства Тиберия Гракха, Диофана и множества их сторонников в 133 году до н. э. Гая Блоссия подвергли допросу относительно амбиций и планов его покойного товарища. Публий Назика и другие, причастные к разгрому и гибели Гракха, требовали от Блоссия ответа на вопрос «А что если бы Тиберий приказал тебе сжечь Капитолий?» Гай настаивал, что Тиберий никогда бы не отдал такого приказа, а если бы и мог так распорядиться, то это было бы не иначе, как на благо народу.

Движение Аристоника и гелиополиты

Во время судебного разбирательства, не рассчитывая на милость Сената, Гай Блоссий в 132 году до н. э. бежал в Пергам. Здесь он присоединяется к восстанию Аристоника, опиравшегося на бедняков и освобождённых им рабов в борьбе с Римом, стремившимся подчинить малоазиатское царство. По мнению Джона Фергюсона, как раз Гай Блоссий по прибытии к Аристонику предложил последнему для привлечения новых сторонников своеобразную идеологическую программу общества равных, основанную на утопической идее «города Солнца»[1]. Поэтому Андроник стал называть своих сторонников гелиополитами (Гелиос — бог Солнца; Гелиополис — «город Солнца»). В советской историографии высказывались сходные идеи, но источником идеологии гелиополитов назывались традиционные солярные культы Малой Азии[2].

В 130 году до н. э. войска Аристоника были разбиты близ города Стратоникея; после осады этого города римлянами он был вынужден сдаться в плен. Его доставили в Рим, где и задушили в тюрьме. После этого сам Гай Блоссий, не желая попасть в руки римлян, покончил с собой.

Оценки

Интерес к деятельности Гая Блоссия возрос в конце XIX — начале XX вв., когда многие учёные пытались найти в истории Древнего мира прямые параллели современной им борьбе за социализм[3]. Роберт фон Пельман в своей «Истории античного коммунизма и социализма» высказал мысль, что Аристоник и Гай Блоссий пытались установить более совершенный общественный строй, описание которого встречалось в утопическом романе Ямбула о счастливых «островах Солнца»[4]. Французский ученый Жерар Вальтер, описывая в своей «Истории коммунизма» социальные движения того времени (восстание рабов на Сицилии, движение Тиберия Гракха, волнения рабов на Делосе и в Аттике, восстание Аристоника), утверждал, что это была «первая интернациональная революция трудящихся»[5]. Арнольд Тойнби объявил Блоссия «эллинским прототипом Маркса»[6]. Встречаются также определения Гая Блоссия как «политического консультанта»[7] и «первого профессионального революционера» в истории[8].

Примечания

  1. Ferguson J. Utopias of the Classical World. L., 1975. P. 144.
  2. «Всю эту массу поднявшихся рабов и крестьянства Аристоник сумел объединить одной идеей. Он нарисовал им программу движения, конечной задачей которого была организация „государства солнца“. <…> Символ солнца становился как бы знаменем революционного выступления масс рабов и бедноты» (Мишулин А. В. Спартаковское восстание. Революция рабов в Риме в I веке до н. э. М., 1936. С. 67). Ср. позднейшее воспроизведение той же идеи: Голубцова Е. С. Идеология и культура сельского населения Малой Азии I—III вв. М., 1977. С. 209.
  3. Подробный обзор такого рода оценок см.: Vogt J. Ancient Slavery and the Ideal of Man. Cambridge, Mass., 1975. P. 83-92.
  4. Пельман Р. История античного социализма и коммунизма // Общая история европейской культуры. Т. 2. СПб. 1910. С. 491—492.
  5. Walter G. Histoire du communisme. T. 1. P., 1931. P. 551.
  6. Toynbee A.J. A Study of History. Vol. 4. L., 1939. P. 180.
  7. Блоссий из Кум, политический консультант // Полития. Политическое консультирование. М., 1999. № 2(12). С. 214—223.
  8. Гай Блоссий — первый профессиональный революционер

Источнкии

  • Протасова С. Борьба общественных идеалов в Риме в эпоху Гракхов // Из далекого и близкого прошлого. Пгр.-М., 1923. С. 40.
  • Dudley D. R. Blossius of Cumae // Journal of Roman Studies. Vol. 31. 1941. P. 94—99.

Гай Блоссий.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06